Язычество древних славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 15:36, реферат

Описание работы

Язычество притягивает к себе любого любознательного человека не только таинственными, порой непонятными обрядами, не только забытыми, канувшими в века и извлечёнными из недр земли, памятниками культуры, но и запахом древнего леса, бескрайними речными долинами, мужеством древних охотников и первопроходцев. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
1. Древнейшие цивилизации на территории нашей страны…………4
2. Происхождение славян..…………………………………….………6
3. Славянское язычество……………………………………………….8
3.1 Классификация и общие сведения……………………………...8
3.2 Мир в представлениях древних славян………………………...9
3.3 Обряд погребения………………………………………………11
3.4 Жречество……………………………………………………….11
3.5 Пантеон языческих богов………………………………………12
3.6 Влияние язычества на культуру и быт древних славян……...13
Вывод………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Язычество древних славян.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

         СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог ("Небесный") . Древнее  первенствующее божество неба и Вселенной, "бог-отец". Уподобен христианскому богу-творцу Савоафу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран.

         ДАЖЬБОГ - Солнце - сын  Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, "белого света", податель благ. Полностью соответствует античному  Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами.

         МАКОШЬ. Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением  к ней служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой  Деметре ("Земле-матери") и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим "рогом изобилия".

         СЕМАРГЛ. Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более  широком смысле - символ "вооружённого добра". Посредник между верховным  божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.

         ХОРС. Божество солнечного светила. Представлял собою некое  неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса  связаны ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно". Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.

         В итоге появляются как бы три разряда богов: на первом месте стоит общегосударственный  княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог грозы, но и как бог оружия, воинов и князей. Второй разряд составляют древние божества неба, земли и "белого света" - Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл - Макошь.

 

3.6 Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян

         Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влиянием различных  культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо  копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

         Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования.

         Раскопки на территориях  древних городов показывают всё  разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, колтах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о "Кащеевой смерти", о смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.

         Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т.д.

         К сожалению, почти  вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти  утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно  увидеть в отделке и орнаменте  языческие мотивы. Это типично  для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и яpыческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.

         Большим разнообразием  отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом:

         1. Праздник первых  ростков - 2 мая. 

         2. Моления о дожде  - с 20 по 30 мая. 

         3. Ярилин день - 4 июня.

         4. Моления о дожде  - с 11 по 20 июня.

         5. Праздник Купала - 24 июня.

         6. Моления о дожде  - с 4 по 6 июля.

         7. Отбор жертв  для праздника Перуна - 12 июля.

         8. Моления о дожде  - с 15 по 18 июля.

         9. Праздник Перуна - 20 июля.

         10. Начало жатвы  - 24 июля. Моления о прекращении  дождей.

         11. "Зажинки", окончание  жатвы - 7 августа. 

         Годичный цикл древнерусских  празднеств складывался из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним из элементов  были солнечные фазы, вторым был  цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминования предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.

         Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт  древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОД

 

         Этнографические исследования показывают поразительную живучесть многих представлений о мире, которые славяне перенесли даже в христианство. Удивляет этнографов и народная память: в некоторых сказаниях упоминаются даже вымершие исполины - мамонты "чудища хоботистые".

         После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате русское православие, по крайней мере в народном представлении, превратилось в симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества. Многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество. Например, день святых Бориса и Глеба (2 мая) совпадал с языческим праздником первых ростков.

         Язычество Восточных Славян - огромный культурный пласт, представляющий интерес для историков, этнографов и искусствоведов. Трудно недооценить его влияние на дальнейшую судьбу Русского государства. Это красочный, многогранный, богатый, интересный мир. Славянский политеизм отражал многообразие мира, многообразие реальных космических сил. Древние славяне видели в своих богах реальные и разумные силы природы, считали себя её частью и растворялись в ней.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

литература

 
 

         1. Доватур А. И., Каллистратов Д. П., Шишова Н.  А. Народы нашей страны в  "Истории" Геродота. М., 1982.

         2. Рыбаков Б. А.  Язычество древней Руси. М., 1987.

         3. Сахаров А. Н., Новосельцев А. П. История России  с древнейших времён до конца 17 века. М., 1996.

         4. Седова М. В.  Восточные славяне в 6-13 вв. М., 1982.

Информация о работе Язычество древних славян