Возникновение христианства и его развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

О происхождении христианства написано огромное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Работа содержит 1 файл

моя контрольная Христианство.docx

— 47.71 Кб (Скачать)

 

1.Ведение.

О происхождении христианства написано огромное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще  трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители  библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Данная тема была выбрана  мной потому, что оказалась наиболее близкой среди других предлагаемых на выбор тем контрольной работы моим личным интересам. Над вопросами религии я стала задумываться уже давно. Мне интересно наблюдать и анализировать те процессы, которые происходят в мире и в нашей стране и связаны с религией.  Ведь ни для кого не секрет, что еще несколько лет назад религия в нашей стране находилась практически под запретом: осуждали ходивших в церковь, крестивших детей и т.п. «Религия – опиум для народа», - провозгласил всем известный исторический деятель – Карл Маркс, а В.И. Ленин позднее заявил: «Всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке... есть невыразимейшая мерзость». Этого было достаточно, чтобы многие годы, верующие люди претерпевали гонения, как моральные, так и физические. «В период правления Иосифа Сталина, в конце 20-х – 30-е годы, - говорится в Британской энциклопедии, - церковь терпела жестокие преследования, которые унесли тысячи жизней. К 1939 году в стране оставалось всего три или четыре официально назначенных епископа и около ста действующих церквей». Однако, Россия  - любительница крайностей. Когда неожиданно распался СССР, люди стали задумываться над вопросом, почему Советская власть так усиленно боролась с религией. Многие из тех, кого десятилетиями воспитывали в духе атеизма, начали интересоваться религией. Стало не только почетно крестить детей и ходить в церковь, но еще и модно соблюдать посты, освящать здания, автомобили и т.п. Религия в нашей стране превратилась в своеобразную коммерцию и стала очень дружна с политикой, что в принципе противоречит христианским канонам. В данный момент христианская церковь развивается форсированными темпами. По этому поводу в обществе витают  разноречивые толки. Слышны мнения о том, что церковь даже стремится к распространению влияния на государственную власть. Чтобы разобраться, необходимо понять вопрос и изучить историю христианства с самого начала.

Кроме того, я считаю себя христианкой. Но в это понятие  я вкладываю не ритуалы посещения  церкви и ношения креста, а стремление жить по христианским канонам, соблюдать  христианские заповеди, те, которые  прописаны в Библии. И для этого  тоже  необходимо знать и изучать  вопросы, связанные с религией, христианством, Библией. В связи с этим я и  остановилась именно на этой теме, выбрав ее для написания данной контрольной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ЧТО ТАКОЕ ХРИСТИАНСТВО.

Так что же такое христианство? Если говорить совсем коротко, это религия, в основе которой лежит вера в  то, что две тысячи лет назад  Бог пришёл в мир. Он родился, получил  имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как  человек. Его смерть и последующее  воскресение из мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь  положила начало новой, европейской  цивилизации. Для христиан же главным  чудом было не слово Иисуса, а  Он Сам. Главным делом Иисуса было Его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

Христиане верят, что мир  создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Человек, по замыслу Бога наделённый свободной волей, ещё  в раю попал под искушение  сатаны - одного из ангелов, восставших против Божией воли, - и совершил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу человечества. Человек нарушил  Божий запрет, возжелал сам стать  «как бог». Это изменило самую его  природу: утратив благую, бессмертную  сущность, человек стал доступен страданиям, болезням и смерти, и в этом христиане  видят следствие первородного греха, передающегося из поколения в  поколение.

Человек был изгнан из рая  с напутствием: «В поте лица твоего будешь есть хлеб...». Потомство первых людей - Адама и Евы - населило землю, но с первых дней истории существовала пропасть между Богом и человеком. Чтобы вернуть человека на путь истинный, Бог явил Себя избранному Им народу - иудеям. Бог не раз открывался пророкам, заключал «заветы» (т. е. союзы) со «Своим» народом, дал ему Закон, содержавший правила праведной жизни.

Священное Писание евреев проникнуто ожиданием Мессии - того, кто сможет избавить мир от зла, а  людей - от рабства греху. Для этого  Бог послал в мир Своего Сына, который страданиями и смертью  на кресте искупил первородный грех всего человечества - бывшего и  будущего. Воскресение Христа знаменует  для христиан победу над смертью  и вновь обретённую возможность  вечной жизни с Богом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился», - говорил св. Афанасий Великий.

С той поры для христиан начинается история Нового Завета с  Богом. Это Завет Любви. Его важнейшее  отличие от Ветхого (т. е. старого, прежнего) Завета заключается в самом понимании  Бога, Который, по словам апостола, «есть  Любовь». На протяжении всего Ветхого  Завета основа отношений Бога и человека - закон. Христос же говорит: «Заповедь  новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас»; Он Сам являл пример совершенной любви.

Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум  не вмещает представления о едином Боге, существующей в трёх лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Таинственно проявление божественной любви, посылающей Сына Божия на смерть. Тайной является соединение ( «неслиянное и нераздельное» ) божественной и человеческой природы во Христе, рождение Сына Божия от Девы. Непостижима для рационального ума возможность воскресения после смерти и то, что смерть одного человека (и одновременно Бога) спасает от смерти всё человечество. Необъяснимо с точки зрения обыденной логики одно из главных таинств христианства - причастие, основанное на евхаристии (претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа), и приобщение верующих через вкушение этих божественных даров к Богу.

Эти тайны можно постичь, только уверовав, а вера, по определению  апостола Павла, «есть осуществление  ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11.1).1 Господь просветляет разум человека и преобразует всё его существо, давая ему возможность непосредственного видения духовной реальности, разумения и исполнения воли Бога. Такой опыт святых и праведников составляет Священное Предание христиан. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Священное Писание христиан - Библию (греч. «книги»).

Библия - это не изложение  вероучения и не история человечества. Библия - это рассказ о том, как  Бог искал человека.

Вот эпизод из самого начала Библии: после того как люди совершили  первый грех, они «услышали голос  Господа Бога... и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» (БЫТ. 3.8-9).

Итак, Библия - это речь Бога, обращённая к людям, а также рассказ  о том, как люди слушали - или не слушали - своего Творца. Этот диалог длился свыше тысячи лет. Религия Ветхого  Завета начинается с середины II тыс. до Рождества Христова (Р. X.). Большинство  книг Ветхого Завета составлено с VII по III в. до Р. X.

К началу II в. по Р. X. к Ветхому  Завету были присоединены книги Нового Завета. Это четыре Евангелия (греч. «благая весть») - описания земной жизни Иисуса Христа, сделанные его учениками, апостолами, а также книги Деяний апостолов и Посланий апостолов. Завершает Новый Завет Откровение Иоанна Богослова, в котором рассказывается о конце света. Эту книгу часто называют также Апокалипсисом (греч. «откровение»).

Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке - иврите. Книги Нового Завета в основном были созданы уже на греческом языке (точнее, на его диалекте - койнэ).

Более 50 человек в разные времена принимали участие в  написании Библии. И при этом Библия оказалась единой Книгой, а не просто сборником разрозненных проповедей. Каждый из авторов свидетельствовал о своём опыте встречи с  Богом, но христиане твердо уверены, что Тот, с Кем они встречались, всегда был Одним и Тем же. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне... Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 1.1, 13.8).

Ещё одна характерная особенность  христианства как религии заключается  в том, что оно может существовать только в форме Церкви. Церковь - это сообщество людей, верящих во Христа: «...где двое или трое собраны  во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18.20).

Однако слово «церковь»  имеет разные значния. Это и сообщество верующих, объединённых общим местом проживания, одним священнослужителем, одним храмом. Такая общность составляет приход. Церковью, особенно в православии, принято называть также храм, который в этом случае воспринимается как «дом Божий» - место совершения таинств, обрядов, место совместной молитвы. Наконец, Церковь может пониматься как форма христианской веры. За два тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных традиций (конфессий), каждая из которых имеет свой Символ веры (краткая формула, вобравшая в себя основные положения вероучения), свой обряд и ритуал. Поэтому можно говорить о Православной Церкви (Византийская традиция), Католической Церкви (Римская традиция) и Протестантской Церкви (традиция Реформации XVI в.). Кроме того, есть понятие Земной Церкви, объединяющей всех верующих во Христа, и понятие Небесной Церкви - идеального божественного устроения мира. Есть и другое толкование: Небесную Церковь составляют святые и праведники, окончившие свой земной путь; там, где земная Церковь следует заветам Христа, она составляет единство с небесной.2

 

3.Общественные предпосылки возникновения христианства.

Кризис старых духовных ценностей  требовал какого-то социально-психологического замещения их. Искать замену в пределах греко-римского культурного круга  было бесполезно, потому что его  мыслители еще долго не могли  преодолеть обаяния идей, созданных  полисным миром, который формально  продолжал существование еще  в течение столетий. Правда, в  более скромных социальных слоях, не затронутых учениями философов, отмечены и сообщества такого типа, где подготавливалась моральная атмосфера, в которой  позднее могло расцвести христианское учение. Уже в I в. до н. э.  в Малой  Азии сложились общины митраистов. В Греции еще ранее, со времен расцвета полиса, существовали и продолжали существовать в период империи общины орфиков. Учение их возводилось к древнему мифическому певцу и музыканту Орфею, якобы нисходившему в преисподнюю в тщетной попытке высвободить оттуда свою супругу Эвридику. Признавая весь пантеон греко-римских божеств, орфики переосмысляли мифы о них в этико-символическом духе: из яйца Хроноса («Времени») родился Эрос—божество любви и света, который и создал первичный мир, лишь видоизмененный Зевсом и олимпийскими богами. Орфики учили, что душа человека проходит круг перевоплощений, но он может быть сокращен «орфической» жизнью, которая предполагала презрение к плоти и аскетизм; выходя из круга перевоплощений, душа человека вступала в вечный мир блаженства и божественного бессмертия.

Учение орфиков, однако, тоже не могло ответить на болезненные вопросы эпохи — хотя бы потому, что не порывало с уже опостылевшими «полисными» культами и с культом императора, делая упор на самосовершенствование в пределах существующей системы ценностей. Еще важнее было то, что орфические общины были тайными, строго замкнутыми группами. Но трудно отрицать, что и орфизм подготавливал среди населения империи многие идеи будущего христианства — прежде всего идею неокончательности смерти, возможности бессмертия для каждого праведника и воздаяния человеку по делам его в загробном бытии.

На Ближнем Востоке  дело обстояло по-иному. Здесь уже по крайней мере с VI в. до н.э. возникли эсхатологические(От греч. эсхатос — «крайний, конечный». Эсхатология — религиозное учение о «последних временах», о конечных судьбах мира и человека.) течения — мистика абсолютного будущего, ожидания прихода спасителя мира для учреждения нового, окончательного и безупречно справедливого порядка на земле. Ожидание спасителя было свойственно многим направлениям зороастрийской религии, но особенно характерно было упование на будущего спасителя «помазанника» для течений, слагавшихся на почве ветхозаветной религии, видимо, не без влияния зороастризма. В связи с перипетиями эллинистической истории, с многократными переселениями этнических групп — ив том числе иудеев — во все концы эллинистического мира ветхозаветные идеи получали все более широкое распространение. Иудеи, принадлежащие к «диаспоре» (выселенцы из Палестины), занимались привлечением новообращенных в ортодоксальный иудаизм, но, кроме того, в разных местах образовывались, как мы уже видели («Расцвет древних обществ», лекция 20), различные более или менее обособленные группы и течения, такие, как терапевты в Египте, ессеи в Иудейской пустыне у Мертвого моря, сторонники Иоанна «Крестителя», а затем и многие другие. Для всех них были характерны не только эсхатологические чаяния вообще, но и ожидание избавления, которое будет принесено в «конечные времена» конкретным лицом. Для ортодоксальных иудеев это должен был быть непременно потомок древнего царя Давида, помазанный Богом в цари («помазанник» подревнееврейски машиах, по-греч. мессия или Христос); ожидалось, что он восстановит конкретное государство, но не в его прежнем виде, а в виде идеального, утопически-справедливого царства, доступного только праведникам, выполнявшим боговдохновенный «Закон» Торы, или Пятикнижия, приписывавшегося Моисею. Вера в приход мессии утвердилась по крайней мере еще с VI в. до н. э. Часто считали, что перед пришествием мессии будет новое явление пророка Илии, который якобы не умер, а вознесся живым на небо и может вновь появиться на земле в «конечные времена». Другие религиозно-этические движения сходного происхождения сохраняли веру в будущее пришествие мессии, хотя рассматривали его более в нравственном аспекте. Иудеи считали, что Яхве заключил со своим народом особый «завет» (договор, материальным признаком которого было обрезание: оно должно было отличать поклонников Яхве от всякого другого народа). Новые секты и религиозные движения стали выдвигать идею о «Новом завете», т. е. новом договоре между богом и людьми, основанном на более высоких нравственных требованиях единого божества к личности человека. Представление о таких личных отношениях между богом и человеком не могло сложиться в хаотическом мифологическом мире греко-римской культуры — оно могло сложиться лишь па почве монотеизма, веры в одного бога, лицом к лицу с которым оказывается человек. Монотеизм же реально существовал в I в. до н. э.— I в. н. э. только в учениях, развившихся на библейской почве. Кроме того, именно здесь неизбежно было наиболее резкое столкновение с официальной идеологией Римской империи: монотеизм был абсолютно несовместим с идеологическим обоснованием империи — культом императора как одного из «божеств».3

Информация о работе Возникновение христианства и его развитие