Роль Троице-Сергиевой Лавры в становлении русской школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 11:46, реферат

Описание работы

Исследование роли монастырей, в частности, Троице-Сергиевой Лавры, в истории отечественной духовности и культуры обретает особое значение. XX век – эпоха духовных катастроф, смятений и войн. Подмена подлинной культуры суррогата псевдокультуры, пропаганда насилия, распространение наркомании и алкоголизма ведут к духовной, нравственной, интеллектуальной, физической деградации народа. Именно – неизменным религиозным и культурным оплотом российской государственности.

Содержание

Введение 2
История Троице-Сергиевой лавры 3
Сергий Радонежский – духовный предводитель духовной Руси, определивший развитие русского просвещения 6
Московская духовная Академия 8
Перевод Академии в Троице – Сергиеву Лавру 8
Вклад Московской Духовной Академии в образовании России 14

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

   Содержание 

  1. Введение                                                                                                       2                                                     
  2. История Троице-Сергиевой лавры                                                             3
  3. Сергий Радонежский – духовный предводитель духовной Руси, определивший развитие русского просвещения                                       6
  4. Московская духовная Академия                                                                 8
  5. Перевод Академии в Троице – Сергиеву Лавру                                        8                                  
  6. Вклад Московской Духовной Академии в образовании России            14
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Исследование роли монастырей, в частности, Троице-Сергиевой Лавры, в истории отечественной духовности и культуры обретает особое значение. XX век – эпоха духовных катастроф, смятений и войн. Подмена подлинной культуры суррогата псевдокультуры, пропаганда насилия, распространение наркомании и алкоголизма ведут к духовной, нравственной, интеллектуальной, физической деградации народа. Именно – неизменным религиозным и культурным оплотом российской государственности.

       Многие века православное монашество  в российском обществе выполняло ценностно-ориентирующую функцию. Монастыри были средоточием духовной, интеллектуальной и художественной деятельности. В обителях не только создавались творения культуры, вырабатывались богословские, нравственные идеи, но и шел процесс практического обучения многим видам творчества.

        В древней Руси значимость  монастыря была колоссальной: ее  первым игумен Сергий Радонежский  был главным духовным авторитетом  того времени. Он вел активную  благотворительную, просветительскую  работу, выступал учителем нравственности не только для иноков, но и для светского населения, занимался миротворческой деятельностью. Об этом, в частности писал Д.С. Лихачев: «в XIV в. преп. Сергий умиряет княжеские распри. Он подчиняет политике Москвы Рязанское княжество. Осенью 1385 г. Сергий Радонежский прошел пешком 200 верст к князю Олегу Рязанскому и склонил его к примирению». Он благословляет Дмитрия Донского и его войско на Куликовскую битву, защиту русской земли и православной веры, укрепляет его духовно и дает ему в помощь двух иноков-братьев Александра Пересвета и Андрея Ослябу.

          Преподобный Сергий основал Киржачский, Голутвин, Симонов, Борисоглебский и др. монастыри, воспитал много учеников и последователей (преп. Савва Сторожевский, преп. Мефодий Пешношский, преп. Григорий Голутвинский, преп. Павел Обнорский и др.), которые разошлись по Руси и основали наиболее известные монастыри, ставшие центрами духовной жизни, культуры и просвещения.

        Один из наиболее известных монастырей является Свято-Троице-Сергиевая Лавра.

      
 
 
 
 
 
 

   История Троице-Сергиевой Лавры

 В 1340-х годах Сергий Радонежский основал небольшой общежительный монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы близ Хотькова, на холме Маковец. В 1355 году в монастыре был введен новый, общежитийный устав. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную; игуменом монастыря стал его основатель. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней (прямоугольный внутренний двор с церковью и трапезной, окруженный с четырёх сторон кельями). Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром Московских земель, поддержкой московских князей.

      Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвына поле боя вышли монах и богатырь Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. В 1392 году преподобный Сергий умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства (в монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ).

       В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. В 1422 году, году на месте деревянной церкви игуменом Никоном был заложен главный храм обители — Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косово, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом Поле; позднее за монастырем закрепилось название «Троице-Сергиева Лавра». При строительстве храма были обретены мощи преподобного Сергия. В 1550-х годах Троицкий монастырь был обнесен белокаменной стеной (длиной 1284 метра, с 11-ю башнями); в 1561 году он получил статус архимандрии. В 1585 году был построен Успенский собор.

Василий Верещагин. «Осада Троице-Сергиевой лавры»

        В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А. Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского; большой вклад в дело освобождения внесли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын, помогавшие Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживавшие дух войска.

        Монастырю благоволили русские цари; они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»); в монастыре был крещён Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I; при нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву. В 1738 году поменялась система управления монастырём: он стал подчиняться Духовному совету; вскоре (в 1744 году) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула лавры; главой Лавры утверждался Митрополит Московский.

   Многовековая история Троице-Сергиевой Лавры – отражение славной истории Росси, например патриотического служения. В годы смуты Троице-Сергиева Лавра показала пример мужественного стояния за честь русского народа. Она сделала неприступной крепостью на пути захватчиков. В сознании русских людей она всегда была оплотом духовного и национального единства, символом независимости России. Подобным образом и монастыри созданные учениками-иноками «школы преподобного Сергия», постепенно стали крупнейшими духовными и миссионерскими центрами, выполняли объединяющую, патриотическую миссию.

       Они несли свет христианской  истины и культуры диким народам  окраин Руси, вливали новые племена  в состав государства, становились  форпостами на пути внешних  врагов.

      Обитель преподобного Сергия, как пишет один из исследователей его истории, - «краткий конспект бытия нашей родины», художественный портрет России, место, где наше Отечество ощущается как целое. Все направления русской жизни берут свое начало от этого истока. Русская икона, русская литература, русская книга, русская архитектура – все русские просвещение получали «основное свое воспитание» от просветительной  деятельности Лавры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сергий  Радонежский –  духовный предводитель Древней Руси, определивший развитие русского просвещения 

  

    Духовное, культурное и политическое возрождение  Руси, объединение русских земель  вокруг Москвы и создание единого  мощного государства, начавшееся  после победы русского народа  в Куликовской битве в 1380 году, стало возможным благодаря жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Они сумели пробудить в соотечественниках высокие нравственные и патриотические чувства, сплотить народ, воодушевить его на борьбу за национальную независимость, на созидание сильной, высокоразвитой державы.

     В Троицкой обители русские люди увидели новую жизнь – жизнь, чуждую раздоров и ненависти, жизнь, где господствовала любовь и сострадание. Тихость  нрава, кротость, молчание, смирение, безгневие, простота, любовь, равная ко всем, - эти качества преподобного Сергия в течение всего его пятидесятилетнего подвига незаметно распространились по Руси, духовно врачуя, утешая русских людей, укрепляя нравственные силы народа, его веру.

   И в  дальнейшей истории нашей страны именно силой веры русские люди прогоняли захватчиков, заселяли непроходимые леса и пустыни, благодаря вере распространялось просвещение.

     Если попытаться кратко охарактеризовать деятельность великого основателя Лавры, то наиболее точным будет понятие «собирание».  Как пишут его биографы, вначале он молитвой собирает воедино силы своей души, затем, « далеко отбрасывая лучи благодати, мира и любви», собирает вокруг себя братию монастыря. А затем, постепенно, он собирает и всю Русь. До ста монастырей – духовных центров просвещения – было основано им самим и его учениками.

      Преподобный Сергий посвятил свою жизнь нравственному воспитанию русского народа. Один из главных методов его воздействия, по свидетельству исследователей его жизни и деятельности, -  « личный живой пример его святой жизни». На любом поприще он трудился с неослабной энергией. Уже, будучи игуменом, руководителем монастыря, он был для иноков « и поваром, и пекарем, и мельником, и дровоколом, портным, плотником». На нем лежал тяжкий труд по духовному воспитанию монахов. С любовь он принимал приходящих в обитель, особенно пристально наблюдая за духовным состоянием вновь поступивших, и распределял послушания по силе и склонности каждого. Каждую ночь заботливый настоятель ходил мимо келий, легким стуком напоминая тем, кто предавался праздному слову, о необходимости молитвы – главное иноческого делания. А наутро он вразумлял согрешившим, вызывая у них раскаяние не резким обличием, не упреками, а осторожными намеками, тихой и кроткой речью. По свидетельству современников, он « с терпением и любовь врачевал души». Под его мудрым управлением в Троицкой обители из пришедших в нее разных по характеру и духовному устроению людей « складывалось настоящее братство» - с « единой душой и единым сердцем».

   Главная  заслуга преподобного Сергия  Радонежского, как пишет один  из его биографов, в том,  что он « возродил на Руси  дух апостольского христианства, сумел создать и утвердить  в своей обители ту евангельскую  основу жизни, атмосферу единодушия и единомыслия», которая составила фундамент русского возрождения.

      По свидетельству одного из известных российских деятелей, « взглядываясь  в русскую историю,… мы не найдем ни одной книги, которая не приводила бы к этому первоузлу, к этому Ангелу земли Русской:  нравственная идея, государственность, русская школа, русская наука – все эти нити сходятся к Преподобному (Троице-Сергиева Лавра и Россия).

Свято-Троицкий монастырь с середины 14 века становится духовным и культурным центром Древней  Руси. Усилиями игумена Сергия и его ближайших сподвижников в стенах Троицкой обители создается иноческая школа благонравия, ставшая для русского народа образцом духовной и нравственной жизни. Здесь воспитываются истинные поборники православия, созидатели отечественного образования и культуры. Здесь  обучаются монахи-книжники и иконописцы, развивается ремесленное дело. Отсюда христианское просвещение распространяется по всем русским землям, делаясь доступным для широких народных масс. Не случайно именно сюда, в Свято-Троице-Сергиеву лавру, в 1814 году переводится из Москвы Московская Духовная Академия, которая ведет свою историю от Славяно-греко-латинской академии, основанной в 1687 году.

                                            
 

Московская  Духовная Академия  

     Московская духовная академия, являющаяся крупнейшим центром духовного образования в Русской Православной Церкви и первым высшим учебным заведением в России, была основана в 1685 году. До 1814 года она носила название "Славяно-греко-латинской академии" и размещалась в центре Москвы в Заиконоспасском монастыре. 
Академия унаследовала лучшие церковно-богословские и культурно-исторические традиции Православия. Уже первые ее выпускники внесли значительный вклад в отечественное духовное просвещение. Начало XVIII века - время петровских перемен - ознаменовало новый этап в жизни Академии. Расширилась научно-богословская деятельность, возросло число преподавателей и учащихся, были введены новые предметы. К концу XVIII века Славяно-греко-латинская академия пришла со значительными результатами. Ее выпускники — выдающиеся иерархи, клирики, блестящие проповедники и церковные писатели, государственные деятели, ученые, историки, поэты, переводчики. Среди питомцев Академии — первый русский сатирик князь Антиох Кантемир, великий ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов, математик Л.Ф. Магницкий и многие другие известные деятели русского просвещения.

Информация о работе Роль Троице-Сергиевой Лавры в становлении русской школы