Роль религии в византийской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:36, реферат

Описание работы

В 4 веке Византия принимает христианство в качестве официальной религии. И можно сказать, что языческое сознание уступило христианскому. Христианское сознание обращено к внутреннему миру человека. Входе утверждения христианства в Византии появились сритски (иные толкования основных догматов), А каких же именно Церковь не допускала инакомыслия. Она стремилась укрепить свои позиции. И средневековое сознание было ориентированно на авторитеты. Церковь предписывала постигать божественные истины, а не менять их.

Работа содержит 1 файл

Роль религии в византийской цивилизации.doc

— 33.00 Кб (Скачать)

Роль религии  в византийской цивилизации

Одним из характерных  признаков средневековых цивилизаций  является господство мировых религий. Впервые идеология в её религиозной  форме становится доминирующем фактором развития общества.

В Византии господствующей идеологией являлось христианство. Которое возникло в 1 веке. Христианство дало новое представление о мире. Мир состоит из двух частей:

  • мир земной (греховный)
  • мир небесный (идеальный, чистый)

В 4 веке Византия принимает христианство в качестве официальной религии. И можно сказать, что языческое сознание уступило христианскому. Христианское сознание обращено к внутреннему миру человека. Входе утверждения христианства в Византии появились сритски (иные толкования основных догматов), А каких же именно Церковь не допускала инакомыслия. Она стремилась укрепить свои позиции. И средневековое сознание было ориентированно на авторитеты. Церковь предписывала постигать божественные истины, а не менять их. Предметом споров на долгое время был догмат о святой троице. Которая включала Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого духа. Шли споры особенно на ранних этапах Византийской цивилизации природе Христа.

Какие же ериси  возникли в это время. Основная ересь  арианство. Ей были подвержены многие варварские, германские народы. Ариаие считали что Христос является человеком. А его божественность была передана ему Богом Отцом. На ряду с Арианами имела место в Византии такая ересь как меккорианство. Меккариане утверждали что имеется разница между Христом верхним человеком и сыном Божием и связь их была только временной. И наконец существовала такая ерссь как монофизитство. Монофизиты утверждали что природа Христа божественна. Византийская церковь утверждала что Христос совмещает в себе 2 сущности, и человеческую, и божественную. В этом была основа надежды на спасение. И византийцы получили возможность открыть в себе божественное начало.

Не только споры  о сущности Христа вызывали ожесточённые дебаты и вызывали такие еретические  движения как арианство, меккорианство, монофизитство. Но также существовали другие очень важные споры. Следующий из них это о соотношение духовного и физического человека. Эти споры до сих пор не утихают и в современном обществе. Но для Византии этот спор был очень важен. Появились такие идеи как павликианство в Армении и богомильство в Болгарии. И павлекиане и богомилы утверждали, что небеса это владения бога, а земля это владение сатаны, и что человека создавали вместе и бог и сатана (бог душу, а сатана тело). Они призывали верующие к верности яксикелю. Византийская церковь утверждала что тело не может помешать развитию в себе божественного начала. Оно создано богом ибо еще апостол Павел утверждал что тело это храм духа святого.

Именно христианство открыло дисгармонию человека (красота  телесная, красота духовная).

В 11 веке окончательно сформировалось два ветвления в  христианстве. Католическое на западе и православное на востоке. Произошел  раскол церквей который называется схизма (1054 год - раскол церквей). Поводом  послужила попытка католической церкви дополнить символ веры. На западе церковь решала свои дела по вопросам спасения души человека. Она отпускала грехи, оценивала добродетель и недостатки человека. Был выработан целый условно говоря кодекс исторических правил, форм поведения человека. Таким образом происходила своеобразная регламентация жизни человека. Позитивным моментом в этом является то что человек выработал в себе внутреннею дисциплину и внутреннюю организованность.

В Византии церковь  утверждала что путь к спасению, путь к богу мог происходить и  без участия церкви, человек мог и на прямую обратится к богу через молитву соединившись с ним. Таким образом в христианстве превалирует эмоциональное индивидуальное начало. Отсюда и система ценностей, и поведение, и несколько иной идеал личности. Он начал формироваться в Византии, а потом она передала эту систему России и таким образом формирование русского типа человека очень эмоционального человека с мистическими взглядами формировалось на протяжение многих столетий. Религия Византии выполняла также стабилизирующею функцию. Она являлась единой оболочкой формирования Византийской духовности и культуры. Культурные ценности языческой античности Византийской церковью не отрицались. Изучение античности, философии, литературы поощрялось. Византийская школа отличалась от западно-европейской школы. В отличие от запада обучение в Византии проходило под влиянием церкви, но оно не было так жестко привязано к церкви. Византийская наука развивалась под сильным влиянием античности и успехи, достижения византийцев были связанны с потребностями хозяйственного развития и управления страны.

Таким образом  Византийская цивилизация это христианская цивилизация. Основными её достижениями можно считать следующие: доминирующим фактором в обществе становится религия. Православие выступает идеологической основой Византийской религии " исключительное сочетание жизни Византии с христианской религией, эллинистической культурой и римской государственностью сделали Византийскую цивилизацию не похожей ни на одну другую. " Византийская цивилизация оказала влияние на развитие русских, формирование русской идеи. Идеи всеединства, идеи государственности.

Информация о работе Роль религии в византийской цивилизации