Религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:55, реферат

Описание работы

Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения – Священное писание (Библия, особенно её вторая часть – Новый Завет)

Содержание

1. Введение……………………………………………………3

2. История возникновения Христианства и его развитие… 4

3. Религия с точки зрения науки социологии ………….......12

4. Роль религии в современном обществе…………………..16

5. Список литературы ……………

Работа содержит 1 файл

Реферат религия 5курс.docx

— 60.56 Кб (Скачать)

Оглавление

 

1. Введение……………………………………………………3

 

2. История  возникновения Христианства и  его развитие… 4

 

3. Религия  с точки зрения науки социологии  ………….......12

 

4. Роль религии  в современном обществе…………………..16

 

5. Список  литературы ………………………………………  21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение

Христианство  – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет  три основных ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и  секты – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения – Священное  писание (Библия, особенно её вторая часть  – Новый Завет). Христианство возникло в 1 веке н.э. в восточной провинции  Римской империи, в Палестине  как религия угнетенных. В 4 веке стало государственной религией Римской империи; в средние века христианская церковь освящала феодальный строй; в XIX веке, с развитием капитализма, превратилась в опору буржуазии.

Библия –  это речь Бога, обращенная к людям, а также рассказ о том, как  люди слушали или не слушали своего Творца. Этот диалог длился свыше тысячи лет. Религия Ветхого Завета начинается с середины II тысячелетия до Р.Х. Большинство книг Ветхого завета составлено с  7-ого по 3-ий век  до Р.Х. К началу II в. По Р.Х. к Ветхому  Завету были присоединены книги Нового Завета. Это четыре Евангелия –  описания земной жизни Иисуса Христа, сделанные его учениками, апостолами, а также книги Деяний апостолов  и Посланий апостолов. Завершает  Новый Завет Откровение Иоанна Богослова, в котором рассказывается о конце  света. Эту книгу часто называют Апокалипсисом (греч. «Откровение»).

            Книги Ветхого Завета написаны  на древнееврейском языке –  иврите. Книги Нового Завета были  созданы на диалекте греческого  языка – койне.

            Более 50 человек в разные времена  принимали участие в написании  Библии. И при этом Библия оказалась  единой книгой, а не просто  сборник разрозненных проповедей. Каждый из авторов свидетельствовал  о своем опыте встречи с  Богом, но христиане твердо  уверены, что Тот, с Кем они  встречались, всегда был Одним  и Тем же. «Бог, многократно и  многообразно говоривший издревле  отцам в пророках, в последние  дни сии говорил нам в Сыне…  Иисус Христос вчера и сегодня  и во веки Тот же». Ещё  одна особенность христианства  как религии заключается в  том. Что оно может существовать  только в форме Церкви. Церковь  – это сообщество людей, верящих  во Христа: «…где двое или трое  собраны во имя Мое, там Я  посреди них».

            Однако слово «церковь» имеет  разные значения. Это и сообщество  верующих, объединенных одним местом  проживания, одним священнослужителем, одним храмом. Такая общность  составляет приход.Церковью, особенно  в православии, принято называть  храм, который в этом случае  воспринимается как «дом Божий» - место совершения таинств, обрядов,  место совместной молитвы. Наконец,  Церковь может приниматься как  форма христианской веры. За 2 тысячелетия  в христианстве сложились и  оформились несколько различных  традиций (конфессий), каждая из которых  имеет свой символ веры (краткая  формула, вобравшая в себя основные  положения вероучения), свой обряд  и ритуал. Поэтому можно говорить  о Православной Церкви (Византийская  традиция), Католической церкви (Римская  традиция) и Протестантской церкви (традиция Реформации 16 века).  Кроме  того, есть понятие Земной Церкви, объединяющей всех верующих во  Христа, и понятие Небесной Церкви  – идеального божественного устроения  мира. Есть и другое толкование: Небесную Церковь составляют  святые и праведники, окончившие  свой земной путь; там, где Земная  Церковь следует заветам Христа, она составляет единство с  небесной.Христианство уже давно  перестало быть монолитной религией. Причины политического характера,  внутренние противоречия, накопившиеся  начиная с 4-ого века, привели  в 11-ом веке к трагическому  расколу. И до этого в разных  поместных церквях существовали  различия в богослужении и  богопонимании. С разделением  Римской империи на 2 самостоятельных  государства образовались и 2 центра христианства – в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершенно особой роли папы как Римского первосвященника – главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась Церковь на Востоке.            Образовались 2 христианские конфессии (лат. «исповедание», т.е. направления христианства, имеющие различии в вероисповедании) – православие и католичество. В 16 веке Католическая Церковь испытала раскол: возникла новая конфессия – протестантство. В свою очередь Православная Церковь в России пережила тяжелейший раскол на старообрядческую и православную церкви.Сегодня христианство представляют 3 конфессии, каждая из которых делится на множество деноминаций, т.е. течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большая часть протестантов признают догмат (определение Церкви, имеющее безусловный авторитет для каждого члена) о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание – Библию.            Подсчитать точное число христиан не так-то и просто. Однако общие статистические данные дают следующие цифры.Православная Церковь состоит из 15 автокефальных церквей (административно самостоятельных), 3 автономных (полностью независимых) и насчитывает в своих рядах около 1200 млн. человек. Римско-католическая Церковь насчитывает около 700 млн. верующих. Протестантские церкви, входящие во Всемирный Совет Церквей, объединяют около 250 млн. человек.Изменившееся соотношение сил в мире после Второй Мировой Войны, научный прогресс привели христианские церкви к изменению курса, они встали на путь модернизации догматики, культа, организации и политики.

 На сегодняшний  день в мире насчитывается  более 280 стран, некоторые из  них процветающие державы мира, а другие влачат жалкое существование.  В одних — диктаторские режимы  правления, в других — демократические.  Богатые США, Канада, нищие страны  Африки, Азии. Почему судьбы государств  и народов складывались по-разному?  В разное время пытались выяснить  этот один из важнейших вопросов  истории. Его пытались объяснить  то разницей в производственных  отношениях, то влиянием климата,  то различными подходами к  классовой борьбе, то национальными  и культурными традициями. Исследуя  философию истории с позиций  Библий, мы увидим, что причины  кроются в вероисповеданиях, которых  придерживаются те или иные  страны. В своих прошлых работах  мы уже показывали, что к падению  многих государств — Шумера, Ассирии,  Вавилона, Рима, инков, ацтеков, майя  и пр. привела языческая религия,  способствовавшая вырождению и  деградации народов. Однако, исследуя  сегодняшние страны и положение  в них, мы убедимся, что причины  кроются в том же, а именно  в отношении к Богу и Его  Закону. В этом контексте история  вам предстанет не в виде  цепочки простых случайностей  и совпадений. Она обретет четкую  систему, в которой каждое событие  имеет свою причину и следствие.

                                             История возникновения Христианства и его развитие

Христианство (от греческого слова christos - «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. нашей эры. в Палестине. Это изначальное родство с  иудаизмом - чрезвычайно важное для  понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная  книга как иудеев, так и христиан(вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для  них главнейшей). Распространяясь  в среде евреев Палестины и  Средиземноморья, христианство уже  в первые десятилетия своего существования  завоевывало приверженцев и среди  других народов. Возникновение и  распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Произошло столкновение двух различных идей: античной и христианской.Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Христианство помогло миру избежать великой битвы за освобождение человека. Ведь оно смогло без смены государственной власти, через смену личности, ликвидировать один социальный строй (рабовладельческий) и создать совершенно другой по своей сути строй. Христианство возвышало человека . Исходя из христианского учения, человек в мире стал свободен и зависел он лишь от Бога. Люди, принимая христианство, освобождались от рабства, но тут же принимали на себя другую ношу - религиозную. Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет не эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ. Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью. Христианство это религия. Но сама по себе религия это не главное. Главное это жизнь с Богом, а жизнь с Богом открывается через церковь. Очень важным фактом в развитии понятия «церковь» стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины. Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения. Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли: «Аз есмь жизнь». Без Христа нет никакого движения: «Аз есмь путь». Христос это понятие истинное и непоколебимое, истина это христианское мироздание: «Аз есмь истина». Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца. При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - «предвечны» - и равны по достоинству - «равночестны». Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель «образа и подобия» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил» людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. Ведь именно как синоним мученичества и страданий стало употребляться слово «Голгофа», холм в окрестностях Иерусалима, на котором по христианскому преданию был распят Иисус Христос. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие «таинства» - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование. В церковь человек приносит свои грехи и какие бы они ни были, служитель церкви их с человека снимает. Причем сами грехи исчезают как в духовном мире, так и мире материальном, то есть в душе и суе. Это в христианстве называется исповедью. Когда люди как бы физически принимают в себя Бога, соединяются с ним, называется причастие. Человек причащаясь становится чище духовно и ближе к Создателю. Через церковь человек познает Бога. Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки («исповедники») или принявшие казнь («мученики»), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным. Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений - схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства - «вероисповедания». Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу IV века при императоре Константине - господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти.

 Однако  постепенное ослабление Западной  Римской империи в конце концов  завершилось ее крушением. Это  способствовало тому, что влияние  римского епископа (папы), взявшего  на себя и функции светского  владыки, значительно возросло. Уже  в V - VII веках, в ходе так называемых  христологических споров, выяснявших  соотношение божественного и  человеческого начала в личности  Христа, от имперской церкви отделились  христиане Востока: монофисты  и др. В 1054 году произошло разделение  православной и католической  церквей, в основе которого  лежал конфликт византийской  теологии священной державы - подчиненного по отношению к  монарху положения церковных  иерархов - и латинской теологии  универсального папства, стремившегося  подчинить себе светскую власть. После гибели под натиском  турок османов Византии в 1453 году главным оплотом православия  оказалась Россия. Однако споры  о нормах обрядовой практики  привели здесь в XVII веке к  расколу, в результате которого  от православной церкви отделилось  старообрядчество. На западе идеология  и практика папства вызывали  на протяжении средних веков  все больший протест как со  стороны светских верхов (особенно  германских императоров), так и  среди низов общества (движение  лоллардов в Англии, гуситов в  Чехии и др.). Институт папства  практически изжил себя и скомпрометировал, особенно когда на престоле  появилась женщина, что просто  противоречило самому понятию.  К началу XVI века этот протест  оформился в движение Реформации. Рассмотрим основные вероисповедальные  формы христианства, образовавшихся  в процессе исторического развития  христианского мира. Православие  - одно из трех основных направлений  христианства - исторически сложилось,  сформировалось как его восточная  ветвь. Оно распространено главным  образом в странах Восточной  Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название «православие» (от греческого  слова «ортодоксия») впервые встречается  у христианских писателей II века. Богословские основы православия  сформировались в Византии, где  оно было господствующей религией  в IV - XI веках.

 Основой  вероучения признаны священное  писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов  IV- VIII веков, а также труды крупнейших  церковных авторитетов, таких,  как Афанасий Александрийский,  Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви  выпало формирование основных  положений вероучения. В Символе  веры, принятом на Никейском и  Константинопольском вселенских  соборах, эти основы вероучения  сформулированы в 12 частях или  членах: "Верую во единаго Бога  Отца, Вседержителя, Творца небу  и земли, видимым же всем  и невидимым. И во единаго  Господа Иисуса Христа, Сына Божия,  Единароднаго, Иже от Отца рожденного  прежде всех век: Света, от  Света, Бога истинна от Бога  истинна, рожденна, несотворенна  единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего  ради спасения сшедшаго с небес  и воплатившегося от Духа Свята  и Марии Девы, и вочеловечщася.Распятого  же за ны при Понтийскем  Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на  небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою  судите живым и мертвым, Его  же Царствию не будет конца.  И в Духе Святаго Господа  Животворящаго, Иже от Отца  исходящаго, Иже со Отцем и  Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину  святую, соборную и Апостольскую  Церковь. Исповедую едино крещение  во оставление грехов. Чаю воскресения  мертвых и жизни будащаго века. Аминь."

 

 В первом  члене говорится о Боге как  творце мира - первой ипостаси  Святой Троицы.

 Во втором - о вере в Сына Божия единородного - Иисуса Христа.

 Третий - это догмат Боговоплощения, согласно  которому Иисус Христос, оставаясь  Богом, вместе с тем стал  человеком, родившись от девы  Марии.

 Четвертый  член Символа веры - о страдании  и смерти Иисуса Христа. Это  догмат искупления.

 Пятый  - о воскресении Иисуса Христа.

 В шестом  говорится о телесном вознесении  Иисуса Христа на небо.

 В седьмом  - о втором, грядущем пришествии  Иисуса Христа на землю.

 Восьмой  член Символа веры - о вере в  Духа Святого.

 В девятом  - об отношении к церкви.

 В десятом  - о таинстве Крещения.

 В одиннадцатом - о будущем всеобщем воскресении  мертвых.

 В двенадцатом  члене - о жизни вечной.

 В дальнейшем  философском и теоретическом  развитии христианства немалую  роль сыграло учение блаженного  Августина. На рубеже 5 века он  проповедовал превосходство веры  над знанием. Действительность, по  его учению, непостижима для человеческого  ума, поскольку за ее событиями  и явлениями скрывается воля  всемогущего Творца. В учении  Августина о предопределении  говорилось, что в сферу «избранных»  предопределенных к спасению, может  войти любой уверовавший в  Бога. Ибо вера и есть критерий  предопределения. Важное место  в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению  церкви, на верующих сходит особая  благодать. Церковь признает семь  таинств: Крещение-таинство, в котором  верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение. В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

 Таинство  покаяния или исповеди - это признание  грехов своих перед священником,  который отпускает их от имени  Иисуса Христа. Таинство священства  совершается через епископское  рукоположение при возведении  того или иного лица в сан  священнослужителя. Право совершения  этого таинства принадлежит только  епископу. В таинстве брака, которое  совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз  жениха и невесты. В таинстве  елеосвящения (соборования) при помазании  тела елеем призывается на  больного благодать Божия, исцеляющая  немощи душевные и телесные. После  победы на Куликовом поле Русь  быстро крепла экономически и  политически. В 1448 году Собор  русских архиереев, независимо  от Константинополя, возвел на  кафедру митрополита Московского  и всея Руси епископа Рязанского  Иону. Тем самым было положено  начало автокефалии, самостоятельности  Русской Церкви. Патриаршество в  Росси было установлено при  Борисе Годунове. В 1589 году митрополит  Иов стал первым патриархом  на Руси. Православная церковь  придает большое значение праздникам  и постам.

Информация о работе Религия