Религия Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:16, реферат

Описание работы

Говорят, что в Японии восемь миллионов божеств. Это почти соответствует действительности. В японской религии синто, или синтоизме, как называют её европейцы, к числу божеств, именуемых коми, относятся божественные предки японского народа; духи гор, рек, камней, деревьев, огня, ветра; божества - покровители отдельных местностей и ремёсел; божества, олицетворяющие человеческие добродетели; духи умерших. Ками незримо присутсвуют везде и всюду и участвуют во всём происходящем. Они буквально пронизывают окружающий мир.

Работа содержит 1 файл

религия японии.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

ХРАМЫ

В настоящее время  в Японии насчитывается около 80 тыс. синтоистских храмов. Большинство из них посвящено культу какого-либо одного ка-ми. 
Вместе с тем существуют храмы, в которых почитаются несколько ками одновременно, например несколько духов соседних гор, или духи всех погибших во время войн солдат, или духи всех членов какого-либо прославленного рода. 
Особенно посещаемы храмы, божества которых покровительствуют тому или иному виду человеческой деятельности или помогают в определённые моменты жизни. 
Есть ками, способствующие успеху служебной карьеры, помогающие сдавать экзамены, охраняющие от ограблений, катастроф, пожаров и т. д. В сельской местности в синтоистских святилищах богов просят о богатых урожаях и обильных дождях.

Обычно храм расположен в живописной местности, где бережно  сохраняется природный ландшафт: в парках, у истоков рек, подножия гор. Встречаются храмы, которые  вообще не имеют каких-либо специальных  построек. К их числу относятся  храмы Оомива в префектуре Нара и Ка-насана в префектуре Сайтама. 
Они представляют собой огороженные участки, считающиеся священными местами. 
Это, как правило, прямоугольная площадка, покрытая галькой, обложенная камнями и окружённая соломенным жгутом, соединяющим четыре угловых столба. 
В середине такого священного места находится или камень (ивасака), или столб, или дерево (химороги). На это место во время церемонии призывается божество. Подобные святилища существовали и в глубокой древности.

Обычный синтоистский храмовый комплекс состоит из двух и более зданий. 
Основное строение, предназначенное для ками, носит название хондэн, а зал для молящихся именуется хайдэн. В основном помещении находится синтай 
(дословно - "тело ками"). Считается, что именно в синтай вселяется душа ками. Телом ками могут оказаться камень, ветка дерева, зеркало, меч или деревянная табличка, на которой написано имя данного ками. Японцы полагают, что душа ками неисчерпаема, поэтому она может обитать в целом ряде святилищ. Например, множество храмов по всей стране посвящено богу риса 
Инари, богу войны Хати-ману, душам погибших воинов и т. д. Синтай хранится во внутреннем помещении хондэн и скрыт от глаз верующих. Даже когда во время церемоний открываются двери алтаря, место, где находится синтай, остаётся задёрнутым занавеской.

В случае когда объектом поклонения является дух горы или  священной рощи, хондэн может вообще отсутствовать. О святости данной территории напоминает симэнава - толстый жгут, сплетённый из рисовой соломы, со свисающими кистями и полосками бумаги. Вообще таким жгутом отмечают все места, где постоянно присутствуют или могут появляться ками. Кроме того, священная территория может быть обнесена оградой из деревянных планок, которая называется мид-зугаки или арагаки.

Перед входом на территорию хондэн всегда стоит деревянное сооружение, похожее на ворота, - тории. Оно напоминает о том, как богиня Аматэрасу укрылась в небесном гроте и наступила  тьма. Чтобы заставить богиню выйти  из своего убежища, другие боги поставили  перед входом в грот насест и посадили на него петухов. Этот насест и явился прообразом современных тории. Обычно от тории к входу в главное храмовое здание ведёт гравиевая дорожка, вдоль которой стоят каменные фонари. Между тории и хондэн установлены специальные бассейны с водой для ритуального омовения рта и рук. Конструкция основного строения храмового комплекса может иметь несколько вариантов. Наиболее простые архитектурные стили - сумиёси и отори. Здание, выполненное в одном из них, построено из грубого дерева с неободранной корой и имеет четырёхугольную форму. Его двускатная крыша - киридзума - поддерживается большими круглыми угловыми столбами и покрыта корой японского кипариса. В длинной стене строения также имеется от трёх до пяти столбов, подобных угловым. На двух концах гребня крыши установлены крестообразные сооружения 
- тиги. Кроме того, поверх гребня крыши по всей его длине закреплено несколько поперечных коротких брёвен кануоги. В здание ведут ступеньки, поскольку его пол приподнят над землёй. Часто к входу пристраивается веранда.

В храмах, построенных  в архитектурном стиле нагарэ, скат крыши со стороны веранды  удлинён и образует навес. У храмов, посвящённых богу войны 
Хатиману, помещение для верующих примыкает к главному храмовому зданию. В этом случае карнизы крыш обеих построек соединяются.

Первые постоянные синтоистские святилища появились  ещё в VI в. н. э., но как они выглядели, не известно, потому что в Японии существует традиция перестраивать  и обновлять храмы. Она связана  с представлением о постоянном обновлении и возрождении жизни. До сих пор храмы Исэ реконструируются каждые двадцать лет. Раньше это было обычным явлением для всех храмов.

Помимо двух основных зданий храмового комплекса в  него могут входить и другие вспомогательные  строения: зал для подношений, син-сэндзё (место для приготовления священной пищи), сямусё (офис), ха-раидзе (место для заклинаний), кагурадэн (сцена для танцев) и т. д. Архитектура вспомогательных строений существенно не отличается от архитектуры главного.

Внутри большинства храмов нет изображений богов. В традиции синто это не принято. Часто большие храмы украшаются изображениями животных, которые так или иначе ассоциируются с почитаемым божеством.

ДУХОВЕНСТВО

Священники синтоистских храмов называются каннуси (дословно - "хозяин ками"). Вплоть до середины XIX в. все должности, связанные с отправлением синтоистского культа, были наследственными и передавались от отца к старшему сыну. Так возникли целые кланы священнослужителей - сякэ. Наиболее известные из них: Накатоми, Имбэ, Уса, Камо, Сирокава, Ёсида. В разные периоды истории существовало множество специальных названий рангов и титулов духовенства. В настоящее время административные главы храмов носят название гудзи, священники второго и третьего рангов именуются соответственно нэги и гонэги. В больших храмах может быть несколько каннуси, в то время как ряд маленьких храмов может обслуживать всего один. 
Священнослужители небольших местных храмов могут выполнять свои обязанности по совместительству с какой-либо другой работой (например, учителя, муни- ципального служащего, предпринимателя). В крупных храмах помимо ященников - каннуси - имеются 1кже музыканты, служащие и тан-звщики. Наиболее важные обряды в императорском храме Исэ до сих ор возглавляет сам император.

Подготовкой священнослужитетей синто занимаются два синтоист-ких университета: Кокугакуин в То-ио и Кагаккан в Исэ.

Одеяние каннуси  состоит из белого кимоно, белой  или цветной плиссированной юбки и чёрной шапочки. Вне храма они  носят обычную одежду.

ДОМАШНИЙ АЛТАРЬ

Чтобы помолиться богам  синто, японцу вовсе не обязательно  идти в храм. 
В домах некоторых японцев до сих пор имеются домашние алтари - камидана. 
Такой алтарь представляет собой полочки, которые обычно висят над дверью комнаты для гостей. На полочки кладут талисманы, которые покупают в храмах, или таблички с именами божеств. Часто сооружают временные домашние алтари для приёма духов предков или то-сигами - божеств, приходящих в Новый год. 
Камидана украшается ветками сосны или священного дерева сакаки. Считается, что они привлекают божеств. На алтарь помещают подношения - рисовые лепёшки и сакэ. Во время молитвы верующий становится перед алтарём и хлопает несколько раз в ладоши, чтобы привлечь внимание духа, затем про себя общается с ним. Вслух произносить молитвы может только священник.

РИТУАЛЫ

Ритуалы составляют основу синто. Под ритуалом принято  понимать систему символических  действий, производимых во время отправления  религиозной церемонии. Смысл синтоистских ритуалов заключается в восстановлении и укреплении связи между человеком и душой божества. С самого начала существования синто как единой религии каждое произносимое слово, каждый жест во время ритуальных действий были строго определены для большинства храмов. Со времён "Энгисики" - свода обрядов, составленного в начале Х в., 
- в ритуале не произошло существенных изменений.

Несмотря на некоторые  различия в обрядах между отдельными храмами и многообразие почитаемых в них ками, существуют общие принципы синтоистского ритуала. Обычно культовая  служба происходит так: дух ками вызывается в начале церемонии и приглашается послушать восхваления, возносимые ему участниками, а также их просьбы. Затем ему подносится пища, и он прославляется вновь. После этого его отпускают обратно туда, где он постоянно обитает. Местом, на которое "приземляется" душа ками для общения с верующими, могут быть химороги (священный столб) или ивасака (священный камень). Считается, что вне церемонии ками обитает в синтай.

Культовые службы могут  быть разделены в соответствии с  их целями. К ним могут относиться просьба, благодарение, поминовение, заклинание и прорицание. Часто одна церемония может преследовать сразу несколько названных целей.

Ритуал синто обычно состоит из очищения (сайкой); жертвоприношения 
(синсэн), молитвы (норито) и возлияния (наорет).

Очищение - неотъемлемая часть любого синтоистского ритуала. Этот обряд связан с понятиями  чистого и нечистого, которые  имеют в Японии огромное значение. Благо, добро в японском традиционном сознании всегда ассоциировались с  ясностью и чистотой, в то время как под злом подразумевалось нечто грязное, оскверняющее добро. Человек, тем или иным способом подвергшийся загрязнению, должен был воздерживаться от общения с другими людьми, и тем более с божеством.

В "Энгисики" описываются  различные типы грязного (кэгарэ). К ним относятся вещи, считающиеся грязными с санитарной точки зрения 
(экскременты, застойная вода, мусор, гниющие продукты); всё, связанное с болезнью, кровью и смертью; поступки, нарушающие жизнь общества.

Ритуал очищения призван подготовить человека к непосредственному общению с божеством. В синто существуют три основных способа очищения. 
Первый из них - мисо-ги - означает омовение. К такому очищению прибегал бог 
Идзанаги, последовавший за своей сестрой и супругой Идзанами в Страну 
Мрака. По возвращении в земной мир он совершил омовение в реке. Согласно легенде, в процессе очищения различных частей тела Идзанаги рождались божества Солнца, Луны и Бури. Таким образом, появление важнейших частей космоса рассматривалось как результат очищения.

Наиболее распространённая форма мисоги - это ритуальное омовение водой рук и рта. Для этого  перед входом в святилище имеется  большой каменный бассейн с ковшиками. Наиболее истовые верующие совершают  омовение, называемое мидзугори, стоя под водопадом или выливая на себя ведро холодной воды.

Большое значение в  синтоистском очистительном ритуале  придаётся воздержанию (ими), которое  предшествует мисоги и дополняет  его. Воздержание распространяется на душу, тело, слова и действия. Перед  участием в культовой церемонии запрещается, например, посещать кладбища или дома, где находится покойник, ухаживать за больными, заниматься сексом, принимать некоторые виды пищи, играть на музыкальных инструментах, участвовать в судебных процессах, предписывается не болеть, стараться не причинять себе ранений, не дотрагиваться до предметов, которые считаются нечистыми, по возможности даже не видеть их и т. д. Эти запреты соблюдают как священнослужители, так и верующие. Раньше перед наиболее важными церемониями периоды воздержания могли продолжаться около месяца, теперь они сокращены до одного-трёх дней. Известно, что в древние времена священнослужители перед отправлением культа натягивали вокруг своего жилья соломенную верёвку, чтобы предотвратить возможные соприкосновения с нечистыми вещами и людьми.

Ещё один способ очищения называется охараи и обычно проводится священнослужителем, который обмахивает то, что подлежит очищению, слева  направо ритуальным предметом хараигуси, разгоняя таким образом злых духов. 
Хараигуси представляет собой палочку из священ ного дерева или просто ветку с закреплёнными на ней полосками белой бумаги или ткани. Обычно ритуал охараи совершается в храмах. Может он применяться и вне храмов для очищения каких-либо мест или предметов. Например, перед закладкой новых зданий священнослужитель тщательно обмахивает приготовленную для строительства площадку. Кроме обмахивания предназначенные для очищения места или предметы иногда обрызгивают водой или посыпают солью.

Другой важнейший  обряд синтоистского ритуала - жертвоприношение - также отражён в мифах "Кодзики" и "Нихонги". Достаточно вспомнить легенду о 
Сусаноо, который, обидев Аматэрасу, приносит искупительные жертвы в виде тысячи столов с яствами. Подношение божествам пищи является неотъемлемой частью каждой церемонии или праздника. Жертвенная пища подразделяется на специально приготовленную, сырую и полученную от живых рыб и птиц (икра, яйца). Чаще всего подношениями являются сакэ, рисовые лепёшки, морская рыба, зелень, сладости, вода. Все продукты для синтоистского ритуала имеют специальные названия, которые в обыденной жизни не употребляются. 
Подношения раскладывают на столах, подвешивают, разбрасывают, закапывают в землю, пускают по воде. Каждый храм имеет свои традиции приготовления и подношения ритуальной пищи.

Информация о работе Религия Японии