Религия в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:29, реферат

Описание работы

Греческое слово «патос» означает «болезнь». Под патологией понимается и учение о болезненных процессах, и сами эти болезненные процессы внутри живых организмов и общественных явлений. Религиозная патология – это болезненные процессы внутри религиозных конфессий. Понимание роли религии включает в себя и понимание характера влияния религиозной патологии на самих верующих и на окружение, в котором они живут.

Содержание

1.Введение.
2.Раздел I “Религия в современном обществе”.
3.Раздел II “Функции религии”.
4.Заключение.
5.Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 46.65 Кб (Скачать)

Многие нравственные нормы религий с точки зрения современного человека нуждаются в  пересмотре, что в принципе достаточно тяжело, а иногда и невозможно. Например, неоднозначная (с точки зрения светского  человека) проблема эвтаназии по христианским нормам вообще не является проблемой. С позиций некоторых восточных  верований опыты над животными  недопустимы (например, древнеиндийская философия), хотя благодаря этим опытам выжило немало приверженцев этих верований. [11;22]

В Библии ведущее, доминирующее место занимает позитивная мораль. Главная позитивная норма – это  требование гуманного отношения  к людям. В Евангелиях содержатся две разные формулировки этой нормы. Первая звучит так: «Как хотите, чтобы  с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними» (Матфей, 7:12). С небольшой  перестановкой слов эта же нравственная норма повторяется в седьмой  главе Евангелия от Луки. Данную формулировку деятели культуры назвали  впоследствии «золотым правилом» нравственности. Она является одновременно и требованием  делать добро, и критерием нравственности, способом узнать, какой поступок является хорошим, а какой – плохим. Золотое  правило нравственности сформулировано в некоторых более древних, чем  Евангелия, документах прошлого (например, в записях рассуждений Конфуция). Однако миллионы людей узнали об этом правиле только из Евангелия. Вторая формулировка требования гуманизма  звучит так: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф., 19:19 и др.).

В Евангелиях и других книгах Библии много и других позитивных нравственных норм: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги (точнее, не лжесвидетельствуй), почитай отца и мать, накорми голодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрасно, мирись с теми, с  кем поссорился, твори милостыню  и не подчеркивай этого, замечай  свои недостатки, оценивай людей не по их словам, а по их делам, не упивайся вином и др.

Между негативными  и позитивными нормами Библии нередко возникает состояние  логического противоречия, ибо в  ее текстах встречаются поучения, своим содержанием исключающие  друг друга. Например, Библия одновременно учит верующих любить всех людей и  не иметь общения с инакомыслящими. Но одно исключает другое. По нашим  наблюдениям, в таких случаях  верующие выбирают только одну сторону  противоречия, а о наличии другого, прямо противоположного указания временно «забывают». Наличие противоречий в  Библии несколько принижает в  глаза общества облагораживающее действие большинства норм христианства [3; 226].

Что касается негативных норм Библии, то их «правильность» признается большинством христиан только на словах. Существует противоречие между негативными нормами морали и практическим поведением верующих. Это противоречие «хорошее», полезное для жизни верующих. Оценивая положительно все нормы, записанные в Библии, на практике и верующие, и даже служители культа нередко поступают не просто иначе, а прямо противоположным образом, чем было сказано в Библейском поучении. При совершении религиозного преступления «верующие» забывают о своих идеалах.

Одним из важных средств  сохранения и укрепления позитивной морали являются нравственные идеалы. Нравственный идеал – это образ  исторической личности или литературного  героя, моральные качества и поступки которого являются примером для подражания. В религиях в роли нравственных идеалов  выступают религиозные персонажи, жизнь и поступки которых описываются  в религиозной литературе. Из них  наиболее общеизвестен Иисус Христос.

Христиане дают личности Христа абсолютно нравственную оценку. По их мнению, это был совершенный  человек, который не дал ни одной  плохой рекомендации и не совершил ни одного дурного поступка. С точки  зрения религиозной доктрины Христос  не подлежал критике. Примерно такую  же позицию занимают мусульмане по отношению к пророку Магомеду.

Историки, как и  верующие, образ евангельского Христа считают воплощением нравственного  идеала, правда, делая при этом одну существенную оговорку. Они исходят  из того, что в жизни нравственный идеал – не тот, кто безупречен во всех отношениях (таких людей  просто не бывает), а тот, кто, не смотря на отдельные ошибки и недостатки, больше других способствует утверждению  добра в жизни общества. Выразителем  именно такого жизненного нравственного  идеала и является Христос – главный  позитивный образец для верующего  человека.

Таким образом ,жизнь  показала, что неверующие тоже нуждаются  во Христе, но нуждаются не в Христе-Боге, а во Христе – литературном герое.

 

 

 

 

                                     

 

                              Заключение.   

По утверждению  Всемирной христианской энциклопедии в мире можно насчитать порядка 10000 различных религиозных течений. Мировой опыт распространения религий  показывает, что религиозный состав населения не является статичным  и подвержен с течением времени  существенным, а иногда и коренным изменениям

Существует четыре основных функции: нравственная функция, культуротранслирующая функция, политическая, функция мировоззренческая функция. Заслуги религии в формировании современного мировоззрения и нравственности должны признавать не только люди верующие, но и убежденные атеисты. Еще одним  из плюсов религиозной мировоззренческой  информации в том, что религия  помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции, порождает  и поддерживает общение  людей с общим для них мировоззрением.

Проводится огромная работа религиозных организаций  о сохранении религиозного искусства, которое оказывает влияние современное  искусство.

К сожалению, в истории  человечества религия запомнилась  не только положительными веяниями и  деяниями, но и множеством преступлений. Религиозная патология всегда имела  место в истории религии. Периодов развития, свободных от проявлений религиозной патологии, история  не знает. И в этом смысле религиозная  патология – правило. Именно религиозная  патология во всех своих проявлениях  и стала основной причиной утраты религией своей роли, находит свое проявление в религиозном фанатизме, религиозном экстремизме и религиозной  преступности.

Можно выделить минусы, которые проявляются в нашем  обществе: первый минус – отчуждение людей друг от друга по мировоззренческому признаку. Второй минус мировоззренческой  функции – понижения уровня социальной активности верующих людей. Третий минус-состоит  в противодействии религиозных  организаций общественному прогрессу.

Можно заметить, что  религия на личностном уровне  играет чаще положительную роль, а с точки зрения социума скорее отрицательную, как сепарирующий и притормаживающий фактор, хотя это верно лишь для общества с различными верованиями.

 

 

Список использованных источников:

1.Культурология: учебное пособие для Вузов / Под ред. В.А.Сапрыкина. - М.: Знание, 2001

2. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. -- 6-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 2005.- 351 с.

3.Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие / И.Н. Яблоков. М.: Гардарики- 317 с.2004.

4. Кин М. Религии мира./ М.Кин. КСМ,: Харьков- 342с. 2006.

5.Пирс Бивер Р. Религии мира./ P. Пирс Бивер. Белфаст - 465с. 2008.

6. Кратов Е. Религия в современном обществе: проблемы и перспективы /Е.Кратов.Ростов-на-Дону-310с.2005.

7.  Ильин В.В. Религиоведение / В.В.Ильин, А.С.Кармин, Н.В.Носович. - СПб.: Питер - 240 с. 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

В целом религия  всегда играла и играет стержневую роль в попытках найти опору, с  помощью которой можно если не перевернуть мир, то хотя бы не выпасть  из него самого. Религия является особым типом общественного сознания, воли и бытия.Как общественное сознание она выступает в виде коллективного верования, веры в сверхъестественное, прежде всего, в Бога (Богов). Как общественная воля она выступает в виде тех или иных норм-правил поведения, частью моральных, частью правовых, частью сугубо религиозных. Как форма общественного бытия она выступает в виде системы обрядов и религиозных действий (молитв, крестного знамения, поста и т. д.).

Сложно недооценить  роль религии в жизни человечества. Более того, историю нашего с вами вида можно рассматривать как  историю религии и отношения  к ним людей, недаром же существует определение человека как «существа, поклоняющегося богам».

Невозможно однозначно оценить влияние религии на развитие общества, поскольку в любой момент времени можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны  религии как феномена и религии  как института.

Религия в современном  обществе занимает все более важное место. Деятельность религиозных объединений  охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических  политических.  
     Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества. Сегодня церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры. В современном демократическом государстве религиозные вероучения выполняют роль регулятора нравственных ценностей в обществе, носителя моральных традиций и устоев.Данная работа представляет собой попытку рассмотреть религию как социальный институт. Целью является систематизация, накопление и закрепление знаний о религии как о социальном институте.

Цель и задачи работы обусловили выбор его структуры. Реферат  состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной при написании  работы литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

 

1.Введение.

2.Раздел  I “Религия в современном обществе”.

3.Раздел  II “Функции религии”.

4.Заключение.

5.Список  использованных источников.

 

 

 

 


Информация о работе Религия в современном обществе