Религия стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

Целью моего реферата было раскрытие того, что вообще представляет из себя религия Конфуция, каковы её традиции, моральные устои, культы и т. д. Одной из задач было выяснить, когда зародилась одна из древнейших консервативных религий Востока. Также меня озадачило как складывались отношения между людьми и государством, между родителями и сыновьями, между старыми и молодыми... И главной же задачей стало раскрытие того, как повлияло конфуцианство на жизнь народов Китая.
Тема, выбранная мною, очень актуальна и по ей день. Изучением религий, а особенно религий Востока, ученые занимаются до настоящего времени, так как многое ещё нераскрыто, не разгадано, неосознанно. Если же говорить о сотрудничестве России и стран востока, то отношения стали более крепкими и дружными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. ...............................................................................................2

ГЛАВА I. «ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ КОНФУЦИЯ». ............................4

ГЛАВА II. «КУЛЬТЫ КОНФУЦИАНСТВА». ........................................7

ГЛАВА III. «РОЛЬ КОНФУЦИАНСТВА В КИТАЕ» ..........................9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. .........................................................................................14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. .....................................................................15

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО РЕЛИГИИ АТР.docx

— 44.17 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ.   ...............................................................................................2

 

  1. ГЛАВА I. «ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ КОНФУЦИЯ». ............................4

 

  1. ГЛАВА II. «КУЛЬТЫ КОНФУЦИАНСТВА».  ........................................7

 

  1. ГЛАВА III. «РОЛЬ КОНФУЦИАНСТВА В КИТАЕ»    ..........................9

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  .........................................................................................14

 

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.     .....................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В курсе изучения истории мировых цивилизаций  я непосредственно  ознакомился  о цивилизации Китая об учениях  великого китайского философа Конфуция. Но так как у меня уже издавна  возбуждает интерес к жизни стран  Востока, его традициям, нравам, а  именно к Японии и Китаю, я решил  изучить их. У меня был выбор  между этими двумя странами, но я остановился на Китае, из-за его  многочисленного населения. А так  как основной главенствующей религией Китая является конфуцианство, я  решил ознакомиться с ней.

      Целью моего реферата было  раскрытие того, что вообще представляет из себя религия Конфуция, каковы её традиции, моральные устои, культы и т. д. Одной из задач было выяснить, когда зародилась одна из древнейших консервативных религий Востока. Также меня озадачило как складывались отношения между людьми и государством, между родителями и сыновьями, между старыми и молодыми... И главной же задачей стало раскрытие того, как повлияло конфуцианство на жизнь народов Китая.

       Тема, выбранная мною, очень актуальна и по ей день. Изучением религий, а особенно религий Востока, ученые занимаются до настоящего времени, так как многое ещё нераскрыто, не разгадано, неосознанно. Если же говорить о сотрудничестве России и стран востока, то отношения стали более крепкими и дружными.

      Для ответов на поставленные  вопросы я воспользовался материалами  трех изданий. Первое - это 2 часть  6 тома популярной «Энциклопедии  для детей» под названием «Религии  мира». Из аннотации мы узнаем:

      «Вторая часть тома «Религии  мира» содержит сведения об  основных и мировых религиях. Впервые одна из важнейших  сфер духовной жизни человека  освещается столь полно, в популярной  форме и с позиций равноуважительного отношения ко всем описываемым религиям.

      Книга рассчитана для детей  старшего школьного возраста, родителей,  преподавателей, а также всех  тех, кто интересуется религиями  разных народов. Все вышедшие  тома «Энциклопедии для детей»  рекомендованы управлением развития  общего и среднего образования  Министерства образования Российской  Федерации как дополнительное  пособие для учащихся».

      Второе издание - книга Л. С.  Васильева «История религий Востока»  вышедшая в 1983 году. Книга предназначена  как учебное пособие для вузов  по специальности «История».

      «В книге дается очерк истории  возникновения религий Востока,  их роли в развитии социально-экономической  и политической структуры восточных  обществ и культуры. Характеризуются  многочисленные религии (индуизм,  христианство, ислам), религиозные системы  Индии (брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм), Китая (конфуцианство, даосизм), Японии (синтоизм и буддизм) и др».

      Третье издание - книга Н. Я.  Холопова «Мировые религии». Аннотация даётся краткой:

      «Книга исторических очерков  «Мировые религии» - результат многолетнего  изучения мировых религий. Издание  предназначается для широкого  круга читателей.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

 

ЗАРОЖДЕНИЕ  УЧЕНИЙ КОНФУЦИЯ

 

      В конце III тысячелетия до нашей эры на территории центральных равнин Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным вождем. Этот период принято называть эпохой Шан-Инь - по имени клана, который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае наступила эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)-один из самых интересных периодов в истории страны, когда начали закладываться основы практически всех философских школ и мистических учений.

       Издревле китайская социальная  система была четко поделена  на уровни, каждому из которых  предписывались свои строжайшие  нормы поведения, причем эти  предписания порой касались даже  мелочей. Например, было точно  известно, в каких одеждах кому  ходить, какую пищу есть, какие  обряды совершать. Высшая аристократия  так и назевалась - «те, кто  ест мясную пищу», в то время  как на столе простолюдинов  мясо не появлялось, и поэтому,  что его не хватало на всех, - причина заключалась в ритуальных  предписаниях.

      Вся земля принадлежала верховному  правителю - вану. Немного ниже вана стояли несколько властительных князей, которые иногда управляли областями. Ван долгое время сочетал в себе функции племенного вождя и жреца, т.е. мог и управлять людьми и общаться с Небом. О его священной функции говорил даже сам иероглиф «ван», который представлял собой горизонтальные черты, пересеченные одной вертикальной. Это символически обозначало, что дух правителя способен соединить в себе три начала: Небо, Землю и Человека. Ван, обладая неограниченной властью, мог перераспределять землю, чем привязывал к себе наследственную знать.

       По представлениям, характерным  для древнего Китая, император  обладал огромной духовной помощью,  или дэ, которая дарована ему Небом и которую он мог передавать своим подданным. Эту помощь можно также называть священной силой, благостью, благодатью или просто благодетелью. Представление о ней сложилось ещё в глубокой древности, когда мир понимался как место встречи людей с духами и поэтому был пропитан особой «энергией». Именно благодать (дэ) вана стала позже одним из ключевых моментов учения Конфуция о государстве и роли в нем правителя. Безраздельная власть требовала одновременно и особой нравственной чистоты, добродетельности, личного духовного совершенства вана, к чему призывал Конфуций.

      Существовал принцип: «Кто знатен - тот богат». Незнатный не мог быть не только богатым, но даже зажиточным.

      На первый взгляд такая система  может показаться несправедливой  и даже бесчеловечной. Но не  стоит оценивать древность с  точки зрения современных представлений  о свободе, равенстве возможностей, демократических правах. Факт остаётся  фактом: в течение многих веков  именно такая система социального  разделения с её жесткими предписаниями  поддерживала стабильность в  обществе и достаточно ровные  отношения между властями и  народом.

      В китайской истории период  правления Чжоурской династии считается едва не идеальным временем в жизни людей и государства, когда все жили в достатке и каждый «знал своё место». Как сказал бы Конфуций, «правитель был правителем, а подданный - подданным».

      Основателем дома Чжоу считается  Чжоу-гун, мужественный и добродетельный человек. Он выгодно отличался от своего неудачливого предшественника, последнего правителя династии Инь, который погряз в разврате. Именно Чжоу-гуну история приписывает лозунг: «Уважать добродетель и оберегать народ». Многие мудрецы, в том числе и Конфуций, называли его образцом лучших нравственных качеств, подтвержденных временем. Учитель ставил Чжоу-гуна выше всех правителей древности, указывая на то, что он «полностью овладел культурным началом»,а значит, и «ритуальными» нормами поведения, в которых Конфуций видел основу вселенской гармонии.

      Однако такому благоденствию  не суждено было длиться долго.  Сильнейшие социальные и духовные  кризисы, разрушение идей архаического  оккультизма потеря веры в духов - все это способствовало рождению совсем иного типа философии. Но прежде следует рассмотреть, какие причины привели Китай к такому кризису.

      Несколькими веками ранее в  обиходе появилось железо. Это  нарушило гармонию общественных  отношений, позволив людям, не  обладающим знатностью, богатеть  за счет обработки новых земель. В результате возникли так  называемые «сильные дома». Казалось, золотой век китайской государственности  остался позади, в страну приходят  «смута и хаос». Нет уже великих  мудрецов древности - Яо, Шуня, Хуан-ди, Чжоу-гуна, способных возвратить Китай в лоно вселенской гармонии. Да разве найдется сегодня тот, кто передаст правление не по наследству, а по заслугам - самому достойному, как великий правитель древности Яо, передавший трон Шуню? Нет, нравы измельчали, все власть предержащие заботятся лишь о собственном достатке и страдают неумеренными амбициями. Китай раскололся на множество мелких царств, непрестанно враждовавших между собой. Не случайно эта эпоха (V - III вв. до н.э.) получила название Чжаньго (Борющегося царства или Воюющие государства).

      Страна, раздробленная на противоборствующие  владения, вела долгие, изнурительные  и бесполезные войны. В начале  этой эпохи на территории центральных  равнин оказалось около 140 мелких  и крупных царств. Не проходило  и года, чтобы между ними не  возникали стычки. Образовалась  даже особая группа бродячих  мудрецов, которые, переходя из  одного государства в другое, пытались уладить конфликты между  правителями. К таким людям  принадлежал известный философ  Мо-цзы.

       В результате кровопролитных  междоусобиц выделилось «семь  сильнейших» царств: Чу (где, по  приданию, родился Лао-цзы), Ци, Чжао, Хань, Вэй, Ян и Цинь. Многие государства оказались поглощены более сильными соседями. Так, царство Лу, где родился Конфуций, попало под власть царства Чу.

      Что-то разладилось в Поднебесной... Разрушился стержень взаимоотношений  между людьми. Неужели великую  страну ожидают хаос и смута?

      Именно в этот момент многие  мудрецы, философы и мистики,  страшась «великой смуты в  Поднебесной», размышляли над способами,  которые могли бы привести  к покою и процветанию. На  этой волне возникло множество  духовных, философских и политических  учений. Некоторые из них угасли  за несколько столетий или  даже десятилетий; другие - такие,  как конфуцианство, легизм, даосизм, - настолько внедрились в культуру Китая, что китайская цивилизация сегодня просто немыслима без них.

      И все же, говоря о рождении  мощных учений Китая в VI - V вв. до н.э., необходимо заметить, что возникновение их было обусловлено не только социальной и политической ситуацией. Характерно, что все крупнейшие китайские духовно-философские системы возникли приблизительно в одно и то же время.

      Духи, которым поклонялся Китай,  оказались не способны привести  страну к гармонии. Наступил кризис  архаического сознания, духообщение уже не давало человеку полноты истины, а человек стремился именно к ней, его больше не устраивало просто спасение от бед и несчастий. Не случайно Конфуций однажды заметил, что «если утром постигнешь истину, то вечером можно и умереть».

       Единственное известное крупное  мистическое произведение архаической  традиции - знаменитая книга «И  цзинь», или, как принято переводить её название, «книга перемен». Частично она была написана в конце II тыс. до н. Э., хотя сама тема возникла гораздо раньше. «И цзин» считалась гадательной книгой, по которой предсказывали разливы рек и исходы сражений, судьбу человека и великие события. Считается, что сам Конфуций составил комментарии к основному разделу этой книги, которые называются «Двенадцать крыльев».

      Мир представлялся чередой вечных  изменений, он дан человеку  как «вечное непостоянство», как  переход двух противоположных  и взаимодополняющих начал - светлого (ян) и темного (инь). Окружающий мир в равной степени и реален, иллюзорен, за видимой действительностью скрывается более глубокая, «истинная» сущность, рассказать о которой невозможно. Однако существует способ символического выражения этой внутренней реальности - через рисунки или сочетание сплошных и прерывистых линий.

      В «Книге перемен», непостижимым  образом повлиявшей на развитие  всей китайской философии, видимо, содержалось какое-то  древнее   мистическое  знание , суть  которого  выходила  далеко  за  рамки гадательной практики и примитивного общения с духами. Скорее всего во времена Конфуция её истинного, изначального смысла уже никто не понимал. Мистическое свелось на уровень оккультного - магических приемов, обрядов взывания и изгнания духов. Возникала явственная необходимость по-иному оценить место человека в этом мире, как бы заново осмыслить себя в пространстве уже иной духовной реальности.1  

 

 

ГЛАВА II. «КУЛЬТЫ КОНФУЦИАНСТВА».

 

«Культ предков  и нормы «сяо».

 

      Речь идет о культе предков  - как живых так и мертвых. Значительно изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах едва ли не всем народам («Чти отца и матерь свою», - сказано в Библии), конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца, универсальную и всеобщую норму поведения. Именно с этой целью Конфуций разработал учение о сяо, сыновней почтительности.

Информация о работе Религия стран