Религия как фактор взаимодействия народов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как
существует человечество. Своеобразные религии существовали в древнем мире у египтян, греков, вавилонян, евреев и других народов. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии. Мировыми религиями принято обычно называть те, которые, хотя и зародились в одной этнической среде, перешагнули однако за ее рамки и распространены в настоящее время среди народов разных государств и разных языков. Таких религий известно всего три: христианство, ислам, буддизм.

Содержание

Введение
Глава 1.Происхождение религии
1.1 Определение религии
1.2 Сущность и место религии в обществе
Глава 2.Три мировые религии – мировое религиозное наследие: буддизм, ислам и христианство.
2.1 Взаимодействие религий народов
2.2
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 25.35 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

РЕЛИГИЯ КАК ФАКТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  

Введение

 Глава 1.Происхождение религии

1.1 Определение религии

1.2 Сущность и место религии в обществе

 Глава 2.Три мировые религии – мировое религиозное наследие: буддизм,     ислам и христианство.

2.1 Взаимодействие  религий народов

2.2

 Заключение.

 Список литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Религия  существует  много   веков,  по-видимому,  также   долго,   как

существует  человечество. Своеобразные религии существовали в древнем мире  у египтян, греков, вавилонян, евреев  и  других  народов.  В настоящее время широкое распространение получили так называемые  мировые  религии.  Мировыми религиями принято обычно называть те, которые, хотя  и зародились  в одной этнической  среде,  перешагнули  однако  за  ее  рамки  и  распространены  в настоящее время среди народов  разных  государств  и  разных  языков.  Таких религий  известно  всего  три:  христианство,  ислам,  буддизм.  Помимо  них продолжают существовать национальные религии,  которые сложились в рамках определенных государств и этнических общностей и  так  и  не  вышли  за  эти

рамки. Таковы были религии государств древнего Востока и  античного  мира  – египетская,  вавилонская,  сирийская,  финикийская,   иранская,   греческая, римская и другие. В настоящее время сохранились лишь  немногие  национальные религии, почти все они в странах Азии: это даосизм и конфуцианство в  Китае, синтоизм в Японии, индуизм  в  Индии,  зороастризм  среди  потомков  древних иранцев, иудаизм среди евреев, и некоторые другие.

      Религия сопровождала историю  всех  народов  с  истоков   цивилизации  и

пронизывала едва ли не все сферы человеческого  бытия,  проникая  в  глубины сознания и даже подсознания людей. Религия – особая сторона духовного  мира, главный признак  которой  –  вера  в  сверхъестественные  силы  и  существа.

Религиозная  вера  неизменно  связана  с  поклонением  святыням,  божествам, служением  им  при  помощи  особых,  верованиями  установленных   сакральных действий-ритуалов.  Религиозная  вера  и  ритуалы  составляют   органическое единство, без которого не может быть религии. Верования,  специфические для каждой  религии,  составляют  их  духовное  ядро.  Все  остальное  в  них  – осуществление этого духовного, идеального начала.

      Для  большинства  верований   характерно  многобожие,   политеизм,   но

некоторые,  особенно  развитые  религии,  отличает  монотеизм.  Бог  в   них

выступает  как  верховное,  над  миром  возвышающееся  существо,  творец   и управитель мироздания. Идея Бога (или божеств)  составляет  само  средоточие верований.

      В учениях великих мировых  религий есть черты  сходства.  Особенно  это

относится к монотеистическим  религиям  –  иудаизму,  христианству,  исламу. Едина  их  мировоззренческая  основа  и  очень  близки  между  собой   формы существования. Это устные или письменные сказания, предания, мифы и  легенды о божественных силах и существах, изредка чудовищных и  звероподобных,  чаще человекоподобных.

  Глубины каждой религии едины в истинном, так  же,  как все люди едины в Боге, но единство религий еще  не  означает  их  равенства, равенства всех течений. Во всякой мировой религии есть некое духовное  ядро, есть труднодоступная глубина. Это  глубинное ядро  каждой  религии гораздо ближе к глубинному ядру другой мировой  религии,  чем  к  своей  собственной периферии. И в каждой  религии  путь  открывается  только  великому  личному усилию.

      Религия  является  закономерным  результатом  развития  культуры,   ее

необходимой  составной  частью  на  всех   этапах   развития   человечества.

Различные вероисповедания аккумулировали в  себе достижения мировой  культуры и в значительной мере являются хранителями культурного  наследия  народов  и государств.  Поэтому  люди  должны  признавать  права  на  существование   и равноценность иной мировоззренческой  системы,  иного типа  мышления,  иных ценностных установок, проявлять терпимость, уважать взгляды и  позиции  друг друга и, конечно, отказаться от любых видов силового давления  и  иных  форм воздействия. 
 

ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ

1.1 Определение религии 

   На протяжении многих тысячелетий религиозный феномен в силу своей универсальности и поразительного разнообразия, питал человеческую мысль и побуждал человека ставить основополагающие вопросы о происхождении мира и человека, о смысле человеческой жизни, о свободе воли и т.п.

   Люди хотят найти в различных религиях ответ на связанные с загадкой человеческого существования тайны, которые сегодня, как и всегда, продолжают тревожить сердца людей. Что такое человек? Что есть добро и что есть зло? В чем истоки и причина страданий? Как достичь истинного счастья? Что такое смерть? Стремление к познанию тайны человеческого существования запечатлено в человеческом подсознание. От каменного века до термоядерной эры, претерпевая удивительные изменения, стремление к познанию тайны бытия продолжает существовать в неразрывной связи с мировой культурой.

   Слово “религия” встречается очень часто в обыденной речи и в научных текстах, в публицистике и в художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана.

    Религия - это форма сознания, предполагающая веру в существование Сверхъестественных сил и возможность контакта с ними. Религия подразумевает соединение с Высшим началом, находящимся за пределами этого мира, абсолютная связь с которым была некогда утрачена, но ее можно восстановить через открытость и доверие, через готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни, то что исходит от Высшего начала либо в форме откровения, либо в форме медитативного общения. Исходящее от высшего начала наставляет человека на его жизненном пути, является заповедями. которым необходимо следовать.

    Религии мира делятся на «религии откровения» (иудаизм, христианство, ислам, зороастризм) и «религии медитации».В религиях откровения - знания, получаемого от Бога, недоступного рациональному познанию, постигаемого религиозной верой и несущего в себе истину и наставление, избранный Высшим Началом человек - пророк, воспринимает истину, исходящую свыше и обязан передать ее людям. В религиях медитации - достижения состояния углубленной сосредоточенности с помощью психических упражнений, сам человек при помощи медитативных практик, выходит на контакт с Высшим началом и получает истинное знание, которое сообщает людям.

    Не довольствуясь описанием различных религий, человеческая мысль с давних пор стремится объяснить феномен религии, понять его природу и значение, понять, что составляет его сущность. 

    1.  Сущность и место религии в обществе
 

Религия является необходимым составным  элементом общественной жизни, в  том числе - духовной культуры. В  обществе она выполняет ряд важных социокультурных функций, и одной из них является мировоззренческая, или смыслополагающая. Ведь в религии, как форме духовного освоения мира, осуществляется его мысленное преобразование и организация для сознания, в ходе которой вырабатывается его целостная картина, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве культурологических ориентиров и регуляторов поведения.

    Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в формировании для человека определенной картины мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своего бытия, принял активное участие как в материальной, так и духовной жизни общества. Она ещё называется функцией «значений». Ведь знание человека: зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно встретить смерть, так как всё это наполнено для религиозного человека определенным смыслом.

     Таким образом, основная роль религии состоит в придании человеческим нормам и ценностям характера абсолютного. Неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат бытия, возникновения новых социальных институтов или смены общественных формаций. А реализуется эта функция через формирование духовной жизни человека, важнейшей составляющей которой является культура.  
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ТРИ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ – БУДДИЗМ, ИСЛАМ И ХРИСТИАНСТВО.

2.1  

 Заключение 

 Религии  мира различаются между собой  по возрасту, распространённости, влиятельности,  сложности и систематизированности. Некоторые из них побывали в роли государственных, другие были вечно гонимыми. Некоторые санкционировали существование целых цивилизаций, иные не выходили за пределы какой-нибудь затерянной деревни. Какие-то существуют на протяжении нескольких тысячелетий, какие-то - исчезли, не успев возникнуть. Некоторые приобрели богатую богословскую традицию и выразились во множестве великих произведений разных видов искусства, а другие остались среди народов, все силы которых ушли на выживание в жёстких природных условиях. Некоторые религии ведут к высокой нравственности и подвигам самоотречения, а некоторые - толкают человека на убийства. Одни зовут к войнам и революциям, другие не позволяют человеку выйти за пределы его частной жизни. Некоторые религии призывают к самоубийству, некоторые - предполагают достижение бессмертия. 

 Религии  конкурируют друг с другом за души людей. Последователи разных религий всевозможными способами борются друг с другом за господство. 

 Религии  объявляют друг друга ложными,  вредными и преступными учениями. Они поглощают друг друга и  распадаются на течения. 

 И тем не менее все религии равноценны. Нельзя сказать, что какая-то религия безусловно лучше, чем другая. В истории религии нельзя отметить прогресса или регресса, эта история представляет собой настоящую мозаику, совершенно беспорядочное движение; секуляризация и наступление религиозности, переменный успех в борьбе язычества и теизма, интернационализация религий и их замыкание в этнических рамках, умирание религий и их возрождение, триумф и внезапное исчезновение - все эти процессы идут рука об руку, постоянно переходя друг в друга без всякой строгой последовательности и вне всякой целенаправленности. 

 Все  вероисповедания имеют одинаковую  ценность и значение для развития  мировой культуры. Все они жизнеспособны  и имеют право на существование.

 Всякая  религия пригодна для обеспечения  жизни людей. Каждая может отстоять  себя перед лицом духовных  конкурентов, развивая своё учение, и перед лицом вооружённых врагов, вдохновляя на борьбу своих последователей. Все могут похвастаться древностью своих корней, и все имеют перспективу в дальнейшей мировой истории. Все достойны быть выраженными и воспетыми в произведениях искусства. И каждая достойна самого пристального изучения. 

 Чтобы  узнать любую религию, мало  изучать её внешние последствия,  нужно взглянуть в саму сущность  человеческого духа, рассмотреть  её глубинные потребности и  предельные закономерности. Всякая  религия является плодом действия  этих закономерностей и выражением  этих потребностей. В то же  время, любая религия влияет  на жизнь человека, определяя  в конечном итоге стратегию  его поведения, преобразуя природу  внутри и вне человека, формируя  лицо цивилизаций. 

 Многообразие  религий охватывает всё многообразие  возможных смыслов человеческой  жизни. Не все религии живы  сегодня - многие из них не  располагают в наши дни последователями.  Однако все смыслы живы и  в любой момент могут сплотить  вокруг себя немалое число  людей. Именно это требует,  чтобы внимание общества было  обращено не только на второстепенные  детали функционирования современных  религий, но на условия обретения  и утраты всех смыслов, которые  когда-либо были открыты человечеством… 

Информация о работе Религия как фактор взаимодействия народов