Религия иудаизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 13:29, доклад

Описание работы

Индуи́зм – одна из самых древних и влиятельных религий в мире. Само название этой религии говорит о том, что она напрямую связана с Индией, хотя термин «индуизм» не индийского происхождения. Он – от персидского названия реки Инд. Некоторые исследователи считают индуизм не одной целостной религией, а синтезом ряда родственных друг другу религиозных идей, когда-либо проникавших в Индию с сотнями различных культурных, социальных и племенных групп. Поэтому трудно дать краткое и точное определение индуизма.

Работа содержит 1 файл

Индуи́зм.docx

— 76.45 Кб (Скачать)

 
2 Особенности вероучения, культа  и философских воззрений индуизма. 2.1 Особенности индуизма. Касты.

В силу особенностей своего исторического развития индуизм  основывается на трёх религиях: ведической религии, брахманизме и собственно индуизме. Служители культа во всех трёх религиях призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным  богом признавался Индра, бог  грома и молнии. В брахманизме  как верховному богу поклонялись  Брахме, творцу мира и покровителю  служителей культа. В индуизме существуют разные конфессии и разные боги в них почитаются как верховные. Но ни в одной из них верховным богом не считается Брахма. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма.

Такой переворот в религиозных  воззрениях отражал переворот в  реальной жизни. В Индии существовали и существуют касты (другое название: варны).

Касты (варны) - это группы людей, принадлежность к которым определяется рождением.

Каста определяет место человека в индийском обществе, его положение, права, поведение, даже его внешний  облик, включая одежду и знаки  на лбу или драгоценности, которые  он носит. Каста во многом определяет и круг ритуальных обязанностей индивида, его религиозную активность. Чем  выше каста, тем больше внимания, во всяком случае теоретически, согласно принятым нормам, человек обязан уделять ежедневным обрядам у домашнего алтаря, необходимым поклонам, воскурениям, подношениям, мантрам и т. п. Кастовые запреты в Индии имеют характер табу и снимаются лишь в редких случаях. Например, принято считать, что «рука ремесленника всегда чиста», т. е. что пользоваться продуктами ремесла можно вне зависимости от касты ремесленника. За нарушения кастовых норм следуют строгие наказания и мучительные обряды «очищения» провинившегося.

В прошлом принадлежность к той или другой касте определяла, каким видом деятельности должны заниматься люди (сейчас власти борются  с этим обычаем, но не всегда успешно). Привилегированной кастой были брахманы. Только они одни могли быть служителями  культа. Их покровителем считался и  считается бог Брахма. Именно поэтому  слово “брахман” (в переводе с  древнеиндийского языка, называемого  санскритом, - “отражение воли Брахмы”) обозначало одновременно и человека из данной касты, и служителя культа.

Брахманы в древней  Индии обладали большими преимуществами. Кроме монополии на профессиональную религиозную деятельность, они обладали ещё и монополией на педагогическую и научную деятельность. Эти три  вида профессиональных занятий приносили  им большие доходы. Но, кроме того, они имели ещё право на присвоение половины всех налогов, которые получали светские власти. Привилегированное  положение брахманов в обществе отразилось и в религии того времени. Покровитель их касты и профессии  служителей культа, которая монопольно принадлежала этой касте, бог Брахма, считался одновременно и верховным  богом. Брахма своим сверхъестественным могуществом как бы закреплял  те материальные привилегии, которые  в реальной жизни имели брахманы. Представители трех других основных каст (кшатрии, вайшьи и шудры), недовольные  сложившейся ситуацией, совершили  социальный переворот. Брахманов лишили права присваивать себе часть  налогов, лишили их и монополии на педагогическую и научную деятельность. Все, что им оставили, - это право  быть служителями культа.

Вместе с тем и в  связи с этим три другие основные касты добились и понижения статуса  бога Брахмы. Брахманы перестали быть самым привилегированным слоем  общества, и их бог-покровитель перестал рассматриваться как верховный  бог. Конфессии в индуизме. Общее  количество конфессий в индуизме неизвестно. Но основными являются две: вишнуизм и шиваизм. Вероучения основных конфессий индуизма совпадают во всем, кроме ответа на вопрос, кто из богов является главным. Вишнуиты верховным богом считают Вишну, шиваиты - Шиву. Вишнуизм и шиваизм - это самые большие и примерно равновеликие конфессии. В них входят примерно по 40 процентов всех индуистов. Вишнуитские общины находятся по преимуществу на севере Индии, шиваитские - на юге Индии. Третьей по величине индуистской конфессией является шактизм. Шактисты поклоняются верховной богине, которая имеет несколько имён и одно из них - Шакти. В шактистские общины входит примерно 8 процентов всех индуистов. Они по преимуществу расположены в Бенгалии (это северо-восточная часть Индии) и на юге Индии.

Если в индуизме и можно  обнаружить какие-то отличия в вероучении, то, скорее, не между конфессиями, а  между различными храмами одной  и той же конфессии. Особенности  организации индуизма порождают  и некоторые особенности в  его вероучении. В индуизме масштабы религиозной организации ограничиваются рамками храмов. Ни одна конфессия  не имеет централизованного руководства  даже в масштабах штата, не говоря уже о стране в целом. Поэтому  индуизм не имеет ни церковных  соборов, которые принимали бы какие-то руководящие решения, в том числе  и по вопросам вероучения, ни централизованной руководящей религиозной прессы. Конечно, брахманы всех храмов, в конечном счёте, опираются на одну и ту же священную литературу. И это обеспечивает единство в главном. Однако священные  книги нуждались в прошлом  и нуждаются сейчас в их толковании. И в чем-то толкование было и остается различным. А это значит, что положения  вероучения в толковании брахманов  разных храмов в чём-то несущественном могут отличаться друг от друга.

 
2.2 Главные символы индуизма

Лотос - один из древнейших и  ведущих символов индуизма. Его цветы  ракрываются при свете солнца, а многочисленные лепестки напоминают его лучи. Вот почему лотос стал эмблемой солнца и животворной космической силы, несущей жизнь, а также незапятнанной чистоты и духовного совершенства. Лотос стал символом и атрибутом многих солнечных божеств - Сурьи, Вишну, Лакшми, которые часто изображаются восседающими на лотосовых тронах. Как символ плодородия он связан и с Богиней-матерью, передавая образ творящего лона и особой сакральной силы. Часто используются в иконографии розетки, медальоны и орнаменты с лотосами.

Янтра (букв. амулет, магический рисунок) - диаграмма, которая может обозначать божество или служить своеобразной картой, помогающей освоить или усилить медитацию. Для обращения к каждому почитаемому божеству предписывается определенная янтра.

Свастика - знак благопожелания и благоденствия. Свастика представляет собой крест с концами, загнутыми  по часовой стрелке или против нее (право- и левостороння свастика). Правостороння свастика расценивается как благопожелательная, левая - как злонамеренная. С глубокой древности свастика была знаком солнца и света, а значит, жизни и благоденствия.

Ом - звук и слог, его изображающий, с древности использовался, как  несущий благо. Является символом тотальности, вселенской целостности и непрерывности; считается источником всех звуков и  главной мантрой. Его смысл стремятся постичь йоги в глубокой медитации; его произносят в начале и в конце всех значимых дел, в заглавиях текстов и т.п.

 
2.3 Основные положения и священные  книги индуизма

В вероучении индуизма можно  выделить четыре основных положения: 1. о священных книгах, 2. о сверхъестественных существах,

3. о душе, 4. о загробной жизни.

В индуизме в качестве священных  почитается большое количество книг-томов. Точная цифра неизвестна, но во всяком случае их несколько сотен; они делятся на две группы.

Первая группа называется шрути, (“услышанное”) вторая - смрити (“запоминаемое”). (Все термины в индуизме озвучены на санскрите.) Авторами книг-шрути являются боги. Но они авторы в особом смысле. Книги-шрути никто не создавал. Они возникли сами собой вместе с возникновением богов. Книги-шрути возникли не как книги, а как знания, которые находились в головах богов. Боги чудесным образом передали эти знания риши (мудрецам). А риши записали эти знания в виде книг.

По своему содержанию книги  делятся на семь групп. Первая группа - Веды (“Знание”) Это 4 книги-тома. Основным содержанием Вед являются тексты религиозных песен, тексты заклинаний и описания религиозных обрядов.

Вторая группа священных  книг - Брахманы (“отражение воли Брахмы”). Это несколько десятков книг-томов. По содержанию это комментарии к  Ведам, в основном культового характера. Считается, что их содержание через  служителей культа и для служителей культа передал бог Брахма.

Третья группа - Араньяки (“Лесные книги”). Несколько десятков книг-томов шрути. Содержание: правила поведения для отшельников, рассуждения о сущности обрядности.

Четвертая группа - Упанишады (“Тайное учение”). Название объясняется  тем, что в прошлом учение, заключённое  в этих книгах, передавалось только брахманам и их ученикам. Буквальный перевод звучит так: “рядом”(упа) и “внизу”(ни) “сидящим” (шады). Рядом и внизу, т.е. у ног учителя-брахмана, сидели его ученики. По своему содержанию это религиозно-философские комментарии к Ведам.

Пятая группа - Пураны (“Древние предания”). Это несколько десятков книг-смрити. Наиболее древние пураны первоначально существовали в устной форме.По содержанию это рассказы о богах.

Шестая группа - это одна книга-произведение: поэма под названием  “Махабхарата” (“Великие бхараты”; бхараты - это название народа в Индии). В поэме около 100 тысяч двустиший. “Махабхарата” делится на 18 частей, которые тоже называют “книгами”. Книги-части имеют разную величину: от 320 двустиший до 14372-х.

Седьмая группа - это опять  одна книга-произведение и опять  поэма. Её называют “Рамаяна” (“Сказание  о Раме”). “Рамаяна” состоит  из 24-х тысяч двустиший. “Рамаяна”  делится на 7 частей, которые обычно печатаются в одном томе.

2.4 Сверхъестественные  существа в индуизме. Боги и  демоны.

Индуисты верят в существование  двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов. Хотя боги занимают в иерархической лестнице сверхъестественного  мира значительно более высокое  положение, чем демоны, мы всё же начнём характеристику сверхъестественных существ с демонов, ибо такой  порядок рассказа более удобен в  методическом плане. Демоны. Демоны делятся  на три вида: асуры (“небоги”), ракшасы (“те, кого сторонятся”), пишачи (перевод неизвестен). Асуры - противники богов, а ракшасы и пишачи - противники людей. Ракшасы вредят людям всеми возможными способами, а пишачи - главным образом через болезни, которые они насылают на людей. Функции демонов: творить зло, быть противниками богов, быть противниками людей. Но среди демонов встречаются и такие, которые совершают отдельные добрые поступки.

Демонов много: их количество исчисляется миллионами. Демоны имеют  плоть и пол. В обычном виде они выглядят уродливо, но для осуществления  своих коварных планов могут приобретать  облик мужчин и женщин. Демоны смертны: их тела погибают в сражениях с  богами и людьми, а их души - вместе с гибелью Вселенной. Иногда люди воспринимают демонов органами чувств, иногда не воспринимают. Но если в иудаизме (а также в христианстве и исламе) делается акцент на то, что в подавляющем  большинстве случаев люди демонов  не видят и не слышат, то в индуизме такого акцента нет. Демоны делятся  на старших и младших. Главного демона зовут Бали. Он вместе со многими  другими демонами живёт в подземном  царстве.

Боги. В священной литературе в разных местах указывается разное количество богов: и 33, и 333, и 3306, и 3339. Практически  наиболее почитаемыми во всех конфессиях являются 9 богов. Боги - это верховные  сверхъестественные существа, управляющие  миром. Как и в любой другой политеистической религии, каждый из богов  имеет свои специфические функции. Одни боги выглядят как обычные люди, но, как правило, огромного роста, другие - в основном как люди, но с  какими-то особенностями в строении организма (четыре руки, три глаза  и др.), третьи - как животные (например, как обезьяны), четвёртые - как полулюди-полуживотные (напр, царь птиц Гаруда изображается с головой и крыльями орла и с туловищем чел-ка). Один из богов (Брахман) вообще не имеет видимого тела.

Боги требуют поклонения, которое обозначается словом “пуджа”. Богам поклоняются в храмах и дома, перед семейным алтарём. Пуджа включает в себя пробуждение богов утром музыкальными звуками перед их изображениями (например, звоном колокольчиков), приношение изображениям богов цветов, воды и продуктов, молитвы и др. Девять наиболее почитаемых богов можно разделить на три тройки.

В первую тройку входят верховные  боги. Два из них сейчас почитаются как верховные боги (Вишну и  Шива), один как верховный бог  почитался в прошлом, в предыдущей религии (Брахма).

Во вторую тройку входят их жёны (Лакшми, Парвати, Сарасвати). В третью тройку входят боги, хотя и не верховные, но очень уважаемые индусами (Брахман, Ганеша, Кама).

Вишну (“проникающий во всё”, “вездесущий”) - верховный бог в  вишнуизме . Кроме функции быть верховным богом, у него есть ещё две специфические функции. Во-первых, он - охранитель Вселенной. Вселенную создаёт Брахма, но созданную Вселенную надо охранять и от преждевременного разрушения, и от захвата власти над Вселенной демонами, что и делает Вишну. Во-вторых, он - помощник людям в решении их жизненных проблем.

Вишну чаще всего изображается (и на рисунках, и в скульптурах) в виде четырёхрукого мужчины. В одной руке у него боевая раковина (он трубит в неё во время сражений), во второй - палица, в третьей - чакра (метательное оружие в виде металлического диска), в четвёртой - цветок лотоса. Оружие в трёх руках символизирует готовность Вишну бороться с силами зла, цветок лотоса символизирует его любовь к людям и готовность им помогать. Для характеристики Вишну очень важно использование понятия “аватара”. В буквальном переводе это слово означает “нисхождение”. По своему существу аватара - это другое и земное тело бога. Вместе с другим телом бог получает и другое имя. При переселении души бога в земное тело, эта душа одновременно остаётся и на небе, в основном, небесном теле бога. Эта душа как бы раздваивается. Второе, дополнительное, физическое тело бога существует только некоторое время. Потом оно умирает, и душа бога возвращается в своё основное и вечное тело.

По мифологии индуизма у Вишну было уже 9 аватар и ещё одна будет в будущем. Вот аватары, которые уже были. Первая: жизнь в теле рыбы. Вторая: жизнь в теле черепахи. Третья: жизнь в теле кабана. Четвёртая: жизнь в теле полульва-получеловека. Итак, в первых четырёх аватарах душа Вишну пока ещё не поселялась в теле человека. В остальных пяти аватарах она живёт в человеческом теле. Пятая: в теле карлика по имени Вамана. Собственно слово “вамана”и означает “карлик”. Шестая: в теле человека по имени Парашурама (“Тёмный с топором”). Это был воин, сын брахмана, который всегда ходил с боевым топором. Седьмая: в теле человека по имени Рама (“Темный”). Восьмая: в теле человека по имени Кришна (тоже переводится как “Темный”). Девятая и последняя: в теле человека по имени Будда (“Просветлённый”). Речь идёт об основателе буддизма. Будущая, десятая аватара тоже будет в теле человека, которого будут звать Калки. Калки, по вероучению индуизма, приедет на белом коне и в царском одеянии. Поэтому эту аватару называют ещё так: “царь на белом коне”. Он приедет через много лет, когда на земле власть будет принадлежать негодяям. Калки накажет негодяев и установит на земле золотой век.

Информация о работе Религия иудаизм