Религия и её институты в современной Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:52, реферат

Описание работы

Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу напрямую связаны с политикой и идеологией государства.
Религиозная жизнь как составная часть общественной жизни, с одной стороны, является совокупностью универсальных общебелорусских, с другой стороны, - специфических региональных оценок и особенностей.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 49.97 Кб (Скачать)

Наряду с общинами РКЦ  в Беларуси действует приход «латинского обряда», представляющий более ортодоксальное течение католицизма. В начале 1990-х гг., после длительного перерыва традиции, в Беларуси вновь возникают униатские (греко-католические) общины, получившие официальное признание со стороны Папы Римского и поддержку римско-католического клира. Общины образовывались главным образом той частью интеллигенции, которая склонна рассматривать униатство национальным вероисповеданием белорусского народа. Униаты имеют периодические издания — «Унія» (1990-1995), «Царква», «Шлях да Хрыста», «Наша вера». Широкое распространение униатство не получило. В 1992 г. действовало 9 общин, в 1993 г. — 11, на 1 января 2008 г. насчитывалось 14, главным образом малочисленных, греко-католических организаций. Имеется пять культовых зданий. Общины объединены в деканат, который курируется ватиканской Конгрегацией восточных церквей.

Из направлений классического  протестантизма традиционной для Беларуси религией признано лютеранство. На 1 января 2008 г. насчитывалось 27 общин Евангелическо-лютеранской церкви, которые действуют во всех регионах республики, кроме Брестской области.

С конца 1980-х гг. наблюдается  возрождение иудаизма, еврейской национально-культурной жизни. Действуют 22 воскресные школы, еврейские классы в средних школах, ряд учебных учреждений — Высший заочный ешибот и Высший иудейский духовный колледж. Работает также Открытый университет Израиля, Еврейский народный университет и другие заведения. Многие образовательные и иные программы финансируются Всемирным еврейским фондом «Джойнт». Публикуется газета «Берега» и ряд других изданий. Растет число культурно-просветительских учреждений и общин иудаизма. Если в 1988 г. действовала одна община, то в 1992 г. - 7, в 1996 г. - 16, в 2000 г. - 32, на 1 января 2008 г. - 46 общий, из которых 29 относятся к «ортодоксальному» и 17 — к «прогрессивному» иудаизму. В 1993 г. создано Иудейское религиозное объединение Беларуси, с 2001 г. религиозное объединение имеют и общины «прогрессивного» иудаизма. Доля иудейских общин в конфессиональной структуре Беларуси выросла с 0,1 % в 1988 г. до 1,5 % в 2007 г. Действуют семь культовых зданий, одно строится.

С конца 1980-х гг. возродилась  и мусульманская религия (ислам). Ее этническую основу составляют белорусские татары, но растет активность мигрантов из Азербайджана. Татары в Беларуси придерживаются главным образом ислама суннитского направления. В начале 1990-х гг. действовала единственная мечеть в городском поселке Ивье в Гродненской области, в последующее десятилетие возведены пять мечетей, еще одна находится в стадии строительства. В 1994 г. было создано Мусульманское религиозное объединение, или Муфтиат Беларуси. Канонически он подчиняется Центральному Духовному Управлению мусульман России и СНГ. Если в 1988 г. в Беларуси действовала одна община мусульман, то в 1992 г. — 8, в 1996 г. — 22, на 1 января 2008 г. — 24. Большинство их находится в Гродненской и Минской областях. Доля мусульманских общин в конфессиональной структуре Беларуси выросла с 0,1 % в 1988 г. до 0,8 % в 2007 г. Действует около 10 воскресных мусульманских школ, издаются религиозные журналы — «Бай- рам», «Аль-Ислам», газеты «Жизнь», «Мусульманский вестник».

В целом общины традиционных религий составляют в современной  конфессиональной структуре республики около 68 %, в том числе БПЦ - около 48 %, РКЦ - около 15 %.

Одним из следствий либеральной  конфессиональной политики государства  и активной религиозной экспансии  извне в конце 1980-х — начале 1990-х гг. стало появление и распространение  в Республике Беларусь более 100 нетрадиционных религиозных и оккультно-мистических  направлений. Они действуют как  в качестве собственно религиозных, так и культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных, молодежных и иных общественных организаций.

Официально признан религиозный  статус 16 нетрадиционных направлений, которые относятся к восточным  культам, монофиситству, классическому и позднему протестантизму. Восточные культы представлены общинами Международного общества Сознания Кришны и Бахай, монофиситство — Армянской апостольской церкви, классический протестантизм — кальвинизмом (пресвитерианами и реформатами). Существует мнение, что кальвинизм (по примеру лютеранства) можно отнести к традиционным для Беларуси религиям. Более широко в конфессиональной структуре Беларуси заявлен поздний протестантизм (неопротестантизм). Неопротестаитскими являются общины пятидесятников (Христиане веры евангельской (ХВЕ), Христиане веры апостольской (ХВА)) и неопятидесятников (Христиане полного евангелия (ХПЕ)), баптистов (Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ), адвентистов седьмого дня (АСД), иоганской церкви, Новоапостольской церкви, церкви Христова, мессианских общин, Свидетелей Иеговы и мормонов). В результате интеграции общин родственного исповедания созданы протестантские объединения — Союз ХВЕ, Союз ЕХБ, Конференция АСД, Религиозное объединение общин Полного евангелия, Религиозное объединение Новоапостольской церкви и др. Возникла и тенденция консолидации протестантских организаций, что выявилось в создании на основе ЕХБ, ХВЕ и АСД «Белорусской христианской Ассоциации религиозной свободы».

Поздний протестантизм отличается чрезвычайно активной миссионерской  деятельностью. Особое внимание уделяется  пропагандистской работе в среде  молодежи. Наряду с воскресными школами  организуются различные семинары и  музыкальные фестивали, конференции, летние лагеря отдыха и т. п. Миссионерская  и другая деятельность опирается  на существенную финансовую и иную благотворительную помощь со стороны  зарубежных единоверцев. По линии протестантских общин поступают значительные гуманитарные грузы, включая религиозную литературу. Ведется активное культовое строительство. Действует 432 культовых здания, 20 строится. Наращивается издательская деятельность, выходит около десяти газет и журналов. Пятидесятники и баптисты имеют высшие и средние духовные учебные заведения (Библейский институт и Библейская школа ЕХБ, Теологический институт и Библейский колледж ХВЕ, Библейский колледж ХПЕ), которые готовят пресвитеров, регентов хоров, преподавателей воскресных школ и миссионеров.

По росту численности  религиозных организаций неопротестантизм является наиболее динамичной конфессией в Республике Беларусь. Количество его направлений увеличилось с трех (ЕХБ, ХВЕ, АСД) в 1988 г. до 11 в 2007 г. Число общин за тот же период выросло в 4,3 раза, их доля в общем объеме религиозных организаций составила около 32 %. Наибольшее число общин имеет Союз ХВЕ (494) и Союз ЕХБ (268). По этому показателю ХВЕ вышли на первое место среди нетрадиционных организаций и на второе — среди религиозных объединений в Беларуси в целом, уступая только БПЦ. АСД насчитывают 73 общины, ХПЕ — 54, Свидетели Иеговы — 26, новоапостольцы — 21. Остальные направления неопротестантизма имеют от 1 до 9 общин (приложение 3).

При анализе конфессиональной ситуации следует учитывать не только количество общин, но и численность  верующих в организациях традиционных и нетрадиционных религий. По оценкам  исследователей современного протестантизма, численность адептов неопротестантизма составляет около 70 тыс. верующих, или менее 1 % населения республики. Обращают на себя внимание и выявляемые в ходе социологических исследований конфессиональные ориентации населения. По обобщенным данным опросов, около 80 % верующих относят себя к православию, около 10-15 % — к римо-католицизму, от «менее 1 %» до 2 % — к протестантизму, около 0,2 % — к иудаизму и к исламу, около 3 % — к другим религиям.

На рубеже 1980-1990-х гг. распространение  в Беларуси получили и религиозные организации деструктивного характера. Они не имеют официальной регистрации, поскольку их вероучения и культовые практики признаны противоречащими законодательству. Эти организации действуют нелегально либо под видом различных общественных объединений. Многие из них предпринимают активные попытки распространять свои идеи в вузах и других учреждениях системы образования.

 

Религия и молодёжь

религиозный община церковь вероисповедание беларусь

Идеи, изложенные в религиозных  учениях, не могут не оказывать своего влияния на формирование мировоззрения  людей, и в первую очередь такой  восприимчивой к новым веяниям  социальной группы, как молодежь. Складывающаяся ситуация непосредственно влияет на религиозность как одну из основополагающих частей мировоззрения и во многом объясняет те сдвиги, которые происходят в молодежном сознании в этой сфере.

Проблема религиозности  молодежи Беларуси весьма значима. Ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет «голографическое»  отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного  масштаба социальной реальности (своей  Родины, страны, социокультурного сообщества). В этом смысле молодежь представляет собой своеобразный фенотипический код эволюции белорусского общества.

Это и понятно, так как  у нее происходи т становление  ориентаций. Для молодежи резко изменились социальные условия «вхождения в  жизнь», существенно ограничены возможности  полноценного социально-гражданского становления; ею

утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального  образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации.

Свое место в этом ряду активно занимает Православная церковь, внося в усложнившийся процесс  социального становления юношей и девушек нечто новое, ранее  им неведомое.

Православие в Республике Беларусь— доминирующее на сегодняшний день вероисповедание, и до 80 % молодежи нашей страны в целом причисляют себя к нему. Общее количество верующей молодежи, идентифицирующей себя с другими вероисповеданиями и религиями, не превышает 6 % от общего числа опрошенных.

Религия теперь не только воспринимается как феномен духовной культуры, сыгравший  огромную роль в становлении всемирной  культуры вообще и белорусской в  частности, но и признается некоторыми молодыми людьми основой духовной жизни  личности. Характерным для современной  молодежи является подчеркивание в религии морального аспекта, а порой и отождествление се с нравственностью. Одновременно снизился авторитет атеизма. Нельзя не отметить и такую новую черту современной молодежи, как проявление терпимости к людям противоположных мировоззренческих установок.

Социологические исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, ч то в  возрасте до 30 лет число людей, декларирующих  свою приверженность религии, составляет почти треть от общего количества опрошенных (30,4 %), колеблющихся между  верой и неверием - 41 %, утверждающих свою не религиозность - 23 %, и только 4,6 % признают себя убежденными атеистами. 11ри- чем верят в Бога с убеждением, что он существует, 28,4 % молодых респондентов; верят в Бога, но иногда сомневаются, что он существует, 18 %; не веря т в персонифицированного Бога-личность, но верят в существование высшей духовной силы 24,1 % 3, с. 524. Таким образом, четвертая часть белорусской молодежи придерживается нетрадиционных религиозных представлений, причем доля таких мировоззренческих ориентаций по мере плюрализации социальной и культурной жизнедеятельности в современном обществе возрастает.

Это, видимо, связано с  увлечением молодежи различными формами  нетрадиционной религиозности, в том  числе мистикой (вера в общение  с духами, магию, знахарство, гадание, колдовство, астрологию). Разжиганию отмеченного  интереса к оккультизму, эзотерическим  направлениям содействует и распространяемая в последнее время в изрядном количестве оккультная литература, пользующаяся повышенным спросом особенно среди  молодежи и женщин.

Отмечен рост религиозности  молодежи, в том числе студенческой: в конце 1990-х гг. верующими себя называли 44,6 % студентов и столько  относили себя к колеблющимся (в Гродненском госуниверситете считают себя верующими 63,3 % студентов).

Однако обращает на себя внимание эклектический характер содержания религиозных верований значительной части молодежи: традиционные атрибуты, на основе которых базируется та или  иная религия — непоколебимость  догматов, ритуалы, священные предметы и др., - не имеют для них существенного  значения. Даже сама вера в существование  Бога оказывается «размытой» - нередко  это отождествляется с моральным  законом, совестью и т. д. В то же время  нельзя не отметить, что сегодня в сознании молодых людей происходя т глубокие перемены: возникли осознание самоценности веры и потребность в ней («lie; веры жить нельзя»).

Вера для молодых людей  приобретает многозначимый смысл: это и признаки групповой принадлежности, и эстетическое занятие, и высшая духовная потребность. В то же время нельзя не видеть в этом процессе стремления защититься от суровой действительности. Видимо, многоаспектность феномена веры и обусловила такой высокий процент молодежи, признающей значимость религии в своей жизни.

Значительная часть не только верующих, по и неверующих молодых  людей считает себя сторонниками традиционных религий.

Сказывается здесь, среди  прочих причин, тесная связь религиозного и национального самосознания. Отрицая  свою религиозность при мировоззренческой  самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Таким образом, скажем, православие  или ислам воспринимается не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни (русский - поэтому православный, татарин - поэтому  мусульманин).

Появилась оценка некоторых  молодых людей своей религиозности  как православных атеистов. Речь, видимо, идет о том, что, будучи сами неверующими, люди признают важность и необходимость  религии, особенно как средства социального контроля. Так идентифицировали себя молодые люди, преимущественно мужчины, хорошо представляющие проблемную ситуацию общества.

В нынешнем всплеске религиозных  и прорелигиозных тенденций, внимания к теософии, оккультизму, астрологии проявляется, как отмечали еще античные мыслители, обычный страх, неуверенность, бессилие людей перед свалившимися на их головы бедами, отсутствие позитивных интересов. Страх и надежда заставляют людей верить во что угодно и кому угодно.

Информация о работе Религия и её институты в современной Беларуси