Религия, её структура, функции, типология религий

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:50, реферат

Описание работы

Понятие религия. Религии есть мировоззрение основанное на вере в существование Бога, сверхъестественных сил управляющих миром. Под религией мы будем понимать комплекс представлений, верований, доктрин, элементов культа, ритуала или других форм практики, базирующейся на переживании и ожидании человека.

Сверхъестественное - нечто стоящее вне законов материального мира не повинующееся и противоречащее им. (Сверхъестественное - боги, духи, магия, тотемизм, фетишизм).

Работа содержит 1 файл

Религия.docx

— 39.48 Кб (Скачать)

Религия, её структура, функции, типология религий.

Понятие религия. Религии есть мировоззрение основанное на вере в существование Бога, сверхъестественных сил управляющих миром. Под религией мы будем понимать комплекс представлений, верований, доктрин, элементов культа, ритуала или других форм практики, базирующейся на переживании и ожидании человека.

Сверхъестественное - нечто стоящее вне законов материального мира не повинующееся и противоречащее им. (Сверхъестественное - боги, духи, магия, тотемизм, фетишизм).

Религиозная вера - признание реального существования сверхъестественного, эмоциональное отношение к нему, убежденность в существовании двусторонних отношений между человеком и сверхъестественным.

Основные элементы религиозной структуры: Общество обладает:

*Религиозным сознанием (религиозная идеология - как система идей о Боге, о человеке)

*Религиозная психология - совокупность религиозных представлений и чувства, присущие всей массе верующих и связанная с религиозной идеологией.

*Религиозная деятельность - культовая, внекультовая, духовная (производство религиозных идей), практическая (миссионерство, образование, воспитание, управление, пропаганда)

*Религиозные отношения. В качестве субъектов религиозных отношений выступают верующие, религиозные организации и учреждения. (церковь, деноминации, секта)

*Религиозной идеологии - теология, или богословие, систематизированное изложение вероучения, постижение и фиксация его рациональных основ.

*Религиозный культ - важнейший вид религиозной деятельности. сочетающий в себе ДУ ховный и практический аспекты.

*Религиозная организация - объединение на основе общности верований и обрядов верующих, принадлежащих к одной конфессии. Религиозные организации делятся на культовые и внекультовые Основные типы религиозной организации: церковь, деноминация, секта. 

Церковь как организация  верующих, существует в мировых религиях. В организационной структуре церкви отражаются принципы централизации и иерархии, практика разделения на мирян и клир Формирование церкви обуславливается наличием общего вероучения.

Секта как тип религиозной организации возникает в качестве оппозиции по отношению к господствующему религиозному направлению. Признаки секты: претензии на исключительность и избранничество, тенденция к духовному возрождению, подразумевающему строгое следование этическим и ритуальным предписаниям, наличие харизматического лидера.

Деноминация - промежуточный тип религиозных организации между сектой и церковью, имеющей черты как первой, так и второй. Возникновение деноминации связано не столько с оппозиционными тенденциями, сколько с установлением религиозного плюрализма

Функции религии в обществе:

*Интегративная функция религии в поддержании единства людей в рамках той или иной религиозной общности.

*Компенсаторная функция - восполнение (в иллюзорной форме) слабости человека как социально-биологического существа, проявляющейся в сфере социальных отношений, и в отношении к природе.

*Мировоззренческая функция религии состоит в создании специфической религиозной картины мира - комплекса представлении о мире, его происхождении и строении и развили.

*Релятивная функция подразумевает формирование особой системы норм и ценностей.

*Коммуникативная - установление общения между людьми и между человеком и сферой споенного.

*Сегрегирующая - разделение и противопоставление последователей разных религий.

*Легитимизирующая - узаконение церковных институтов.

*Психотерапевтическая - преодоление индивидуальных негативных ощущении, эмоции. 

Типология религий.

  Национально - государственные религии - одна из исторических типов религий, чьё возникновение и развитие связано с формированием классового общества.

Мировые религии образовались на более позднем этапе развития классового общества, и период формирования феодализма. Особенности: космополитизм, упрощение культа, отказ от национальной обрядности, проповедь равенства людей, прозелитизм (деятельность по обращению в свою веру)

Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В настоящий монет этим термином обозначаются только три религии (приведены в порядке хронологии возникновения) Буддизм, Христианство, Ислам.

В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например индуизм, конфуцианство, синтуизм, иудаизм), мировые объединяют людей обшей веры независимо от их эпнических, языковых или политических связей. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

2. Мировые религии:  буддизм, генезис, культ, особенности существования.

Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия (4-5в.до.аэ.) на территории Др. Индии. Распространилась в Индии, Шри-Ланке. Центральной и Юго-Восточной Азии, в Японии. Китае. Монголии. Тибете.

Буддизм основывается на жизни и учении Будды (Просветленный), известного также как Шакьямуни (мудрец из рода шакьев). Годы жизни Будды (Сиддхартхе Гаугамы) - 623-544 до. н.э. Наследный принц, в 29 лег, после того как знамени (встреча со стариком, больным, покойником, нищим странником) показали ему неизбежность страдания, он стал отшельником. Опыт аскетизма не дал ему освобождения от страданий. В возрасте 40 лет после продолжительной медитации под смоковницей он доспиг просветления. С тех пор стал проповедовать учение о спасении; собрал вокруг себя учеников и организовал первую буддийскую монашескую общину-сангху. В Этико-религиозное учение буддизма, включающее комплекс заповедей и жизненных норм и обещавшее счастливую жизнь на небесах в качестве награды за их соблюдение, предназначалось для мирян. Деятельность же членов монашеской общины выстраивалась вокруг учения о Нирване.

Религиозная доктрина - дхарма и учение о калачакре (Колесо времени). Жизнь, человек, мир - хаотическое движение (волнение) драхм, отсюда их иллюзорность и непостоянство. Жизнь и смерть - образование и распад комплексов дхарм в потоке бытия. Человек, как и любое живое существо, будучи по своей сути комплексом дхарм, рождается, живет и умирает. Смерть - распад дхарм, рождение его восстановление в другой форме. Сансара (поток жизни) - бесконечный круговорот бытия. Характер сансары определяется кармой, совокупным результатом мыслей, слов, поступков. Карма может быть благой и дурной, что обуславливает участь человека. Карма закон воздания.

Нирвана - освобождение от паутины желаний, состояние абсолютного спокойствия, проникновения в истинную сущность вещей, независимо от внешнего мира.

Этическое учение буддизма основывается на 5 предписаниях: не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не употреблять спиртных напитков. Для членов монашеской общины приняты более жесткие нормы, включающие также запреты на принятие пищи после полудня, различные развлечения, владение имуществом, пользование деньгами и предметами роскоши. Цель эти запретов - обретение лучшей кармы и обеспечение пути к Нирване. 

3. Мировые религии:  христианство. Время  возникновения, символ  веры; основные догматы, культ, современное состояние

Историческими условиями и культурными предпосылками  возникновения христианства были: социально- политические и экономические. Христианство появилось в 1 в. н.э. в Римской  империи как одна из многочисленных сект. Римская империя, завоевав многие народы, нещадно эксплуатировала их. Рабовладение переживало острый кризис. Рабы начинали осознавать, что, кроме рабовладельческой, возможно и другая, более справедливая организация отношении между людьми. И рабы поднимают одно восстание за другим. Самым крупным было восстание Спартака

Но все  они жестоко подавлялись. У народов  римской империи рухнула всякая надежда на освобождение собственными силами. В тех исторических условиях спасение можно было искать только в религии, возлагая надежды на приход мессии, спасителя. Т.о. кризис рабовладельческого общества, эксплуатация и бесправие трудящихся масс, особенно рабов, их бессилие в борьбе с властью, незнание истинных путей освобождения явились основными историческими условиями возникновения христианства. Способствовали этому и политические факторы: кризис политической системы, войны, отсутствие единства, множество религий. Порабощенные народы не принимали религии поработителей - римский политеизм, а культ императора для них вообще выл неприятен.

Христианская  религиозная система формировалась  под воздействием смешения культур  греко-римского и восточных миров, наибольшее влияние оказала иудейская  религиозная традиция, характеризующаяся  четко выраженным монотеизмом. Особенно течете в иудаизме как ессеи, в своих идеях и в организации общин уже содержало многое из того, что затем получит развитие в раннем христианстве. Ессеи признавали божественное предопределение и отличались сильной верой в бессмертие дули.

Огромное  влияние на возникновение  христианства оказала  философия неоплатонизма. Философ Плотин (3 в до н.э.) источник бытия видел в сверхприродном начале, которое мыслилось им как чистое и простое единство. Единое, непознаваемое, недоступное не только чувственному восприятию, но и рассудку. Это Абсолют, который ни от чего не зависит, но все зависит от него.

Филон Александрийский (ок.25 до н.э.-50 н.э.). В центре его учения стоял Логос. Бог не обладает никакими качествами, не имеет протяженности  во времени и пространстве посредником  между Абсолютом (Богом) и миром  является Логос (Слово). Разум божий  это Логос, через него единение человека с Богом.

В этичную  эпоху было выработано понятие «человечество» и оформилась идея гуманизма. Однако они могли реализоваться только в то время в абстрактной религиозной  форме, что и проявилось в нравственном учении христианства.

Т.о. христианство возникло как синтез иудаизма, эллинистической  философии, учении стоиков и др. элементов культурной жизни Рима.

Эволюция  первоначального  христианства.

Распространению христианства способствовала его демократичность, универсализм нравственных принципов, нивелировка классовых и социальных различий. Перед Богом все были равны.

Демократизм раннего хрестианства отразился в устройстве общин, куда принимали всех желающих, в утверждаемых первыми христианами принципах братства и взаимопомощи, в общности имущества, в раздаче милостыни, в «совместных трапезах любви, в которых наравне участвовали бедные и богатые. По мере увеличения численности общин, роста количества состоятельных людей, среди обращённых трапезы уходят в прошлое. Демократизм уступает место иерархии и централизации.

Первоначально в церковных общинах отсутствовал церковный клир – служители.

 3 этапа развития церковной организации:

* демократический период, 1 -2 век, общинами руководили пророки, апостолы;

* Спископальный период, когда формируется клир. Конец 2-4 века. Появляются епископы, ведавшие деньгами и имуществом, диаконы, руководители культовой стороной жизни общества.

* Формирование целостной церковной иерархии (4-8в в), появление митрополитов, патриархов.

Возникнув как религия рабов и угнетенных, христианство скоро становиться на путь защиты власть имущих и существующего строя. В результате, из гонимой с 324 г. становиться государственной религией Римской империи. 

Учение христианства.

Религиозное учение христианства основывается на трех основоположных идеях: идее греховности, идее спасения, идее искупления.

Люди  грешны перед Богом, и именно это  уравнивает их всех. Но люди могут очиститься от греха, еслиосознают, что они грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения, если поверят в Спасителя Христа, который пришёл на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос своей мученической смертью искупил грехи и указал людям путь спасения. Этот путь - вера в великого и единого в трех лицах Бога (Бог отец, Бог Сын и Дух Святой), покаяние в грехах и надежде на Царствие Небесное после смерти. Праведник попадет в рай, нечестивец в ад, будет гореть в гиене огненной. Кроме того, их ожидает второе пришествие Христа, за которым последует Страшный суд здесь на земле.

Информация о работе Религия, её структура, функции, типология религий