Религия древних греков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:34, реферат

Описание работы

В развитие культуры Греции III—1-й половины I тыс. до н. э. включают период древнейших цивилизаций (III—II тыс. до н. э.), гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII—VI вв. до н. э.).
Наиболее яркими очагами культуры уже в конце III тыс. становятся, островные царства, позднее объединившиеся вокруг Крита (минойская | цивилизация), и с XVII в. до н. э.— прибрежные государства материко-, вой Эллады, среди которых — Микены. С XV в. до н. э. Микены пре- , вращаются в один из крупнейших центров «эгейских» обществ (микен¬ской цивилизации). Минойская и микенская цивилизации были тесно , связаны и типологически близки, что позволяет объединять их в кри-то-микенскую культурную формацию.

Работа содержит 1 файл

7 Религия древних греков.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

  Религиозные общины

  Жречество, очень важная в религиозной иерархии группа, не являлось вплоть до эпохи эллинизма в греческом обществе обособленным сословием. Фактически, совершать ритуальные манипуляции со священными предметами (например, с жертвенным животным) мог каждый полноправный гражданин по своему решению либо по общественному установлению. Глава семьи брал на себя функции жреца в пределах своей домашней общины. Полис как религиозное сообщество процедурой выборов и назначений определял круг должностных лиц, выполнявших жреческие обязанности и представлявших граждан перед богами. Существовал также институт наследования жреческих должностей, которые занимали из поколение в поколение члены уважаемых родов. Этим людям принадлежало почетное наследственное право отправлять те или иные ритуалы.

  Заметный  стимул к специализации в области  религиозной практики был подан развитием храмовых культов. Служба конкретному богу в храме этого бога требовала особых знаний, особого образа жизни, иногда — даже особого психического склада. В Дельфах, где формирование жречества как особой корпорации впервые в Греции начинает принимать наиболее отчетливые формы, служба Аполлону требовала от жриц-прорицательниц особой предрасположенности к вхождению в экстатические состояния.

  Не  только семья со своими обожествленными  предками и полис с богами-покровителями  определяли своим составом религиозную общину. Семьи и роды образовывали фратрии — братства не по крови, а по согласию вести свою родословную от общего предка, культ которого становился объединяющим началом членов фратрии. Фратрия могла основываться также на почитании общих богов, завещанных предками. Фратрии объединялись в филы, которые тоже образовывали особые религиозные сообщества со своим культом, мифологией, святилищами и жрецами. Профессиональные группы, например, гончаров, торговцев, моряков, имели своих богов-покровителей, ритуальные даты и обряды,. связывавшие их в особые религиозные сообщества.

  В Греции в VI—V вв. до н. э. формируется тип религиозной общины, основанной на почитании харизматического лидера, утвердившего новое учение, особый культ и образ жизни. Речь идет прежде всего о пифагорейцах, последователях Пифагора (540—500 гг. до н. э.), который развил мистико-этическое учение и создал общину, крепко связанную личной преданностью учителю, аскезой, строгими предписаниями и общностью имущества.

  Почитание общих богов греческими государствами создавало предпосылки для возникновения культовых федераций — амфиктионий. Амфиктионий, союзы нескольких государств, создавались для отправления общего культа и охраны культовых центров. Так, святилище в Дельфах служило объединяющим началом Пилейского союза, храм Аполлона на острове Делос стягивал несколько государств в Делосский союз.

Греки, собиравшиеся со всех эллинских государств на игры в Олимпию — на общегреческий праздник, панегиреи, осоз навали себя членами огромной общины, почитавшей в священном месте общего бога — Зевса. К числу великих панегиреи кроме Олимпийских игр принадлежали Пифийские в честь Аполлона, Немейские в честь Зевса и Истмийские в честь Посейдона.

  Возвращаясь к теме организации религиозных  сообществ, обратим внимание на характерную тенденцию, знаменующую от самого начала эпоху эллинизма,— на возрастание роли жречества. Растет численность жречества и оно все четче приобретает корпоративные черты. В значительной степени тому способствовало распространение ближневосточных культов, где жреческие корпорации, специализировавшиеся на почитании того или иного божества, имели давние традиции. Жречество ближневосточной школы оказалось востребованным греческой религиозностью, в которой тяга к привратности и даже интимности культа становилась все более сильной. В культе Исиды, «при многочисленности жреческого персонала было возможно гораздо более интимное, личное отношение жреца к посвящаемому, чем в древнегреческих культах с их немногими жрецами и жрицами...». 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Религия древних греков