Религиозный экстремизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие и основные признаки экстремизма. Сущность его религиозности.
2. Формы религиозного экстремизма. Социально-экономические и
политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм.

Работа содержит 1 файл

Религиозный экстремизм.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

1. Понятие и основные признаки экстремизма. Сущность его религиозности.

Экстремизм –  приверженность к крайним взглядам и действиям. Экстремизм порождают  социально-экономические кризисы, деформации политических институтов, резкое падение  жизненного уровня, ухудшение социальных перспектив значительной части населения, доминирование в обществе чувств, настроений хандры, социальной и личной нереализованности, неполноты бытия, страх перед будущим, подавление властями оппозиции, инакомыслия, блокирование легитимной самодеятельности индивида, национальный гнет, амбиции лидеров, политических партий, ориентации лидеров политического процесса на экстремальные средства политической деятельности1.

    Социальную  базу экстремизма составляют маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью интеллигенция, молодежь, студенчество, военные. Как феномен экстремизм дуалистичен, в том смысле, что, с одной стороны, вызывает понимание и, порой, сочувствие, а с другой – неприятие и осуждение. Экстремизм принято разделять на два вида: рациональный и иррациональный, представляющий собой поведенческие акты, логически трудно объяснимые2.

    Рациональный  экстремизм ставит своей целью максимально  эффективное преодоление социальных дисфункций с помощью радикальных мер. Зачастую детерминантом национального экстремизма служит бездеятельность исполнительной власти или законодателя, которые не в состоянии решить возникшую социальную проблему легитимным способом. Если применяется физическое устранение или иного рода психофизическое воздействие, способное причинить вред жизни, здоровью даже недобросовестного чиновника, тогда несомненна роль уголовного права. И все же, признавая несомненной роль уголовно-правового воздействия в случае причинения вреда человеку, пусть даже из лучших побуждений, следует учитывать порой вынужденость такого рода действий, которые являются ответом на бездействие властей.

    Иррациональный  экстремизм также часто безжалостен, но цели его приземленные, не вызывающие такого сочувствия, которое можно испытывать перед вариантами рационального экстремизма. Это экстремизм молодежный (вандалы), психопатический (немотивированные массовые убийства, например, в школах), спортивный (фанаты) и т.п., хотя и такую разновидность экстремизма весьма просто объяснить, учитывая психологическое восприятие толпы и нюансы психологического восприятия, в основном, несовершеннолетних3.

    По  направленности выделяется экстремизм экономический, политический, националистический, религиозный, экологический, духовный и т.д. Экономический экстремизм направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, полный отказ от принципа государственного регулирования экономической сферы, устранение конкуренции в предпринимательской деятельности. Националистический экстремизм отвергает интересы, права других наций. Он органически связан с сепаратизмом, направлен на развал многонациональных государств.

    Религиозный экстремизм проявляется нетерпимостью к представителям иных конфессий или в жестком противоборстве в рамках одной конфессии. Экологические экстремисты выступают против не только эффективной природоохранительной политики, но и научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств – единственный возможный путь улучшения качества окружающей среды. Духовный экстремизм ориентирован на изоляционизм, отвергает опыт, достижения другой культуры, навязывает в качестве официальной идеологии определенные социальные, религиозные, этнические стандарты. Целью экстремизма политического является дестабилизация, разрушение существующей политической системы, государственных структур и установление режима «правового» и «левого» толка. В политической практике в чистом виде эти типы экстремизма практически не встречаются.

    Итак, экстремизм – это сложный социальный феномен, характеризующийся приверженностью  к крайним взглядам и действиям, включающий самые разные формы и  проявления радикализма.

    Понятию «экстремизм» ПАСЕ дала определение  в 2003 году. Согласно этому определению, «экстремизм – это такая форма политической деятельности, которая прямо или косвенно отвергает принципы парламентской демократии».

    Основные  признаки экстремизма4:

    1) публичные призывы к установлению в России диктатуры, то есть строя, значительно ущемляющего политические и гражданские права граждан России;

    2) публичные призывы к насильственному  свержению конституционного строя  или к захвату власти;

    3) создание вооруженных формирований;

    4) разжигание социальной, расовой,  национальной, языковой или религиозной  розни и публичное выражение  намерений ограничить права граждан  по этим признакам; 

    5) представление своих целей, идеалов  или отличительных признаков  с помощью символики, в недалеком прошлом присущей национал-социалистическому режиму Германии и фашистскому режиму Италии;

    6) публичное одобрение национал-социалистических, фашистских и иных тоталитарных  режимов; отрицание преступлений, совершенных такими режимами, оправдание  их лидеров и политики.

    Религиозный экстремизм – отрицание системы  традиционных для общества религиозных  ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда "идей", противоречащих им. Во многих, если не во всех, конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.

    В последнее время в СМИ наиболее часто говорят об исламских радикалах (сторонниках "исламизма", или "политического ислама"), которые, во имя чистоты веры, как они ее понимают, выступают против т.н. традиционного российского ислама, как он сложился в нашей стране на протяжении столетий.

    Элементы  религиозного экстремизма имею определенное распространение и в среде  православных христиан. Он проявляется в радикальном антизападничестве, пропаганде "теории заговора", религиозно обоснованном национализме, неприятии светского характера государства. Так, например, существуют религиозные группы, призывающие верующих к отказу от ИНН и даже от получения паспортов установленной формы.

    Очевидно, что к разряду экстремистских необходимо отнести и некоторые  религиозные объединения закрытого  типа, в обиходе называемые "тоталитарными  сектами". Необходимость борьбы с  экстремизмом, в том числе и религиозно окрашенным должна быть целью всего общества и каждого гражданина5.

    Государство может допустить только такую  религиозную деятельность, которая  не вступает в противоречие с конституционным  правом на свободу совести и вероисповедания  и принципом светского характера государства.

    Конкретные  религиозные представления приверженцев той или иной религии, которые  оказываются несовместимыми с этими  принципами, подпадают под термин "религиозный экстремизм" и  должны быть признаны антиобщественными и антигосударственными.

    Следует выявлять и публично обсуждать такие  проявления религиозности, для которых  характерно стремление к благу своей  конфессии или религиозной общины в ущерб благу всего общества.

2. Формы религиозного  экстремизма. Социально-экономические и 
политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм.

В последние  десятилетия экстремисты все  чаще обращаются к организованному  и религиозно-обоснованному использованию  террористических актов как к  средству достижения своих целей.  
     Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

    Основная  цель религиозного экстремизма –  признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы "своей" цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей "истинный облик".

    Под экстремизмом зачастую понимают разнородные  явления: от разнообразных форм классовой  и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до преступлений, совершаемых полууголовными элементами, наемными агентами и провокаторами.

    Экстремизм (от лат. extremus – крайний, последний) как специфическая линия в политике означает приверженность политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, радикальным взглядам и таким же крайним методам их реализации, отрицающим компромиссы, договоренности с политическими противниками и стремящимся добиться поставленных целей любыми средствами.

    Важной  особенностью ряда неправительственных  религиозно-политических организаций  экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций – открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им политическое маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки6.

    В качестве основных методов деятельности религиозно-экстремических организаций можно назвать нижеследующее: распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма.

    Экстремизм, как известно, в самом общем  виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же проявляющийся в религиозной сфере получил название религиозного экстремизма. В последние десятилетия все более широкий размах приобретают такие экстремистские явления, которые имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума и не могут быть охвачены понятием «религиозный экстремизм».

    Религиозно-политический экстремизм  – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

    Так же, как и этнонационалистический экстремизм, религиозно-политический экстремизм является разновидностью политического  экстремизма. Своими характерными признаками он отличается от других видов экстремизма7.

    1. Религиозно-политический экстремизм  – это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма.

    2. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологического и других видов экстремизма, у которых существует иная мотивация.

    3. Преобладание силовых методов  борьбы для достижения своих  целей – характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстремизма.

Информация о работе Религиозный экстремизм