Религиозная мифология Древней Греции и Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Термин «античность» происходит от латинского слова антиквус – древний. Им принято называть особый период развития Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не может быть только определенным, однако, они совпадают со временем существования самих античных государств: с XI – IX вв. до н.э. – времени становления античного общества в Греции до V в. н.э. - гибель римской империи под ударом варваров.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Развитие религиозных представлений в Древней Греции ………………..4
1.1 Религия крито-микенского периода ……………………………………4-6
1.2 Культура темных веков …………………………………………………6-7
1.3 Религия архаики …………………………………………………………7-9
1.4 Религия классического периода ………………………………………9-11
1.5 Верования в эпоху эллинизма ……………………………………….11-12
2. Развитие религиозных представлений в Древнем Риме …………………13
2.1 Зарождение римской религии ………………………………………..13-15
2.2 Развитие религии в раннереспубликанский период ………………..16-17
2.3 Религия времен пунических войн ……………………………………17-18
2.4 Верования во времена гражданских войн ………………………………19
2.5 Религия империи ……………………………………………………..20-21
Заключение ……………………………………………………………………22
Список использованной литературы ……………………………………….23

Работа содержит 1 файл

к-р религиоведение +.docx

— 66.38 Кб (Скачать)

НОУ ВПО  «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ» 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА 

Дисциплина ______Религиоведение___________________________________________

    Тема ____ __Религиозная мифология Древней Греции и Рима___________________ 

Студент (ка) _III_ курса

заочного  факультета

специальность

____3 СКДу-09_______________

  ФИО     

____Илькина М.В.____________ 
 

Самара

2011 год

________________________________________________________________________________ 

Регистр№ _______________ «_____»_________________ 20____г.

Дата  поступления работы в Университет

ОЦЕНКА________________ «_____»_______________ 20____г.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ ___________________/___________________

                                          подпись   фамилия четко 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

(линия  отреза) 

Студент (ка) __III___ курса __Илькина М.В.______________________________________

(Ф.И.О.) заочного факультета                                                                                                                  

специальность ______3 СКДу-09___________________________________________________

дисциплина_________________________________________________________________________

тема_____________________________________________________________________________

Регистр№ _______________ «_____»_________________ 20____г.

Дата  поступления работы в Университет

ОЦЕНКА________________ «_____»_______________ 20____г.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ ___________________/______________________

                                          подпись   фамилия четко

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

  Содержание 

  Введение ……………………………………………………………………….3

  1. Развитие религиозных представлений  в Древней Греции ………………..4

  1.1 Религия крито-микенского периода ……………………………………4-6

  1.2 Культура темных веков …………………………………………………6-7

  1.3 Религия архаики …………………………………………………………7-9

  1.4 Религия классического периода ………………………………………9-11

  1.5 Верования в эпоху эллинизма ……………………………………….11-12

  2. Развитие религиозных представлений  в Древнем Риме …………………13

  2.1 Зарождение римской религии ………………………………………..13-15

  2.2 Развитие религии в раннереспубликанский  период ………………..16-17

  2.3 Религия времен пунических войн ……………………………………17-18

  2.4 Верования во времена гражданских  войн ………………………………19

  2.5 Религия империи ……………………………………………………..20-21

  Заключение ……………………………………………………………………22

  Список  использованной литературы ……………………………………….23 

 

   Введение 

  Термин  «античность» происходит от латинского слова антиквус – древний. Им принято называть особый период развития Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не может быть только определенным, однако, они совпадают со временем существования самих античных государств: с XI – IX вв. до н.э. – времени становления античного общества в Греции до V в. н.э. - гибель римской империи под ударом варваров.

  Общими  для античных государств были пути социального развития и особая форма  собственности – античное рабовладение. А также основанная на ней форма  производства. Общей была их цивилизация  с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличие  в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.

  Античность  оставила огромный культурный опыт, интерес  к ней не остывает ни на минуту. В  ней еще столько загадочного, нераскрытого, это, прежде всего, связано  с отдаленностью нас от нее  веками. Особенный интерес представляет то, каким образом греки и римляне  смогли создать столь сильные  государства с высокоразвитой культурой.

  Главным стержнем в античной культуре была религия и мифология. Поэтому  представляется актуальным исследовать  религию древних греков и древних  римлян как основу всей античной культуры, к которой обращаются и сейчас. 

 

   1. Развитие религиозных  представлений в  Древней Греции 

  Античная  Греция стала колыбелью европейской  цивилизации и культуры. Именно здесь  были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в  той или иной мере нашли свое развитие почти у всех европейских народов.

  Традиционно историю древней Греции делят  на 5 периодов:

  • Эгейский или крито-микенский (III – II тыс. до н.э.),
  • Гомеровский (XI – IX вв. до н.э.),
  • Архаический (VIII – VI вв. до н.э.),
  • Классический (V – IV вв. до н.э.),
  • Эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).

  Согласно  этим периодам опишем развитие древнегреческой  религии. 

  1.1 Религия крито-микенского  периода 

  Греческая культура складывалась в эгейскую эпоху  и, несомненно, испытывала влияние крито-микенских  культов с их женскими божествами. Открытию критской и микенской цивилизаций  мы обязаны выдающимся археологам 20 и 19 вв. – Артуру Эвансу и Генриху  Шлиману.

  На  острове Крите были найдены таблички, письмена частично расшифрованы. Сам  остров упоминается в древних  египетских текстах, сюжеты греческих  мифов связаны с ним. Ничего не известно об этнической принадлежности древнего населения Крита. Условно  население, жившее на территории Балканского  полуострова до греков, называют пеласгами. У пеласгов не было ни пирамид, ни грандиозных  храмов, подобных египетским, но у них  уже существовали святилища и  оракулы (предсказатели), которых они  вопрошали о воле богов. Пеласги  были первыми, кто на земле Эллады оказали серьезное влияние на религиозные представления народов, впоследствии принявших общее имя  – эллины.

  Другим  народом, повлиявшим на становление  эллинской культуры и религии, были финикийцы. Начавшаяся в конце 2-ого  тысячелетия до н.э. грандиозная  финикийская колонизация, охватив  наряду со средиземноморским побережьем Африки и Иберии (Испании), затронула  острова и полуострова, занятые  будущими эллинами. Отсюда известный  миф о похищении Зевсом финикийской  царевны Европы, которую «царь  богов», принявший образ быка, доставил морем на Крит, чтобы там без  помех с ней соединится. Хотя и  минойцы и не были греками, данный миф отражает то, что на будущие европейские народы огромное влияние оказывали азиатские народы.

  Но  ни египетское, ни ханаанское, ни финикийское и малоазиатское влияние на эллинскую религию, как бы не были они велики, не могли, однако, подавить исконно религиозную основу, которую эллинские переселенцы приняли со своей прародины, и которая укрепилась от общения с пеласгами. Не случайно во главе эллинского пантеона стоит Зевс, бог, метающий молнии, т.е. обладающий чертой бога-грозовика индоарийцев, иранцев, славян и других индоевропейских народов. 

  «Ахейцы – племена индоевропейского происхождения  – пришли на территорию Греции около  2000 г. до н.э., являются предками греков. Это воинственные племена, они установили свое владычество не только в городах Микенах и Коринфе, но и на Крите, на Кикладских и других островах южной части Эгейского бассейна. Они внесли в искусство примитивность и сухость в противоположность радостному, динамичному и воздушному искусству критян. По образцу критского письма микенцы создали собственную письменность – для записи текстов на греческом языке. Памятники ранегреческого письма найдены в архивах дворцов. К XII в. до н.э. Микенская цивилизация была разрушена дорийцами, новыми греческими племенами» (История мировой культуры, 250).

  Так, мы наблюдаем постоянные переселения  и завоевания одних народов другими. Об их постоянных передвижениях еще  писал великий греческий историк  Фукидид. Легендарному поэту-сказителю Гомеру приписывается авторство двух знаменитых эпических поэм «Иллиада» и «Одисея», по которым мы и судим о религиозных представлениях 8-7 вв. до н.э. В этих произведениях описываются события, относящиеся еще к 13 в. до н.э., рисуя жизнь греческих племен при переходе от первобытнообщинного строя к классовому рабовладельческому обществу. Это происходит в результате развития частной собственности.

  А пока еще не произошел переход, скачок, люди оставались на первобытной стадии развития. Разнохарактерные силы природы  олицетворялись в виде особых божеств, с которыми было связано множество  сакральных преданий, мифов. Эллинская  мифология отличается богатством, причем она сохраняла и в позднейшие эпохи многие предания времен родового строя. На протяжении XXX-XII вв. религиозные  представления населения Греции претерпели многие изменения. Первоначально  исключительным почитанием пользовались божества, олицетворявшие силы природы, так как страна жила земледелием  и скотоводством. Особо чтили  Великую богиню (позднее Деметра, что означает "Мать земли"), ведавшую плодородием растительного и  животного мира. Ее сопровождало мужское  божество, за ним следовали второстепенные боги. Культовые обряды включали приношение жертв и даров, торжественные  процессии и ритуальные танцы. Культовыми постройками были монументальные здания, дворцы, служившие одновременно резиденцией  царей-жрецов. В жертву могли приносить  не только животных, но и людей.

  Естественно, люди того времени были очень суеверными и в их верованиях еще сохранялись  пережитки первобытных религий: фетишизма, анимизма и тотемизма, в  прочем они сохранялись в народной религии до самого конца античной религии. Так, например греки верили в существовании духов, живущих  в деревьях, растениях, реках, морях  и т.д. Тотемизм проявляется в  том, что богиня Афина часто изображалась с совой и змеей. Приношение жертв  и чтение молитв происходило первоначально  перед святым камнем, деревом или  столбом. В этом выражаются пережитки  фетишизма.

  Данные  ахейского эпоса свидетельствуют  о существовании, по их мнению, добрых и злых сил, так как боги не ко всем людям относились благосклонно. Кто-то был богаче, кто-то беднее, кому-то повезло, кому-то нет. Но и боги сами зависели от судьбы, которая была в  руках богинь Мойр. Боги Гомера сами были похожи на людей и по облику и по характерам со своими слабыми  и сильными сторонами. Они жили своей жизнью, и скорее были безучастны к страданиям и волнениям людей. В отличие от людей боги обладали бессмертием и магическими силами. Поэтому простым людям приходилось находить опору в самих себя, в некоторых случаях лишь обращаться к небесным богам.

  «Таким  образом, религия, как мы ее находим  в поэмах Гомера, не была религией широких  масс. Она была религией узкого аристократического круга, также унаследованной еще  от микенской цивилизации и отражающей общественные отношения этой эпохи. Боги Гомера – это сытые и счастливые аристократы.

  Однако  в этом виде олимпийская религия  не была религией народных масс. Наряду с ней существовала подлинно народная религия, религия широких масс.

  Еще не так давно, говоря о греческой  религии, имели в виду греческую  мифологию в том завершенном  виде, который был ей не только придан гомеровскими поэмами и Гесиодом, но и Значительно более поздними римскими писателями. В действительности религия является одним из источников этой мифологии. Религия в глазах широких масс - это прежде всего обрядность» (Лурье, 123).  

  1.2 Культура темных  веков 

  Дворцовая цивилизация крито-микенской эпохи  сошла с исторической сцены при  загадочных, до конца еще так и  не проясненных обстоятельствах  примерно в конце XII в. Эпоха же античной цивилизации начинается лишь через  три с половиной и даже четыре столетия.

Информация о работе Религиозная мифология Древней Греции и Рима