Религии древних обществ Средиземноморья и Ближнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:48, реферат

Описание работы

В работе рассмотрены такие древние религиозно – мифологические системы Египта и Двуречья, а также Древней Греции и Древнего Рима. В тех странах и регионах мира, у тех народов, которые в своем поступательном развитии пересекли грань первобытной общины, свойственные раннерелигиозному комплексу верования, представления, обряды и культы с течением времени заметно отошли на второй план. На передний план в этих обществах вышли религиозные системы, центром которых стал культ могущественных богов. Религиозная система, возникавшая не на пустом месте, а опиравшаяся на фундамент ранних форм религиозных представлений и верований, вынуждена была считаться с реальностью.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (10).doc

— 116.50 Кб (Скачать)

 

10

 

 

3.              Мифология и религия Древней Греции и Древнего Рима

 

Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры.

При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец.  Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека.

Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира).

Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.

Незабвенность мифов и легенд Древней Греции объясняется чрезвычайно просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким богатством и полнотой образов. В дальнейшем к древнегреческой мифологии обращались философы и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение,  которое соответствовало тому историческому периоду

 

Подобно религии Древней Греции римская религия и римская мифология не объединялась под эгидой единой догматики и единой церкви. Религия Рима состояла из неимоверного количества культов различных богов. Религиозные обряды, которые связаны с частными и домашними делами или жизнью семьи, совершал, как правило, отец семейства. В деревне он мог быть заменен управляющим поместья, который был уполномочен на подобный обряд.

Официальные обряды на государственном уровне совершались опосредованно, носителями государственной власти – в первую очередь царем через жрецов, иногда  преторами или консулами, а в особенно критические моменты – диктаторами. При этом император, который совмещал в себе функции Понтифика, как правило, своих собственных инициатив не выражал.

Жреческий институт ввел Нум Помпилий. При этом жрецы римской религии не были особо замкнутой кастой – доступ к ним был абсолютно свободным - через общественную

 

11

полезную деятельность.

 

Например, сан авгура получили Плиний Младший и Цицерон, а к примеру Нерон и Цезарь в начале своей государственной карьеры, были фламинами.

Пантеон римской мифологии имеет большое количество аналогов из греческой мифологии. Существовали, конечно, собственные боги и духи. Самые почитаемые римские божества назывались «отцами». Низшие божества у них также существовали, причем упоминается об их существовании еще в раннюю эпоху.

К примеру, в греческих «Индигитаментах» перечисляется большое количество мелких божеств – посева, произрастания, созревания, цветения, жатвы, зачатия, бракосочетания, развития зародыша в утробе, рождения малыша, первого крика и прогулки, возвращения в отчий дом и т.п.  Из большого количества нуминов в римской мифологии выделилась одна триада пантеона – это Марс, Юпитер и Квирин, которая отразила тройственность функций гражданского общества – военная, религиозная и хозяйственная. Из календаря праздников, который был создан по преданию Нумом Помпилием, а также из упоминаний в древних храмах известно о существовании жреческого культа Вулкана, Фуррины, Палатуи, Флоры, Цереры, Волупии, Помоны и пр. Также приблизительно в то же время коллегии салитев и луперков были увеличены вдвое. Появились культы определенных сословий (Диоскуры и Нептун у патрициев и Либер с Церерой у плебеев), а также отдельные культа рода, группировавшиеся вокруг ларов, пенатов и богини Весты.

Заключение

Изучив религии древнейших обществ, Средиземноморья и Ближнего Востока можно сделать заключение: Изначально миф имел огромное значение в жизни древнего человека, с помощью мифов они объясняли непонятные явления (молнии, восход и заход солнца и т. п.) Потом с формированием древнейших обществ миф стал являться фундаментом для религий этих обществ.

Так религия Египта: Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах, и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистического мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе, обожествление фараона и т. д.

В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.

Религии Древней Греции и Рима

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

 

 

12

У всех обществ того времени были свои мифы. Свои пантеоны. Но у всех практически были похожие виды общения с богами и их задабривания с помощью ритуалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Мифологический словарь.(Под. Ред. Мелетинского Е.М.) Москва, «Советская Энциклопедия» 1991г.

2.Материалы с 7 научного – практической конференции. Москва 2009

3.Материал с сайта www.mifinarodov.com

4. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура")

5. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990

6. Материалы с сайта http://www.vuzlib.net /beta3/html/1/21669/21687/

7. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14



Информация о работе Религии древних обществ Средиземноморья и Ближнего Востока