Контрольная работа по "Правоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:23, контрольная работа

Описание работы

Наличие взаимосвязи между религией и политикой очевидно. Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь, к совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям овладевать массами и тем самым влиять на расстановку сил в обществе. Религия по-своему объясняет реально существующий мир и регулирует не мнимые, а реальные отношения между людьми. Без религиозной интерпретации чисто земных отношений между людьми религия не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы свою привлекательность, перестала бы существовать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
СООТНОШЕНИЕ НОРМ ПРАВА И РЕЛИГИЙ………………………...4
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НОРМ ПРАВА И РЕЛИГИИ………...7
ПРАВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ В РФ……………………………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...12

Работа содержит 1 файл

Право.docx

— 34.15 Кб (Скачать)
 

МИНИСТРЕСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФГОУ  ВПО Самарская государственная  сельскохозяйственная академия

ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И АГРАРНОГО  РЫНКА 
 

Контрольная работа

по правоведению

2вариант 
 
 
 
 
 
 

                        Выполнил: Студент

                        группы ОП-412  Аитова А.А.

                        Проверил: Рассказчикова Е.А. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

               Самара 2012

 

Содержание:

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
  2. СООТНОШЕНИЕ НОРМ ПРАВА И РЕЛИГИЙ………………………...4
  3. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  НОРМ ПРАВА И РЕЛИГИИ………...7
  4. ПРАВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ В РФ……………………………...9
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...11
  6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Наличие взаимосвязи  между религией и политикой очевидно. Религия никогда не сводилась  лишь к вере в Бога и в потустороннюю  жизнь, к совершению религиозных  обрядов. Именно социальные учения позволяли  монотеистическим религиям овладевать массами и тем самым влиять на расстановку сил в обществе. Религия по-своему объясняет реально  существующий мир и регулирует не мнимые, а реальные отношения между  людьми. Без религиозной интерпретации  чисто земных отношений между  людьми религия не смогла бы выполнять  сложные социальные функции, в том  числе и интегрирующую, потеряла бы свою привлекательность, перестала  бы существовать. Сами причины возникновения  новых религиозных движений, как  правило, носили социально-политический характер. Такие движения появлялись в ответ на назревшие потребности общественной жизни.

Качественно новым  этапом в усилении общественно-политической роли религии стало возникновение  церкви - религиозной организации, выступающей  в качестве средств упорядочения отношений внутри религиозного объединения  и его связей со светскими общностями и организациями. Заметим, что церковь  как организация характеризуется  всеми основными атрибутами, присущими  социальному институту. Ее элементами являются: общее вероучение (идеология), религиозная деятельность (культовая  и внекультовая), церковная структура (система управления жизнью, деятельностью, поведением верующих). В церкви действует  определенная система регулятивных норм и правил (религиозная мораль, каноническое право и др.).

По мере развития церкви усиливались и ее политические функции. Постепенно власть церкви частично приобрела политический характер, так  как она стала претендовать на роль высшего авторитета в укреплении не только семьи, но и общественной морали, в соблюдении норм и правил, в которых заинтересовано все  общество. Церковь стала играть огромную роль и в укреплении авторитета государственной  власти. Многие авторы, анализируя нынешнюю деятельность церкви, рассматривают  ее как один из влиятельных компонентов  политической системы общества. Осуществляя  эту деятельность, церковь исходит  из того, что людям нужны не только духовность и вера, но и религиозное  обоснование их стремления к нормальному  удовлетворению сугубо земных потребностей.

Выполнение указанных  общественных функций, как известно, невозможно без соответствующей  идеологии. Поэтому в деятельности любой церкви, особенно это характерно для католицизма, значительное место  отводится разработке ее социально-политической доктрины. При этом религиозные идеологи, опираясь на священные книги и  учение отцов церкви, исходят из возможности торжества социальной справедливости и гармонии уже в  этой, земной жизни. Социальное учение каждой церкви по-своему формулирует  конечную "земную" цель для миллионов  верующих, движение к которой становится смыслом их повседневной жизни. Тем  самым обусловливается участие  верующих во всех областях жизни светского  общества, в том числе и в  сфере политики.

1. СООТНОШЕНИЕ НОРМ  ПРАВА И РЕЛИГИЙ

В гражданском  обществе важное место отводится  духовно-культурной жизни. Ее составной  частью является религия. Она традиционно, на протяжении многовековой истории  человечества объединяла людей, оказывала  прямое или косвенное влияние  на жизнь государства и воспитание молодого поколения.

Как правило, в  настоящее время основы взаимоотношений  между церковью и государством в  гражданском обществе регулируются нормами конституционного права, провозглашающими отделение церкви от государства. Это  означает, что государственные органы и должностные лица не вмешиваются  в сферу религиозных отношений, в том числе в деятельность религиозных объединений, и не поручают им выполнение государственных функций. Вместе с тем государство защищает законную деятельность религиозных  объединений, занимая в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений  нейтральную позицию. 

В современном  обществе существует и такой важный духовно-культурный институт, как религия. Ее влияние ощущается не только в  духовной, но и в политической жизни  общества. Свои религиозные потребности  верующие удовлетворяют через церковь.

Современное государство, как уже отмечалось, строит свои отношения с церковью, как правило, на основе провозглашения отделения  церкви от государства. В то же время, провозглашая невмешательство в  ее дела, оно гарантирует равенство  всех религиозных конфессий, допускает  возможность добровольного религиозного образования.

Под свободой совести  понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением  той или иной свободно выбранной  им религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога. Эта свобода  особенно важна в государствах, в  которых признана государственная  религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с  целью заставить его принять  эту религию. В государствах без  государственной религии свобода  служит защитой для атеистов, а  в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная  пропаганда и гонения на церковь.

Международный пакт о гражданских и политических правах свободу совести и религии  соединяет со свободой мысли, включая  в нее "свободу иметь или  принимать религию или убеждения  по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как  единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов  и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу  иметь или принимать религию  или убеждения по своему выбору" (ст. 18).

Конституция РФ провозглашает: "Каждому гарантируется  свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения  и действовать в соответствии с ними" (ст. 28). Такая формулировка в значительной мере повторяет подходы, свойственные приведенной статье Международного пакта.

Но в ней  в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические  убеждения, но и на атеистическую  пропаганду ("распространять религиозные  и иные убеждения"), что является явным отголоском прошлых лет. С  содержательной точки зрения следует  признать бесполезным упоминание о  праве "не исповедовать никакой" религии, поскольку это заложено в содержании свободы совести. Следует  помнить, что данная статья Конституции  посвящена только правам человека в  области религии, что же касается правового положения самих религиозных  объединений, их равенства перед  законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции. 

Свобода совести  и вероисповедания подробно регламентируется Законом о свободе вероисповеданий  от 25 октября 1990 г. Так, конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, для чего, в частности, запрещено  указывать в официальных документах отношение человека к религии. Хотя верующие обычно этого не стесняются, но принадлежность к религии может  послужить в некоторых случаях  поводом для их дискриминации  со стороны отдельных бюрократов или грубых атеистов. Весьма важно  признание тайны исповеди - ни при  каких обстоятельствах от священнослужителя  нельзя потребовать сведений, которые  стали ему известны на исповеди.

Ряд положений  Закона посвящен проблемам религиозного воспитания. Так, право на свободу  совести признано за ребенком, а  родителям предоставлено право  обеспечивать религиозное воспитание ребенка. Преподавание вероучений и  религиозное воспитание могут свободно осуществляться в негосударственных  учебных и воспитательных заведениях, а по желанию граждан - в любых  дошкольных и учебных заведениях и организациях.

Закон устранил дискриминацию религиозных объединений, признав правомерным распространение  вероучений непосредственно или  через средства массовой информации, миссионерскую деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное  обучение и воспитание, подвижническую деятельность (монастыри, скиты и  пр.), паломничество и иную деятельность, определяемую соответствующими вероучениями и предусмотренную уставом данного  объединения. Закреплены права в  области совершения религиозных  обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной  литературы и предметов религиозного назначения, международных связей и  т.д.

Определенные  гарантии свободы совести и вероисповедания  закреплены в Уголовном кодексе. Например, воспрепятствование осуществлению  этой свободы, сопряженное с насилием над личностью и рядом других обстоятельств, наказывается лишением свободы на срок до трех лет или  штрафом. Составом преступления признаны оскорбление чувств и убеждений  верующих в публичной форме, разрушение и повреждение культовых зданий, памятников, захоронений, нанесение  на них оскорбительных надписей и  изображений (ст. 143 УК).

В то же время  УК преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена  с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий. Речь идет о различных изуверских сектах и объединениях, все еще нелегально действующих в стране.

Коренное изменение  политики государства по отношению  к религии, происшедшее в последние  годы, возвращает России ее духовные силы. Возвращаются храмы, религиозные ценности, возрождаются религиозные учебные  заведения. Тем самым создаются  материальные условия для реализации гражданами одной из важнейших гражданских  свобод - свободы вероисповедания.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при  Президенте Российской Федерации, а  распоряжением от 2 августа 1995 г. утверждено Положение об этом Совете. Совет является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента. Он обеспечивает взаимодействие Президента с религиозными объединениями, участвует в разработке совместной концепции взаимоотношений государства и религиозных объединений. Специально оговаривается, что Совет не обладает контрольными или распорядительными функциями по отношению к религиозным объединениям. В состав Совета вошли представители всех ведущих конфессий России. Создание Совета отражает новый характер отношений между властью и религиозными объединениями, основанных на свободе последних и невмешательстве государства в их внутреннюю деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  НОРМ ПРАВА И РЕЛИГИИ

Результат, последствия  выполнения религией ее функций, значимость ее действий, т. е. ее роль, бывали и бывают разными. Сформулируем некоторые принципы, реализация которых помогает анализировать  роль религии объективно, конкретно исторически, в определенных условиях места и времени.  

Роль религии  нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает на экономические  отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует  определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им "ореол святости" или объявляет "нечестивыми", "отпавшими", "погрязшими во зле", "греховными", противоречащими "закону", "Слову  Божию". Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные  отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит "наложение" религиозных  отношений на другие общественные отношения.

Степень влияния  религии связана с ее местом в  обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации и секуляризации. Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, "вхождения" религиозных индивидов и организаций в различные нерелигиозные сферы жизни.

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"