Антропогония книги Бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Библейские тексты, несомненно, имеют огромнейшее влияние на жизнь человека. Они являются не только весомейшим памятником древней литературы, но и, конечно же, одним из ярчайших явлений культуры. Глубина, красота, философский смысл библейских образов во все времена вдохновляла, вдохновляет и будет вдохновлять художников, музыкантов, поэтов, писателей на создание настоящих шедевров искусства.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………2
2. Антропогония Книги Бытия. Два рассказа о сотворении человека……4
3. Два Адама………………………………………………………………….6
4. Сотворение женщины……………………………………………………..8
5. Заключение…………………………………………………………………9
6. Список литературы………………………………………………………..10

Работа содержит 1 файл

реферат по библии.docx

— 27.63 Кб (Скачать)

Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………………2

2. Антропогония Книги  Бытия. Два рассказа о сотворении  человека……4

3. Два Адама………………………………………………………………….6

4. Сотворение женщины……………………………………………………..8

5. Заключение…………………………………………………………………9

6. Список литературы………………………………………………………..10

 

 

 

1. Введение

 

Библейские тексты, несомненно, имеют огромнейшее влияние на жизнь человека. Они являются не только весомейшим памятником древней литературы, но и, конечно же, одним из ярчайших явлений культуры. Глубина, красота, философский смысл библейских образов во все времена вдохновляла, вдохновляет и будет вдохновлять художников, музыкантов, поэтов, писателей на создание настоящих шедевров  искусства.

Библейский канон открывается  перед нами текстами Торы – Пятикнижия Моисеева. Дальнейшее понимание Библии не возможно без Пятикнижия, ведь в нем сформулированы основные законы и идеи, обусловившие все остальное (идея Единого Бога и идея Завета с ним, а также идеи Обетования и Исхода), этический нормы и заповеди, дарованные господом Своему народу, а через него – и всему человечеству. Д.В. Щедровицкий в своей книге «Введение в Ветхий завет» так пишет о Пятикнижие: «Пятикнижие Моисеево (Тора) – книга, в которой впервые в истории человечества выражено учение единобожия, детально представлены все стороны монотеистического мировоззрения» [4, с. 7].

Важное место в Торе занимает Книга Бытия. «… в первых одиннадцати главах излагаются первоначальные судьбы рода человеческого до того времени, пока Бог избрал одного человека, Авраама, чтобы в его семени благословить все племена земные; в следующих  тридцати девяти главах рассказывается история избранного Богом человека и его потомства до того времени, пока оно, переселившись в Египет по изволению Божьему, из семьи стало  вырастать в великий народ» [2, с. 163].

Немаловажную роль в Торе играет также и повествование о начале  мира и человечества и, конечно же, о начале народа, представленное в первых главах книги Бытия. Несмотря на небольшой объем рассказа о творении первого человека, он наполнен глубоким философским, этическим смыслом; в нем много неясного и требующего особого тщательного изучения. Поэтому в своей работе я опиралась, в основном, на книги Д. В. Щедровицкого, Г. В. Синило, так считаю, что они наиболее подробно, четко и ясно излагаю суть выбранном мною темы.

В данной работе я бы хотела подробней остановиться на рассмотрении антропогоническго мифа в Торе. Книга Бытия содержит два рассказа о сотворении человека, поэтому я попытаюсь выделить основные сходства и различия этих двух рассказов. Соответственно перед нами предстают и два человека – два Адама. Целью своей работы я вижу изучение и раскрытие особенностей и отличительных черт акта творения человека, описанного в библейском тексте.

 

 

 

2. Антропогония  Книги Бытия. Два рассказа о сотворении человека.

 

Как уже было отмечено ранее, Книга Бытия содержит два рассказа о сотворении человека. Г. В. Синило в книге «Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета)» пишет: «… на первый взгляд они кажутся разными и даже противоречащими друг другу. С точки зрения так называемой библейской критики и «теории источников», они взяты из разных источников и механически соединены. Однако даже если согласиться с происхождением двух антропологических повествований из разных источников, вряд ли можно говорить об их механическом соединении: оба они опираются на одну и ту же концепцию Бога и человека и дополняют друг друга, высвечивая различные стороны одного и того же процесса – становления совершеннейшего творения Божьего, Человека». [3, с.408]

Итак, обратимся к первому  рассказу. На Шестой день творения были созданы все земные животные, и, наконец, человек. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они на рыбами морскими, над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.// И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.// И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт. 1:26 – 28)

В первом рассказе человек  предстает как неотъемлемая часть  созданной Богом Вселенной. И  хотя Господь заповедал ему владычествовать  над природой, он никогда не должен забывать о том, что он и сам является органической часть этой природы, так как именно от нее человек получил свою телесную оболочку. «И создал Господь Бог человека из праха земного…» (Быт. 2:7). Выражение «из праха земного» (или «из земли») подчеркивает неразрывную связь человека и природы.  Отсюда следует необходимость не только владычествовать над природой, но и беречь ее, заботиться обо всем живом, помнить и осознать, что он и сам является часть всего живого.

В первом рассказе акцент делается, прежде всего, на естественное, биологической  начало в человеке. Он должен осознавать свою сопричастность природе, понимать, что в этом мире все имеет право  на существование и должно существовать для поддержания гармонии в природе. Первый рассказ в большей степени космоцентрический, так как в центре его внимания – создание Вселенной, ее становление, и человек осмысливается, как ее органическая часть.

Второй рассказ  определяется, как антропоцентрический, так в нем человек, а именно, человек как личность, находится в центре внимая. Здесь  повествование о сотворении мира занимает очень незначительную часть, все внимание уделено человеку, проблеме его одиночества и душевных противоречий. Второй рассказ повествует нам о том, что Господь выделяет для человека особое культурное пространство – Эдемский сад, где он впервые ощущает свое одиночество и тоску по другому человеку. «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал». (Быт. 2:8))

Таким образом, два рассказа о сотворении человека дополняют друг друга, по-новому представляют сущность и предназначение человека. Человек представлен, как особая наивысшая и осознанная цель Творца. Задумывая создание человека, Бог произносит: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…»(Быт 1:26). Г. В. Синило отмечает: «По образу и подобию Божьему» - в этом суть библейской антропогонии и кардинальное ее отличие от предшествующих (и соседних) антропогонических преданий. Это выражение не может иметь в виду внешний, телесный облик человека, ибо Сам Бог – чистая духовность. Речь идет о сфере духа, которая единственно может быть сферой человеческого Богоподобия» [3,с. 412].

Человек первого рассказа предстает перед нами как природное, биологическое существо. Человек  же второго рассказа, наоборот, как  существо духовное.

 

3. Два Адама

 

Творя Вселенную, бог дает всему созданную этическую оценку, произнося: «Хорошо». И только после  создания человека Бог произносит: «Хорошо весьма» - как бы подчеркивая  то, что без человека мир не мог  бы быть совершенным и достичь  гармонии. Бог искренне любил свое создание, и эта любовь награждает человека наивысшим даром – свободой. Д. В. Щедровицкий пишет: «Даруя Адаму бытие, Бог проявил наивысшую любовь к своему творению… Но ведь любовь наделяет возлюбленного наивысшим даром из всех возможных… С точки зрения достоинства человека, его личной инициативы, духовного развития несомненно, что свобода – высший дар; не будь свободы воли человек являл бы собой совокупность рефлексов или был бы управляем свыше. Он, таким образом, находился бы ниже животных. Но, даруя свободу, этот высший дар, Бог тем самым предоставил человеку возможность выбирать между добром и злом, а, следовательно, и возможность избирать зло» [4, с. 55].

Итак, сотворение Адама, как  уже было отмечено ранее, дважды описывается  в Книге Бытия. Но, образно говоря, «два Адама» сотворены совершенно по-разному. Так, для описания создания первого используется глагол <бара>, который означает «творить что-то заново», а для описания  создания второго – глагол <аса>, означающий «отделывать», «придавать форму» тому, что уже существует.

В первом рассказе ничего не сказано о материале, из которого создан человек, об этом человеке говорится  только, что он создан по образу и  подобию Божьему. Во втором же говориться, что человек создан «Из праха  земного». Кроме того, «первый» человек  сотворен мужчиной-женщиной (как описывает  Д.В. Щедровицкий в книге «Введение  в Ветхий Завет»):  «И сотворил Бог  человека по образу Своему, по образу Божию,  мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27) Многие комментаторы считают, что это есть указание на андрогинную  природу «первого человека». «Первому»  Адаму Бог завещал владычествовать  над всем миром, «второму» же дан только сад, Эдем, который он должен возделывать и обрабатывать.

В первом рассказе предстает Адам Кадмон – Адам Первоначальный, Первообраз всех вещей, Праобраз человека, отражение универсума и образа Божьего. Г. В. Синило так описывает Адама Кадмона: «Он был велик, как мироздание, его телом была земля, его костями – камни, его волосами – леса, его жилами – реки, его глазами – озера. Адам Кадмон вобрал в себя  все безмерно благие качества Всевышнего – мудрость. Ведение, красоту, силу. В нем уже существовали потенциально души всех людей, он был целостным и не знал внутренних диссонансов». [3, с. 412]

«Второй» Адам называется Адам Афар – «Человек Перстный», «человек из праха». О нем сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).  Таким образом, Бог пересоздал Адама Первоначального, придав ему более сложную сущность. Адам Афар соединяет в себе биологическое, тленное, смертное начало и одновременно бессмертное – «душу животную» (нэфеш гайа)  и душу вечную (нешама), которой предстоит не только земная жизнь, но и жизнь будущая, духовная и которая представляет собой частицу Духа Божьего.

Возникновение человека за пределами антропогонии в ее биологическом  смысле, так как  человек может  стать человеком только после  того, как в нем соединяться  только две сферы – Природа  и Дух, когда тело и разум человека придут в гармонию.

Особое отношение Бога к человеку подчеркивается тем, что  специально для него Бог выделяет особое пространство – чудесный Сад, именующийся <Ган Эден>  - Сад  Блаженства. Г. В. Синило отмечает: «Само  описание Эдема и представление о нем, возможно, восходит к шумерским сказаниям о стране Дильмун – блаженном месте, созданном для богов. Согласно библейскому тексту, из Эдема вытекают четыре реки, одна из которых вполне реальная – Перат (Прат), т.е. Евфрат. Таким образом, для древнееврейского сознания Эдем локализовался где-то в верховьях Тигра и Евфрата…» [3, с.414].

Но Сад – это еще  и особое место испытания человека, он предстает, как своеобразная метафора блаженного неведения и неизбежного  перехода от незнания к знанию.

С Адамом Афаром был заключен первый завет с Богом – Господь разрешает вкушать плоды с Дерева Жизни, тем самым даруя ему бессмертие, но запрещает вкушать плоды с Дерева Познания добра и зла, предостерегая, что нарушение воли Божьей может вести к смерти: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, // а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Быт. 2:16 – 17).

 

 

4. Сотворение женщины

 

Именно в Эдеме, как  уже отмечалось раньше, человек ощутил свое одиночество, тогда же впервые  из уст Бога прозвучало: «Не хорошо». « И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему  помощника, соответственного ему». (Быт. 2:18).

Бог подводит к человеку всех сотворенных Им животных для  того, чтобы тот дал им имена, и  для того, чтобы он выбрал себе полноценного физического и духовного партнера. Но его не может быть среди животных, и, когда человек осознает это, Бог  создает женщину, как равноправного  партнера мужчины. «И навел Господь  Бог на человека крепкий сон, и, когда  он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. // И создал  Господь  Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку». (Быт 2:21 – 22).

В оригинале употреблено  древнееврейское слово <цела>, которое означает не только «ребро», но и «грань», «сторона», «часть», «половина». Г.В. Синило отмечает: «… речь идет об отделении женской «половины», женского начала от мужского и о том, что они были соединены в Адаме Первоначальном… При этом, безусловно, мужское и женское начало были соединены в человеке не по принципу гермафродитизма, разрывающего человека, но по принципу абсолютной гармонии. Однако гармония неизбежно нарушилась, когда человек ощутил свое одиночество» [3, с.417].

Бог создает человеку партнера и помощника, и главное, человек  сейчас сам одобряет  это: «И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она  будет называться женой, ибо взята  от мужа» (Быт. 2:23).

Рассказ о сотворении мужчины  и женщины завершает заповедь, устанавливающая институт брака  и семьи: «Потому оставит человек  отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Но здесь можно усмотреть указание сразу на две важных заповеди: о необходимости брака и создания семьи, а также о рождении детей, ведь именно в ребенке супруги сливаются воедино и становятся одной плотью.

 

5. Заключение 

 

Возникновение человека, с  точки зрения Библии, это не просто биологическое творение, появление  человека, как биологического вида, это еще и творение духовное. «Человек становится человеком только тогда, когда в нем соединятся две  великие сферы – Природа и  Дух. Согласно замыслу Божьему осуществить  свое духовное предназначение человек может только в двойственности и одновременно единстве плоти и духа. Человеку в отличии от всех живых существ дано самосознание, дан высокий разум» [3, с. 413]

Итак, в Книге Бытия  перед нами предстает два рассказа о сотворении человека. Первый является космоцентрическим и раскрывает создание человека в контексте создания всей Вселенной, т.е. человек предстает  как органическая часть универсума. Второй же можно определить, как  антропоцентрический, так в нем  именно человек в центре Божьего  замысла.

Информация о работе Антропогония книги Бытия