Взаимоотношения Казахстана с Китаем

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Проблемы и перспективы развития торгово-экономических отношений Казахстана с Китаем приобретают актуальность в условиях реформирования казахстанской экономики и глобализации мирового хозяйства, которые диктуют возрастающую взаимозависимость и взаимодействие национальных экономик. Теоретический анализ современного состояния внешнеэкономических связей Казахстана с основными торгово-экономическими партнерами является, с нашей точки зрения, фундаментальной основой формирования национальной внешнеэкономической доктрины.

Работа содержит 1 файл

курсовая1.docx

— 60.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность  исследования.

Проблемы  и перспективы развития торгово-экономических  отношений Казахстана с  Китаем приобретают  актуальность в условиях реформирования казахстанской экономики и глобализации мирового хозяйства, которые диктуют  возрастающую взаимозависимость и  взаимодействие национальных экономик. Теоретический анализ современного состояния внешнеэкономических  связей Казахстана с основными торгово-экономическими партнерами является, с нашей точки  зрения, фундаментальной основой  формирования национальной внешнеэкономической  доктрины. Характер складывающейся сегодня  новой системы глобального и  регионального мироустройства особенно ярко проявляется в каспийско-центрально-азиатском регионе, ставшем в последнее время важным и динамичным с геополитической и экономической точек зрения. Геополитическая ситуация вокруг данного региона, к которому относится Казахстан, Россия и Китай, характеризуется сочетанием и столкновением национальных интересов основных центров мировой экономики и политики, а именно — США, ЕС, Японии, России и Китая. В последние полтора-два десятилетия Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) привлекает к себе большое внимание как зона динамичного экономического роста. Именно опережение других государств по темпам роста в сочетании со стремительным повышением международной конкурентоспособности группы развивающихся стран АТР дает основания говорить о приближении «тихоокеанской эры», или периода, когда регион станет одним из центров мирового экономического развития.

Накопленный багаж экономической мысли позволяет  сегодня иметь в арсенале научных  подходов отдельные аспекты региональной, интеграционной, внешнеторговой, инвестиционной, валютной и др.

политики. Однако большинство исследований базированы на опыте реформирования ВЭС новых  индустриальных стран. Вместе с тем, ускорение региональной динамики сопровождается улучшением качества экономического роста, усиливает свое влияние. Современный  баланс сил принципиальным образом  претерпел изменения и многие государства, особенно Северо-Восточной  и Юго-Восточной Азии, обеспечили себе существенный экономический прорыв на мировые рынки. Стратегии на базе очерченных ориентиров позволили им успешно реструктурировать экономику  и, в первую очередь, за счет выбора модели внешнеэкономических связей. Формирование внешнеэкономической  доктрины национального государства, особенно для стран, переходящих  от плановой экономики к рынку, предопределило то, что в ходе экономических экспериментов они закрепили за собой лишь структурную политику. Однако не было уделено достаточного внимания одному из важнейших аспектов успешного функционирования - внешнеэкономическому сектору страны, который требует приведения к адекватности стратегических целей с текущими задачами. Это может явиться следствием формирования модели развития страны на базе объективного анализа условий и исходных предпосылок, учета имеющихся тенденций развития мирового хозяйства. Вместе с тем, в постсоциалистическом пространстве многие вопросы, в том числе, концепции трансформации внешнеэкономической системы новых независимых государств, выработка стратегии вхождения в международное экономическое пространство и другие аспекты, с нашей точки зрения, все более становятся предметом широкого круга специальных научных исследований, что и определяет актуальность представленного исследования. Согласно новой внешнеполитической концепции важнейшими партнерами Казахстана являются, прежде всего, его ближайшие соседи: Россия, страны Центральной Азии, Китай, страны СНГ. Самостоятельное место в ряду важных стратегических партнеров занимают США и Евросоюз.

Особое  значение также придается сотрудничеству с влиятельными странами Азии: Японией, Республикой Корея, Индией, Турцией  и Ираном.

На уровне внешнеэкономических инициатив  следует отметить претворяемую в  жизнь инициативу президента Н.Назарбаева по созданию новой политико-экономической  группировки - Евразийского союза, включающего  Казахстан, Россию и Китай  в качестве его важнейших участников. Казахстан  конструктивно подходит ко всем вопросам, которые стоят в повестке дня  Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). ШОС создавалась по принципу наличия общей границы между  Китаем и постсоветскими республиками. Казахстан принимал активное участие  в подготовке документа, уникального  в истории современных международных  отношений, который был подписан в апреле 1996 года в Шанхае. Это  Соглашение об укреплении мер доверия  в районе границы. И ровно год  спустя при самом активном участии  Казахстана в Москве было подписано  ещё одно Соглашение о сокращении вооруженных сил в районе границы  и отводе их на 100 километров от общей  границы. Затем, в результате позитивной эволюции ШОС появились такие  компоненты, как торгово-экономическое  сотрудничество и сотрудничество в  борьбе с терроризмом. Два этих основных направления деятельности ШОС требуют  к себе самого внимательного отношения. Все говорит о том, что сама организация выходит на более  высокую орбиту своей деятельности. Шанхайская организация сотрудничества стала известной во всем мире. Пристальное внимание к работе ШОС обращают многие государства. Казахстан, по-видимому, окажется в орбите той большой политики, которая все отчетливее разыгрывается в центрально-азиатском регионе. Действительно, центрально-азиатский регион по своему значению является очень важным и притягивает к себе внимание ведущих государств. И не только Китая и России, но и Соединенных Штатов Америки, Индии, Пакистана, Турции, Ирана. И здесь очень важно, чтобы Казахстан был не пассивным наблюдателем, но активным участником всех процессов, которые разворачиваются в центрально-азиатском регионе.

Взаимоотношения Казахстана и Китая в экономической  сфере связаны с особенностью расположения этих стран, их близостью  к приграничной территории, значительным потенциалом и динамикой спроса в КНР на природные ресурсы. Неравнозначность китайских регионов, наличие динамично  развивающихся и отстающих, в  определенной степени сходны с казахстанскими проблемами. Между тем соседняя страна прилагает значительные усилия по преодолению  структурных диспропорций.

 С  углублением взаимоотношений соседних  стран до 80% торговли Казахстана  приходится на СУАР, где расширяется  ассортимент производимой продукции,  экспортные поставки. Вместе с  тем, развитие автономного района  в значительной степени связано  с сохранением кооперативного  производства, активной посреднической  деятельностью «челноков» и китайских  торговцев. 

Активная  внешнеторговая политика КНР приобретает  все более массированный, экспансионистский  характер. Даже крупнейшие страны, обеспокоенные  растущими рисками на внутренних рынках, установившимися экспортно-импортными связями, конъюнктурой мирового рынка, принимают меры по противостоянию китайским  продуцентам, наращивающим производство и поставки продукции, как правило, низкого качества, а также потоки капиталов в собственную экономику  и за рубеж.

Как известно, отечественные рынки интенсивно заполняются китайской продукцией. Так, пресса периодически информирует  о проведении в приграничных районах  Казахстана ярмарок-распродаж продукции  китайских сельхозпроизводителей, которые приобрели международный  характер.  
 
 
 

Начальный этап и развитие взаимоотношений.

Казахская ССР начиная с последней четверти прошлого столетия стремилась выйти  из-под полного контроля центра в  вопросах внешнеэкономической деятельности и установить собственные взаимовыгодные отношения с зарубежными государствами. В тот период ведущим направлением казахстанско-китайского экономического взаимодействия было создание основ  для научно-технического сотрудничества . Это было обусловлено тем, что  в тот период научно-технический  потенциал Казахской ССР во многом превышал аналогичные показатели в  Синьцзяне, который в середине-конце 1980-х годов был одним из наиболее отсталых в этом отношении регионов Китая.

Начальный этап экономических отношений Казахстана и Китая характеризовался довольно высокими темпами роста. Если в 1986 году объем торговли между Казахстаном  и Синьцзяном составлял всего $3 млн., то в 1987 – $11,8 млн., а в 1989 – уже $45,6 млн. . К 1991 году, то есть непосредственно перед получением Казахстаном независимости, его экономические отношения с Китаем были уже сравнительно широко развиты. КНР стала главным торговым партнером Казахстана вне территории бывшего Советского Союза, а 52% всего его экспорта в страны так называемого «дальнего зарубежья» приходилось на Китай .

В середине 1989 году между СУАР и Казахстаном  было подписано соглашение об экономическом, техническом и торговом сотрудничестве на период 1989-1995 годы. Общая стоимость  всех предусмотренных соглашением  сделок составляла свыше $1,5 млрд, а  товарооборот между этими соседними  регионами двух стран предполагалось довести к 1995 году до $220-260 млн. В июле 1991 года в ходе визита Н. Назарбаева в СУАР КНР подписывается «Соглашение о принципах и основных направлениях развития сотрудничества между Казахской ССР и Синьцзяном». Кроме того, 31 июля 1991 года в Кульдже между Казахстаном и СУАР подписывается соглашение, предусматривающее так называемый «шоп-туризм», расчеты по которому осуществляются только в свободно конвертируемой валюте . В связи с распадом Советского Союза и перехода Казахской ССР в статус независимой республики, полностью обязательства по данным соглашениям не были выполнены в запланированном объеме, однако интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с обеих сторон был очевиден. Таким образом, основные принципы и механизмы складывания экономических отношений между Казахстаном и Китаем были заложены еще в 80-е годы ХХ века. Именно в тот период стало очевидно, что основным торговым партнером Казахстана в КНР станет Синьцзян-Уйгурский автономный район. Кроме того, стала очевидной обоюдная заинтересованность в развитии торгово-экономического и научно-технического взаимодействия. После обретения Казахстаном независимости в 1991 году его экономические отношения с Китаем также были ограничены развитием сотрудничества с Синьцзяном. Тем не менее, в Пекине довольно быстро оценили все преимущества, которое несет с собой развитие торговли с государствами Центральной Азии. Уже в декабре 1991 года китайская делегация, возглавляемая министром торговли и внешнеэкономических связей КНР Ли Ланкином, совершила экспресс-турне по странам региона с целью изучения возможностей нарождающегося центрально-азиатского рынка. В сентябре 1992 года премьер Госсовета Ли Пэн открыл в столице СУАР – Урумчи – первую международную торговую ярмарку. В течение нескольких месяцев четыре города Синьцзяна, включая Урумчи, ввели различного рода льготы для инвесторов и других бизнесменов, которые могли бы способствовать развитию торговли Синьцзяна с зарубежными странами.

Основным  видом торгово-экономических отношений  между РК и КНР в начале 1990-х  годов был помянутый выше «шоп-туризм». В данном случае это были массовые поездки казахстанских граждан  в КНР с коммерческими целями, чаще всего, с целью закупить там  по низким ценам продукцию легкой промышленности и затем перепродавать  их на родине по более высокой цене. «Шоп-туризм» очень часто не даже выделяется как отдельный вид  туризма, что расходится с мнением  ВТО, так как согласно определению  данной организации, туристом считается  любой человек, выехавший в другое место и не занимающийся там оплачиваемой деятельностью. В 1992 году было открыто  железнодорожное сообщение Алма-Ата  – Урумчи. Со своей стороны, Казахстан  реконструировал пограничную станцию  Дружба. В том же 1992 году китайско-казахстанскую  границу в обоих направлениях пересекли 672 тысячи человек.

Бесконтрольность  в производстве и сбыте китайских  товаров, в конце концов, стала  предметом двусторонних переговоров  на высшем уровне. В Пекине осознали, что широкое распространение  низкокачественных китайских товаров  за рубежом может нанести большой  ущерб имиджу китайской торговой марки. 2 июля 1993 года Постоянный комитет  всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) принимает постановление, предусматривающее очень тяжелые  наказания (вплоть до высшей меры) за преступления, связанные с производством и  распространением низкокачественных  товаров.

Руководство Казахстана в тот период также  принимает ряд мер по ужесточению  контроля за деятельностью граждан  КНР, находящихся на территории страны. Эти меры предусматривали:

•  усиление контроля за порядком проживания, перемещения, экономической деятельности граждан  КНР на территории республики;

•  ограничение  деятельности казахстанских фирм (главным  образом частных и мелких), контактирующих с китайской стороной исключительно  в сферах торговли и туризма;

•  усиление таможенного и паспортного режимов  и т.д.

Новые перспективные отрасли сотрудничества были определены в 1993 года во время  визита президента Казахстана Н. Назарбаева в Пекин. Они включали: тяжелую  промышленность, сельское хозяйство, легкую промышленность, биотехнику, связь, энергоресурсы, исследование космического пространства и др. Сторонами подчеркивалась необходимость  сотрудничества не только приграничных областей, но и взаимодействия с  центральными, приморскими районами Китая, где сосредоточена крупная  промышленность, передовые технологии.

В целом, период первой половины 1990-х годов  характеризовался постепенным переход  от полного отсутствия какого-либо внешнего контроля и учета экономических  отношений между двумя государствами  к выработке и введению ряда механизмов, направленных на регулирование торгово-экономического взаимодействия. Вторая половина 1990-х  годов ознаменовалась новым этапом в развитии торгово-экономических  отношений между Казахстаном  и Китаем. После 1995 года на казахстанских  рынок начинают приходить крупные  китайские компании, постепенно упорядочиваются  механизмы т.н. «челночной торговли». На рынок постепенно начинают выходить фирмы-посредники, специализирующиеся на оптовых поставках китайской  продукции на казахстанский рынок, что позволило многим местным  торговцам осуществлять закупки  товаров без регулярного выезда в КНР.

Информация о работе Взаимоотношения Казахстана с Китаем