Выигрыш от внешней торговли

Автор: s**************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:44, доклад

Описание работы

Внешняя торговля каждой страны может включать в себя 2 вида операций: экспорт и импорт.
Экспорт – вывоз товаров из страны, продажа их иностранным покупателям.
Импорт – ввоз товаров в страну, т.е. покупка товаров за рубежом.

Работа содержит 1 файл

Доклад.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАДЖИКИСТАНА

Факультет: «Делового администрирования и инновационной экономики»

Кафедра: Внешнеэкономической  деятельности и делового администрирования» 

ДОКЛАД 

по дисциплине: «Международная экономика»

тема: «Выигрыш от внешней торговли» 

    подготовил:      ст. 4-го курса гр.            060600 р.А                Самадов А. А. 
     

    приняла:         Алиева Ф.К. 
     
     
     
     
     

Душанбе – 2011 г.

Внешняя торговля

     Внешняя торговля каждой страны может включать в себя 2 вида операций: экспорт и импорт.

     Экспорт – вывоз товаров из страны, продажа их иностранным покупателям.

     Импорт – ввоз товаров в страну, т.е. покупка товаров за рубежом.

     Данные  об экспорте и импорте отражаются в торговом балансе. Поскольку экспорт приносит стране доходы, то полученные за счет него средства записываются в доходную часть торгового баланса, а импорт, поскольку он требует затрат (на приобретение товаров у других стран) – в расходную. Соотношение между экспортом и импортом называется сальдо торгового баланса. Оно может быть положительным (когда сумма экспортированных товаров превышает сумму импортированных товаров) и отрицательным (наоборот). Отрицательное сальдо торгового баланса называется дефицитом торгового баланса.

     В основе международных экономических отношений вообще и внешней торговли, в частности, лежат два обстоятельства.

     Первое  – различие природных, человеческих ресурсов, технологий в разных странах мира, которое позволяет нам потреблять многое, что было бы недоступным при отсутствии внешней торговли (кофе, чай, многие виды высокотехнологичных товаров, фруктов и т.д.).

       Второе – на производство одних  и тех же товаров в разных странах могут быть затрачены разные издержки. Второе обстоятельство выдвигается на первый план теорией сравнительных преимуществ,  выдвинутой английским экономистом Давидом Риккардо в начале 19 века: если каждая страна будет производить то, на что она затрачивает меньше издержек, чем другие, то выгоды от этого получат все участники внешней торговли. Страна, производящая товар с меньшими затратами будет получать прибыль за счет выгод от массового производства товара (эффект масштаба), а страна, покупающая товар, будет также получать экономию, поскольку издержки производства этого товара у себя будут выше цены товара, покупаемого у другой страны. Таким образом, специализируясь на производстве товара с более низкими издержками, каждая страна выигрывает. В этом случае аналогия с домашним хозяйством, проводимая Адамом Смитом, вполне корректна: «Основное правило каждого здравомыслящего главы семьи – никогда не пытаться сделать дома то, что дешевле купить... Портной не пытается шить себе обувь, а покупает ее у сапожника. Сапожник не пытается шить себе одежду, а нанимает портного. Фермер не пытается сделать ни то, ни другое, а пользуется услугами этих ремесленников. Каждый из них находит выгоду для себя, используя свое собственное производство – то, при котором он обладает некоторыми преимуществами перед соседями, -  и покупает на часть своего продукта ... все, что бы ему ни понадобилось».

Определение мировой цены и объемов торговли

  Две страны — Китай и Корея — производят один и тот же продукт — рис. Предположим, что при отсутствии внешней торговли характеристики спроса и предложения таковы, что равновесие на рынке риса в Китае устанавливается при цене 100 долл. за 1 т, а в Кореи — при цене 150 долл. за 1 т.

  Цена на риса в Кореи выше, чем в Китае, поэтому китайским производителям должно быть выгодно экспортировать свою продукцию, а потребителям в Кореи — покупать более дешевый импортный рис. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все зависит от того, на каком уровне установится мировая цена. Зная характеристики внутреннего спроса и предложения в обеих странах, мы теперь можем определить размеры предложения риса на экспорт, спроса на импортный рис и, следовательно, уровень равновесной мировой цены. Важно подчеркнуть, что в условиях свободной торговли внутренние цены изменяются до уровня мировой цены.

  Китайским производителям будет выгодно расширять производство риса и экспортировать его, если мировая цена будет выше первоначальной внутренней цены в Кореи (Р > 100). Чем выше будет мировая цена, тем больше производители в Китае будут расширять предложение риса, но одновременно будет расти и внутренняя цена, и потребители в Китае будут сокращать предъявляемый на рынке спрос.

  С другой стороны, корейским потребителям будет выгодно приобретать импортный рис, если мировая цена на него будет ниже первоначальной внутренней цены в Кореи (Р < 150). Чем ниже будет мировая, а следовательно, в условиях свободной торговли и внутренняя цена, тем больше потребители в Кореи будут увеличивать спрос на рис, но одновременно корейские производители будут сокращать объем предложения.

   Итак, по мере налаживания торговых связей цена на рис в Китае растет, и его предложение для продажи на внешнем рынке увеличивается, а цена в Кореи снизится, и спрос на импорт растет. В нашем примере равновесие на мировом рынке достигается при цене 130 долл. за 1 т риса. 
 
 

Торговля  и интересы потребителей

  Рассмотрим  влияние внешней торговли на интересы потребителей. До установления торговых отношений между странами потребители  в Корее продавали 50 тыс. т зерна по цене 150 долл. за 1 т, а потребители в Китае — 60 тыс. т по цене 100 долл. за 1 т. Приобретая рис по этим ценам, потребители получали выигрыш, равный разнице между максимальной суммой, которую потребители были согласны заплатить за рис, и суммой, которую они фактически платили исходя из сложившейся рыночной цены.

  После установления торговых отношений Корея становится импортером риса и цена на ее внутреннем рынке снижается с 150 до 130 долл. за 1 т. В результате потребители увеличивают закупки зерна с 50 до 80 тыс. т. Обратная картина наблюдается в Китае как стране-экспортере риса. Внутренняя цена в Китае повышается со 100 до 130 долл. за 1 т. что приводит к падению спроса на рис и. соответственно, его закупок.

  Таким образом, в результате развития международной торговли потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене. С другой стороны, в стране-экспортере потребители проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок.

  Торговля  и интересы производителей

  Рассмотрим  теперь влияние международной торговли на интересы производителей. До установления внешнеторговых отношений производители  в обеих странах получали выигрыш  от продажи риса — так называемый излишек производителя, представляющий собой разность между выручкой от продажи продукта по рыночной цене и суммой, которую бы они выручили при продаже по минимально возможной цене.

  После установления внешнеторговых отношений китайские производители риса становятся экспортерами и получают дополнительные стимулы для увеличения объемов производства в виде более высоких цен и расширившихся рынков сбыта. Что касается корейских производителей риса, то они, в силу меньшей конкурентоспособности своего производства, уступают свои позиции на внутреннем рынке иностранным конкурентам и сокращают производство.

  Таким образом, в результате развития международной  торговли производители в импортозамещающих  отраслях проигрывают, поскольку конкуренция  со стороны более эффективных иностранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства. С другой стороны, производители в экспортных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.

Чистый  выигрыш от международной  торговли страны в  целом

     В целом, рассмотрение рыночного равновесия с использованием модели "спрос-предложение" еще раз подтверждает вывод о  том, что развитие международной  торговли дает выигрыш всем странам. Однако если в стране-импортере этот чистый выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране-экспортере, наоборот, общий прирост благосостояния обеспечивается за счет большого выигрыша производителей, хотя потребители несут потери. Этот вывод принципиально важен для объяснения причин государственного вмешательства в сферу внешней торговли. 

Внешнеторговый  оборот Республики Таджикистан

     Внешнеторговый  оборот Таджикистана за 11 месяцев 2008 года составил 4301,4 млн. долларов США, что  на 17,9% больше по аналогичного периода 2007 года.

     Свыше половины доходов приносит вывоз  алюминия, значительна доля электроэнергии, хлопка, фруктов, растительного масла, текстиля.

     В общем экспорте этих продуктов, на Нидерланды и Турцию приходится по 25%, Латвию и  Швейцарию - по 10%, Узбекистан – 9%, Россию – 7%, Иран - 6%.

     Импортируется электроэнергия, нефтепродукты, двуокись алюминия, машины и оборудование, продовольствие. Основные партнеры по импорту это: Россия (20%), Узбекистан (15%), Казахстан (11%), Азербайджан (7%), Украина (7%), Румыния (5%).

Информация о работе Выигрыш от внешней торговли