Всемирная торговая организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 05:50, доклад

Описание работы

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

Работа содержит 1 файл

Всемирная торговая организация.docx

— 47.50 Кб (Скачать)

     5). Льготы в международной торговле  для менее развитых государств.

     Этот  принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в  мировое хозяйство слаборазвитых  стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать  с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам  особых привилегий.

     В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

     Практические  принципы работы ВТО.

     В основе деятельности ВТО лежат три международных соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

     Выполнение  соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и  сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов  облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению  отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.

     Обязательства по соблюдению правил свободной торговли, принятые на себя всеми членами ВТО, составляют систему «многосторонней торговли». Большинство государств планеты, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему называют «многосторонней» (а не «всемирной»). В перспективе, по мере расширения числа участников ВТО, система «многосторонней торговли» должна превратиться в подлинно «всемирную торговлю».

     Основные  функции ВТО:

     – контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

     – создание условий для переговоров  между странами-участницами ВТО  по поводу внешнеэкономических отношений;

     – урегулирование споров между государствами  по проблемам внешнеэкономической  торговой политики;

     – контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;

     – оказание помощи развивающимся странам;

     – сотрудничество с другими международными организациями.

     Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются  большим количеством стран, участвующих  во внешнеторговых отношениях, они  часто вызывают дебаты и споры. Часто  стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая  те из них, которые были заключены  после длительных переговоров при  посредничестве ВТО) часто нуждаются  в последующем толковании. Поэтому  одна из основных задач ВТО заключается  именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров.

     Практика  международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы  лучше всего решать в установленном  ВТО порядке, основанном на взаимно  согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права  и возможности. Именно с этой целью  в тексты соглашений, подписанных  в рамках ВТО, обязательно включают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, «система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом  в обеспечении безопасности и  предсказуемости мировой системы  торговли».

     Члены ВТО берут на себя обязательство  не предпринимать в одностороннем  порядке действий против возможных  нарушений правил торговли. Более  того, они обязуются разрешать  спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и  подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются  всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

     Россия  и ВТО

     В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

     В 1993 году уже Россия обратилась с  официальной заявкой о присоединении  к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

     Наиболее  трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия  с Евросоюзом удалось урегулировать  после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности (в частности закрытие сайта Allofmp3.com). Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

     На  сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, России необходимо провести лишь многосторонние переговоры, для того чтобы вступить в организацию.

     Вступление  России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи  с обострением ситуации на Кавказе. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года.

     Вступление  России во Всемирную торговую организацию  постоянно откладывается ещё  и из-за необходимости подготовиться  к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление в ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.

     В июне 2009 года на заседании межгосударственного  совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Но в ВТО могут вступать только страны, а не Таможенные союзы. 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз.

     5 октября 2010 года пресс-спикер президента Грузии заявила, что позиция Грузии по вопросу объединения России во Всемирную торговую организацию остается «неизменной» и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией». Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были бы легализованы два нелегальных пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии – Гантиади-Адлер (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион). В то же время агентство «Ройтер» передает, что на форуме Международного экономического альянса 22 сентября в Нью-Йорке, в беседе с инвесторами и представителями правительственных кругов президент Михаил Саакашвили заявил, что Грузия не является единственным препятствующим фактором на пути принятия Российской Федерации в ВТО: «Между ними (ВТО и Россией) существует много вопросов» - заявил Михаил Саакашвили - «Таким образом, не только мы остались, и вы должны предоставить нам определенное время, пока мы станем последними… Возможно мы и не станем последними. Именно сейчас стоит огромная очередь стран».

     Поскольку экономика России все сильнее  интегрируется в мировую торговлю, для нашей страны назрела необходимость  включиться в работу международных  экономических организаций. Еще  в годы существования СССР были установлены  контакты с ГАТТ. С 1995 идут переговоры о вступлении России в ВТО, которое  прогнозируется реализовать в 2006.

     Вступив в ВТО, Россия получит возможность  использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда  в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ  на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась  с торговыми барьерами как  раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с  недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также  и на внутреннем рынке России.

     Присоединение России к ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости  и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны  внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и  импортеров в самой России.

     Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять  на себя ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО. Вместе с  обязательствами Россия получит, конечно, и права, которые позволят ей лучше  защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое  хозяйство.

     Основной  предпосылкой успешного преодоления  сложностей в области трансформации  законодательства и использования  его преимуществ в рамках ВТО  является эффективное продолжение  процесса совершенствования законодательства в рамках либеральных экономических  реформ, ибо данный процесс практически  полностью совпадает с адаптацией законодательства к нормам и правилам ВТО. Речь идет, прежде всего, об устранении излишнего административного давления на предприятия и о повышении  степени прозрачности всего законодательства.

     От  либерализации и унификации российской системы государственного регулирования  ожидаются следующие выгоды:

     – упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда – ускорение оборачиваемости  средств;

     – повышение конкурентоспособности  продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических  требований и гармонизации национальных и международных требований;

     – повышение инвестиционной привлекательности  экономики России;

     – снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований;

     – уменьшение числа документов и повышение  степени прозрачности системы регулирования.

     Но  либерализация внешнеэкономических  отношений неизбежно приведет и  к некоторым негативным последствиям. Этот процесс коснется всех сфер жизни  страны – политической, социальной, производственной и финансово-экономической.

     В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами-участниками  ВТО, приведет к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения  коснутся всех ветвей власти – исполнительной (с нее постоянно будут требовать  выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам), законодательной (придется привести нормативные  акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной (юридические споры  за возможные нарушения будут  рассматриваться в международных  судах).

Информация о работе Всемирная торговая организация