Виды монополий и особенности определения цены и объема производства при чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:13, реферат

Описание работы

Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ, 6
1.1. Сущность монополий 6
1.2. Формы и виды монополий 7
1.3. Монополия и конкуренция 11
2. РЫНОЧНАЯ ЦЕНА В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ 17
2.1. Рыночное равновесие в условия чистой монополии 17
2.1. Структура чистой монополии 19
2.3. Рыночная цена в условиях чистой монополии 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

Работа содержит 1 файл

Ready1v_Монополизм.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

     Иногда, вместо того, чтобы устанавливать  цену на уровне, дающем возможность получать максимальную прибыльна краткосрочном интервале времени, монополист может назначить несколько меньшую цену. В такой ситуации прибыль будет умерена по размерам, но тогда рынок станет менее привлекательным для потенциальных конкурентов. Лимитирующее ценообразование применяется, когда монополист имеет преимущества перед возможными конкурентами по удельным издержкам и ограничивает краткосрочную прибыль исключительно с целью входа на рынок.

     Представленные  рассуждения строились из предположения, что монополист реализует свои товары всем потребителям по одной цене. На практике же часто применялась ценовая дискриминация в отношении сегментов рынка с различной эластичностью спроса по цене. Более высокие цены устанавливаются для сегментов с неэластичным спросом, менее высокие – для сегментов рынка с эластичным спросом. Ценовая дискриминация позволяет извлекать дополнительный доход , который не связан с различием в издержках из-за индивидуального подхода к различным потребителям.

     Вместе с тем нельзя говорить и об исключительной неэффективности ограничения конкуренции. Монополии могут приносить и определенные социальные выгоды: снижение удельных издержек за счет экономии на масштабе производства, технологический прогресс за счет высокой степени концентрации ресурсов, эффективной реализации интересов общества в отраслях, где нецелесообразно стимулирование конкуренции  и др.

     В целом же анализ представленных моделей  позволяет утверждать о негативном влиянии монополизации рынков на развитие экономики:

    • нарушаются основные права конечных потребителей, так как оно вынуждены приобретать товары по завышенным ценам при искусственно завышенном предложении;
    • чрезмерная концентрация производства подавляет развитие предпринимательства, вследствие чего механизм чистой конкуренции действует с меньшей эффективностью;
    • монополизация приводит к структурным диспропорциям в развитии рынка;

     Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что представленные теоретические  модели, безусловно, требуют дальнейшего  развития и уточнения. Чем ближе реальная рыночная структура к конкретной модели, тем заметнее будут в ней проявляться описанные механизмы конкуренции. Однако, это не означает, что с помощью изложенных четырех моделей конкуренции можно описать все многообразие сложного  и противоречивого состояния реальных рынков. О преимуществах и недостатках моделей конкуренции необходимо судить в первую очередь с точки зрения конкретного исторического этапа развития рыночных отношений, экономических особенностей рынка и опыта конкуренции.

2.1. Структура чистой  монополии

     Из  всех рынков несовершенной конкуренции  наиболее яркой противоположностью совершенной конкуренции является монополия, В условиях чистой монополии  отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие отрасль и фирма  совпадают.

     Чистой  монополией называют единственного  в отрасли продавца товара,  не имеющего заменителей. Монополия возникает  обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких товаров  – заменителей, выпускаемый продукт  уникален. В этих условиях монополист обладает уникальной властью с точки зрения реализации продукта, контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

     Примером  монополии могут служить отрасли  естественной монополии – такие  отрасли, где конкуренция вредна, ибо действие положительного эффекта масштаба настолько сильно, что наличие нескольких конкурирующих между собой фирм  приведет не к увеличению эффективности отрасли, а к ее потере. Например, если в сфере производства электроэнергии, газо- и водоснабжения одно крупное предприятие обслуживает регион, то это предприятие - естественная монополия. Все прочие отрасли, не относящиеся к естественной монополии, в случае монополизации получают название предпринимательской монополии. Монополия может быть защищена от конкурентов патентом на изобретение, ноу-хау и т.п.

     С точки зрения причин возникновения  монополии в отрасли можно  выделить несколько видов монополизма.

     Первый  вид монополизма – это монополизм, выросший из конкуренции, базируясь  на концентрации и централизации  производства и капитала. В этом случае монополистом становится самый сильный, самый эффективный производитель, сумевший выиграть конкурентную борьбу и вытеснить соперников с рынка. Но парадокс заключается в том, что самый эффективный производитель в отрасли, выиграв, наконец, конкурентную борьбу и став монополистом, утрачивает стимулы конкурентной борьбы. Монополизированная отрасль развивается медленнее, чем при конкуренции, бывший эффективный производитель консервирует отсталые технологии. Поэтому предприятия – монополисты такого рода находятся под непрестанным контролем государства, поскольку оно преследует цели содействия экономическому росту страны.

     Второй  вид монополизма представляет технологические  олигополии и монополии. Этот вид  монополии обусловлен спецификой технологии. Примерами могут служить электроэнергетика, металлургия, железнодорожный транспорт, т.е. те отрасли, где сама технология требует существования крупных предприятий, контролирующих большие объемы материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Технологические монополии можно назвать естественными, поскольку существование большого количества мелких предприятий в таких отраслях не увеличивало бы. А уменьшало экономическую эффективность отрасли.

     Третий  вид монополизма – монополизм, обусловленный диверсификацией продукции. Так, если фирма обладает своей торговой маркой, делает скидку для постоянных клиентов, то тем самым в конкурентную среду вносятся монополистические мотивы. В развитых странах этот тип монополизма получил самое широкое распространение.

     Четвертый вид монополизма – монополизм, основанный на лидерстве в научно – технических разработках. Здесь  монополия является не тормозом, а  ускорителем научно-технического прогресса. Такой монополизм носит временный  характер и исчезает по мере освоения фирмами-конкурентами новых технологий. Защитой монополии в этом случае являются патенты на изобретения и лицензии на их использование.

     Пятый вид монополизма – естественные государственные монополии и  монопсонии. Сюда относятся монополия  государства на выпуск денег, покупку военной техники или товаров стратегического назначения, т.е. товаров, выпуском или покупкой которых занимается только государство, и это рассматривается как выполнение государством своих функций (по обеспечению обороноспособности страны, по организации денежного обращения и т.д.)

     Шестой  вид монополизма – монополизм административно-командной экономики. При  данном виде монополизма предприятия  изначально являются государственными монополиями, никогда не испытывающими  конкурентной борьбы и не стремящимися доказать свое лидерство. При этом лишь незначительную часть монополий можно назвать естественной, адекватной потребностям общества. В подавляющем виде монополизм этой группы представляет собой сугубо негативное явление, для него характерен высокий уровень централизации производства. Представляющие его предприятия не связаны с рынком, ибо их деятельность не распространяется напрямую на реализацию продукции на товарных рынках, поскольку эту функцию берет на себя государство. Такой вид монополизма тормозит научно-технический прогресс, не  способствует  улучшению качества  продукции.

2.3. Рыночная цена в условиях чистой монополии

     Любая монополия, независимо от причин своего возникновения, может определять не только оптимальный объем производства, как это делает фирма в условиях совершенной конкуренции, но и устанавливает рыночную цену выпускаемого товара.

     В условиях совершенной конкуренции  доля фирмы на рынке ничтожна (менее 1%), и поэтому она не может влиять на рыночную цену, выступает на рынке  в качестве ценополучателя. Монополист находится в совершенно иной ситуации: он является единственным продавцом на рынке, обладающим настолько большими объемами производства, что сам в состоянии обеспечить весь отраслевой спрос. В этих условиях фирма-монополист становится ценоискателем, т.е. может не только определять объемы производства, но и назначать цену, соответствующую получению наибольшей массы прибыли1.

     Как в условиях совершенной конкуренции, оптимальный для фирмы объем  производства достигается в точке равенства предельного дохода и предельных издержек ( MR = MC ). Но если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу ( P = MR ), то в условиях несовершенной конкуренции предельный доход становится меньше цены единицы продукции ( MR < P ). Поэтому если в совершенно конкурентном рынке равновесие фирмы достигается в точке равенства предельного дохода предельным издержкам и цене единицы продукции ( P = MR = MC ), то в условиях монополии при максимизации прибыли фирма выпускает такой объем производства, при котором равенство предельного дохода и предельных издержек достигается при более высокой цене по сравнению с совершенной конкуренцией ( P > MR = MC ). При этом в условии монополии фирма всегда стремиться к получению экономической прибыли, не доступной для рынка совершенной конкуренции. Поэтому оптимальным для монополии соотношением цены и средних издержек является превышение цены единицы продукции над издержками на производство этой единицы продукции( P > AC ), что свидетельствует о возможности получения фирмой экономической прибыли.

     Таким образом, развернутая формула равновесия в условиях монополии выглядит так:

     P  >  MR  =  MC  <  AC

     Она характеризует ситуацию при которой  фирма монополист выбирает такой  объем производства и цену, при  которых возможно получить наибольшую массу прибыли.

     В условиях совершенной конкуренции  такое равновесие предпочтительно  для любой фирмы, независимо от того то ли это чистая монополия, олигополия или монополистическая конкуренция. Однако  в условиях монополии долгосрочное получение экономической прибыли более вероятно в силу отсутствия конкуренции на рынке. Если конкуренция на рынке все же существует (как в случае олигополии и монополистической конкуренции), то экономическая прибыль в долгосрочном периоде сокращается, и возможно даже исчезает.

     Как мы уже знаем, конкуренция есть самое  эффективное средство достижения целей  рыночной экономики и интересов  всех членов общества.

     Когда же предприниматели заключают между  собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровня цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этих случаях становятся искусственно высокими, и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества.

     Чтобы избежать этих негативных явлений, государство  вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование.

     Антимонопольное регулирование включает в себя: административный контроль над монополизированными  рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

     Административный  контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выявить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию. Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это - снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот - поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, и т.д. Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель - регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

     Идеальной с точки зрения экономиста, была бы антимонопольная политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции, но никто из экономистов  не стал бы утверждать, что попытка сделать все рынки совершенно конкурентными была бы реалистичной. Существующие антимонопольные законы подобно всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями1.

     С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие их.

Информация о работе Виды монополий и особенности определения цены и объема производства при чистой монополии