Валютная система РФ: характеристика основных элементов и проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:52, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение данной темы “Валютная система РФ: характеристика основных элементов и проблемы развития” и выполнение поставленных задач.
Основной задачей данной курсовой работы является рассмотреть валютную систему страны, выявить её основные элементы, а также основные проблемы, существующие на данном этапе развития валютной системы в России, и рассмотреть возможные пути их решения.
Объект исследования – валютная система РФ.

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………2
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Понятие валюты и валютной системы страны………………………..5
1.1 Сущность валютной системы, её задачи и роль……………………...5
1.2 Элементы валютной системы………………………………………….9
Глава 2. Проблемы развития валютной системы в России…………………...12
Основные проблемы…………………………………………………..12
2.2 Система валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 41.66 Кб (Скачать)

•  Рынка золота в Российской Федерации практически нет. Скупка золотых изделий и золотого лома у населения производится через сеть специальных скупочных пунктов по государственной цене. Признанием за золотом роли валютного металла явился выпуск МИНФИНа в 1993 г. золотых сертификатов, каждый из которых обеспечен 10 кг. золота 0,99999 пробы. Цена таких сертификатов корректируется с учетом изменения цены золота на Лондонском рынке и курса рубля к доллару;

•  Надо сказать, что в Российской Федерации регулируются валютные отношения с другими странами. Руководство валютной политикой осуществляет президент, правительство, государственная дума. Они принимают законодательные акты в области валютной политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению и регулированию. Банк России осуществляет валютное регулирование путем валютных интервенций на главных валютных биржах (Москва и Санкт-Петербург) и с помощью различных нормативных документов. Валютное регулирование осуществляют также МИНФИН, МВЭС, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю и некоторые другие учреждения. Валютное законодательство Российской Федерации регулирует операции в иностранной и национальной валюте. Законодательно установлены режим деятельности валютного рынка, состав его участников (валютные биржи, коммерческие банки, посредники-брокеры), порядок проведения валютных операций, формирование валютных фондов и валютный контроль. Определён статус органов, осуществляющих валютное регулирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Проблемы развития валютной системы в России

2.1 Основные проблемы

    Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, привели к возникновению  новых для российской экономики  и законодательства проблем. К таким  проблемам относятся, прежде всего, массовая утечка из России за рубеж  валютных средств и нестабильность валютного курса. Рассмотрим каждую из проблем более подробно.

    Нынешняя  ситуация на валютном рынке далека от требуемой для продолжения  процесса либерализации, она характеризуется  неустойчивым равновесием на рынке, что проявляется в незаметных колебаниях курса доллара, которые  обрели циклический характер. Цикличность  колебаний состоит в том, что  в первые дни каждого месяца курс доллара испытывает заметный рост, а в последующие дни курс доллара снижается.

    Явление цикличности на российском валютном рынке наблюдалось и ранее, цикличность  в динамике курса доллара обусловлена  тремя моментами:

  1. Тем, что уровень золотовалютных резервов Банка России остается недостаточным для сглаживания резких скачков курса доллара;
  2. Узостью внутреннего финансового рынка рублевых инструментов;
  3. Возросшими объемами операций на валютном рынке после либерализации валютного рынка и введения единой торговой сессии, в результате чего возросла нагрузка на Банк России по сглаживанию колебаний курса на валютном рынке.

    Другая  проблема - это вывоз капитала из России, который исчисляется миллионами долларов. Возврат из-за рубежа незаконно  вывезенных из России валютных средств в современных экономических и политических условиях представляет собой первоочередную государственную задачу. Особая важность решения проблемы заключается в том, что масштабы утечки капитала, возрастающие из года в год, послужили одной из причин дестабилизации экономики. Вывоз и не возврат валютных средств принял угрожающие размеры, как при совершении внешнеэкономических сделок (экспортно-импортных операций), так и на внутреннем валютном рынке, связанном с конвертацией рублей, обналичиванием и вывозом валюты физическими лицами, отмыванием средств, полученных в результате преступной деятельности.

    Экспертные  оценки размера вывезенных и незаконно  не возвращенных в Россию средств  довольно противоречивы. Так, по данным Министерства экономики России, за весь период реформ из страны вывезено 210-230 миллиардов долларов США. 40-50 из них получены в основном в результата незаконных экспортно-импортных, бартерных, валютно-финансовых операций, а также легализации доходов от незаконных видов бизнеса. 165 миллиардов долларов вывезено без нарушения законодательства [7. С26].

    По  данным МВФ и Парижского клуба, сумма  нелегального оттока валютно-финансовых средств из России составляет примерно 50-60 миллиардов долларов.

    Есть  и более пессимистические взгляды. Некоторые специалисты полагают, что бегство капитала достигло 700 миллиардов долларов.

    По  оценкам же различных контролирующих ведомств России, за последние несколько  лет наше государство потеряло около 60 миллиардов долларов.

      Отмечая масштабность этих процессов,  эксперты указывают, что в случае  возврата в Россию её валютных  ресурсов страна могла бы не  только решить проблему выплаты  внешней задолженности, но и  отказаться от финансовой помощи  других государств и международных  организаций. 
 
 
 

    2.2 Система валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации

    Острота проблемы незаконного вывоза российского  капитала побудила Президента и Правительство  Российской Федерации принять меры, направленные на обеспечение поступления  в страну экспортной валютной выручки  и упорядочивающие вывоз валюты из страны за рубеж (система валютного  регулирования, важнейшим направлением которой является валютный контроль).

    Фундамент нормативной базы валютного регулирования  образовали закон РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле», а также  принятые в его развитие многочисленные подзаконные акты.

    Главной задачей валютного контроля в  современных условиях является ограничение  масштабов утечки капитала из страны при одновременном поддержании  предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. По мнению Банка России, масштабы и скорость нарастания оттока капитала таковы, что  они создают реальную угрозу экономической  безопасности страны. При дефиците валютных средств, необходимых для  обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухудшить состояние  платежного баланса и свести на нет  усилия денежных властей по укреплению рубля.

    Проблема  оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей дальнейшее развитие нашей экономики. Имея ряд общих  черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. Оно напрямую вытекает из специфики первоначального накопления капитала путем теневого перераспределения доходов и извлечения спекулятивных прибылей на рынке финансовых инструментов, стремления хозяйствующих субъектов стабилизировать (или наращивать) уровень доходов в обстановке спада производства и в тяжелых условиях ведения бизнеса.

    В процессе проведения в России экономических  реформ становление новой системы  государственного регулирования экономики, финансовой и банковской сфер и внутреннего  валютного рынка в частности  заметно отставало от темпов, которыми осуществлялась их либерализация. Следствием этого стало то, что капитал  из страны вывозиться не столько в  нарушение закона, сколько в обход  действующих и нормативно-правовых норм, то есть в легальных и легализированных формах, которые казались допустимыми  де-факто из-за пробелов в законодательстве.

      «Бегство» капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны:

       1. Сокращается предложение валюты  и уменьшается в целом денежная  масса (денежный агрегат М2). Рубли поступают на валютный рынок, конвертируются и вывозятся, или вообще не поступают в страну, если в результате ценовых манипуляций скрывается валютная выручка или совершается нелегальный вывоз экономических активов. Сокращается объем предложения валюты, продаваемой на Московской межбанковской валютной бирже, валютное поле резко сужается и курс рубля становится неустойчивым.

    2. Сокращаются валютные резервы,  что косвенно бьет по курсу  рубля. Если хотя бы часть  «сбежавшего» капитала осталась  в стране, валютные резервы могли  бы быть в 3-4 раза больше, чем  в настоящее время.

    3. Сокращаются инвестиционные ресурсы,  и создается искусственный спрос  на зарубежные кредиты.

    4. Уменьшается налогооблагаемая база. При государственном регулировании  вывоза капитала сделки регистрируются, а потому уплачиваются налоги.

    5. В страну не инвестируется  прибыль, полученная от «сбежавшего»  за границу капитала.

    6. Снижается устойчивость финансового  рынка, возникает асимметрия между  его сегментами.

    Для сдержания утечки капитала из экономики необходимо разработать стратегическую программу и тактику действий, сделать "бегство" капитала экономически невыгодным. Прежде всего, необходимо обеспечить социально-экономическую и политическую стабильность в России и защиту прав собственности.

    Специалисты в области валютного регулирования  предполагают, что для сдержания "бегства" капитала и стимулирования его репатриации должен быть правовой режим гарантий для страхования коммерческих и политических рисков, непредвиденных действий государства. Программа противодействия утечке капитала и стимулирования хотя бы частичной его репатриации требует проведения специальных мер воздействия на этот процесс. В их числе: неуклонное соблюдение созданной единой цепочки российских субъектов экспортной сделки (экспортер - таможня - банк), унификация форм отчетности. Важное место в этой сфере принадлежит контролю за валютно-финансовыми условиями внешнеэкономических сделок в целях сужения питательной среды "бегства" капитала.

    Не  менее важен контроль за авансовыми платежами по российскому экспорту, которые нередко используются как форма "бегства" капитала, если после перевода предварительной оплаты за рубеж импортер аннулирует фиктивный контракт как несостоявшийся.

    Необходим контроль за бартерными контрактами, так  как российский экспорт по товарообменным сделкам по стоимости в несколько  раз (от двух до пяти-шести, по некоторым  оценкам) превышает встречные поставки из-за рубежа, а договорные цены отклоняются  от среднемировых. Разница "уплывает" за рубеж в пользу бизнесменов. Требуются меры для сдерживания "бегства" капитала в офшорные зоны и зарегистрированные за границей совместные предприятия.

    В целях частичной репатриации "беглого" капитала с учетом мирового опыта  целесообразно избирательно применять  экономическую амнистию, не распространяя её на "грязные" деньги, связанные с уголовными преступлениями.

    Необходимо  также ускорить формирование в России более эффективной структуры  управления экономикой в целях ограничения  олигархического и коррумпированного  аппарата и "теневого" перераспределения  доходов в пользу бизнесменов, которые  переводят их за рубеж. По оценкам  экспертов, в России в среднем "теневой" капитал достиг 40% ВВП.

    России  система контроля необходима для  ограничения бегства капитала и  направление средств, полученных от операций с сырьем, в сектор с  высокой добавочной стоимостью, а  также, чтобы предоставить правительству  определенную денежную автономию, необходимую  для проведения политики быстрого роста.

    Во-первых, контроль за капиталом может использоваться для достижения или получения автономии определенного вида денежной политики и политики обменного курса. Управление валютным курсом может быть жизненно необходимо стране, нуждающейся в перестройке большинства сегментов экономики. Колеблющийся реальный валютный курс делает не ясным возможности обеспечения прибыли и сводит к нулю попытки инвестирования. Стабилизация номинального обменного курса могла бы привести к завышению реального обменного курса, который всегда оказывается деструктивным. Попытка сбалансировать фиксированный валютный курс посредством небольшой инфляции ради опосредованного контроля над реальным курсом обычно приводит к тому, что денежная политика начинает негативно влиять на производственный сектор и превращает банковский сектор в огромное казино. Единственным решением проблемы в таком случае будет влияние на реальный обменный курс рубля через постоянную девальвацию номинального обменного курса. Но для этого необходима полная защищенность от спекуляций на финансовых рынках. При отсутствии всесторонней системы контроля за капиталом страна может оказаться перед выбором: или смириться с невозможностью такого воздействия, или опереться на административно установленный обменный курс, то есть не конвертируемость. Введение контроля за капиталом помогло бы избежать возвращения к административной экономике.

Информация о работе Валютная система РФ: характеристика основных элементов и проблемы развития