Валютная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ валютной политики, проводимой Центральным Банком Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотрение статуса Банка России, выявление выполняемых им функций;
Выявление сущности валютной политики государств, анализ ее общих задач и функций;
Рассмотрение нормативной базы валютного регулирования;
Рассмотрение основных направлений валютной политики, проводимой Центральным Банком Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….……3

1. Валютная политика. Общие положения………………………………………..........5

1.1 Валютная политика: сущность, формы, основные методы…………………….…5

1.2 Характеристика Центрального Банка России. Задачи и функции ЦБ……….….10

1.3 Нормативная база валютного регулирования………………………………........15

2. Реализация валютной политики Центральным Банком РФ…………………….....20

2.1 Банк России как орган валютного регулирования. Политика валютного курса.20

2.2 Валютные интервенции Центрального Банка…………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………………...30

Библиограф.список………………………………………………………………….….33

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

              Валютные ограничения - представляют собой различные виды отклонений от рыночного установления валютных пропорций. В частности речь может идти о таких способах регулирование степени конвертируемости валют как установление валютного коридора, установление режима валютного курса и прочее.

              Девальвация и ревальвация — традиционные методы валютной политики. Девальвация — снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам, ранее и к золоту. Ее объективной основой является завышение официального валютного курса по сравнению с рыночным. Ревальвация — повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным валютным единицам, ранее и к золоту. Результаты девальвации и ревальвации зависят от конкретных условий и проявляются через определенное время (лаг), если не противодействуют иные факторы.

              Таким образом, как мы видим, валютная политика тесно связана с денежно-кредитной политикой государства. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением – Центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика».

 

1.2 Характеристика Центрального Банка России. Задачи и функции Центрального Банка

 

              Согласно определению, данному в Большом Экономическом словаре, Центральный Банк РФ (Банк России) – государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства при обслуживании госбюджета.

              Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача – это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.

              Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10.07.2002 "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

              В статье 75 (пункт 2) Конституции РФ указана основная функция Центрального Банка РФ – защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются:

                  защита и обеспечение устойчивости рубля;

                  развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

                  обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью Банка России.

              Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. Принцип независимости, как ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации, проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.[5]

              В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный Банк РФ выполняет следующие функции:

1.        во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2.        монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1. утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

3.        является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4.        устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5.        устанавливает правила проведения банковских операций;

6.        осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7.        осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8.        принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9.        осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор);

10.   регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11.   осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12.   организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13.   определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14.   устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15.   устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16.   принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17.   устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18.   проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1.      осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

18.2.      является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

19.   осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

              Можно сгруппировать приведенные выше функции Банка России в пять функций (они совпадают с функциями центральных банков промышленно развитых стран): проведение денежно-кредитной политики, монопольной эмиссии наличных денег и организации их обращения, функции банка банков, банка правительства и внешнеэкономической функции. Последняя заключается в том, что Центральный Банк РФ является проводником государственной валютной политики, органом валютного контроля. Он определяет режим обменного курса национальной валюты, поводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, контролирует движение валютных ценностей как внутри страны, так и за ее пределами, организует составление платежного баланса, осуществляет его регулирование.

              Таким образом, Центральный Банк является регулирующим звеном в банковской системе, поэтому его деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; а также с развитием и укреплением банковской системы страны и обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов

 

1.3 Нормативная база валютного регулирования

 

Существующая система нормативно-правовых актов образует юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации названного комплекса, то есть возможность его эволюционирования.

Механизм регулирования включает в себя три структурных элемента:

– валютное законодательство, принимаемое государственными органами;

–валютные отношения, которые складываются между различными субъектами по поводу совершения ими операций с валютными ценностями;

–регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний, запретов и иных методов, а также путем установления мер ответственности в случае их нарушения субъектами.

Именно валютное законодательство выполняет регулятивную функцию в исследуемом механизме. В России оно представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий в себя акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных иерархических ступеньках. Согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. [6]

Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и находится вне ведения субъектов Федерации.

К нему относят:

– Конституция Российской Федерации

–Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ

–Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ

–Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп.)

–Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

–Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

Рассмотрим основной документ, который регулирует валютные отношения в России, - Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"[5]. В нем говорится о том, какие фирмы и в каких ситуациях могут рассчитываться в иностранной валюте.

Этот закон направлен на либерализацию валютного законодательства и предусматривает значительное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении валютных операций.

Также, в законе:

–уточняются понятия иностранной валюты и валюты Российской Федерации, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков

–вводятся понятия внутренних и внешних ценных бумаг, специального счета, резервирования и валютных бирж

Информация о работе Валютная политика России