Управление операциями в сфере услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:44, реферат

Описание работы

Сфера услуг - часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг. Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 60%). Остальными частями экономики принято считать производство - промышленность и сельское хозяйство.
Каждая организация должна производить нечто, представляющее реальную ценность для ее внешней среды. Рост международной конкуренции и ускоренное развитие технологий заставили организации по-новому рассмотреть весь комплекс вопросов управления своими операционными подразделениями, ответственными за выпуск товаров и предоставление услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Системный подход к управлению операциями……………………...3
Проектирование изделий и процессов производства………............8
Проектирование продуктов и процессов в сфере услуг……..........10
Размещение и проектирование операционных мощностей………..11
Проектирование работ и нормирование труда…………………….15
Оперативное управление и планирование выпуска продукции…..17
Управление запасами…………………………………………………20
Оперативное управление производством…………………………..24
Управление проектами……………………………………………….25
Обеспечение качества………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………32

Работа содержит 1 файл

управление операциями в сфере услуг.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

      Например, в третью неделю марта планируется произвести 1000 компьютеров, для сборки каждого компьютера требуется одна материнская плата, на складе имеется 100 плат. У поставщика заказано 500 плат, ожидаемый срок прибытия заказа — вторая неделя марта, платы обычно поступают через две недели после размещения заказа.

      Анализ  при планировании потребности идет в три этапа.

      Суммарная потребность рассчитывается на основе плана производства и спецификации материалов. В третьей неделе марта  потребуется 1000 плат (1 плата на компьютер).

      Чистая  потребность вычисляется путем вычитания из суммарной потребности количества, имеющегося в наличии, и заказанного количества со сроком поставки, отвечающим плану производства. Поскольку 100 плат имеется на складе и 500 плат будут получены в марте, чистая потребность на третью неделю апреля составит 400 плат (1000 — 600).

      С учетом сроков реализации заказов планируется  время размещения заказа так, чтобы  удовлетворить чистую потребность  к планируемой дате начала производства. Поэтому заказ на 400 плат должен быть размещен в первую неделю марта.

      Японский  подход к управлению запасами —  это концепция производства «точно вовремя». Материалы, детали и изделия  поступают точно к тому моменту, когда они нужны. Хотя методы управления материально-техническими запасами, применяемые в Японии, несколько отличаются от метода планирования материальных потребностей, преследуемые при этом цели в основном остаются такими же. Американская система планирования материальных потребностей во многих отношениях превосходит классические японские системы. Но японцы преуспели в другом. Во-первых, они более настойчивы в деле минимизации материально-технических запасов, чем американцы. Во-вторых, они успешнее и эффективнее применяют эти системы, они интегрировали системы управления материально-техническими запасами со стратегией предпринимательской деятельности, своим подходом к управлению качеством и внедрением автоматизированных систем управления производством. 

      8. Оперативное управление производством 

      Оперативное управление производством включает функции календарного планирования и диспетчеризации производства, разнарядки работ и контроля сроков их выполнения. В оперативное управление производством входит определение объема партии единовременно изготовляемой продукции, выдача нарядов на выполнение работ, размещение заказов на материалы, контроль сроков исполнения и завершения работ. В сфере услуг оперативное управление должно определить, какие работы будут выполняться в тот или иной день, в каком порядке и кто будет их выполнять.

      Система выталкивания. В современном производстве изготовление изделий, начинаясь в одном конце производственной линии, через последовательный ряд технологических операций заканчивается обработкой изделий на другом конце производственной цепочки. Применяется поточное производство, при котором по завершении обработки на одном участке изделие «выталкивается» на следующий независимо от того, готов ли он к обработке изделия.

      Система вытягивания. Японские менеджеры предпочитают поточную систему производства с  «вытягиванием» обрабатываемых изделий, при которой обрабатываемые изделия последовательно «вытягивают» с предыдущего участка по мере необходимости. Такие производственные системы обычно просты по структуре, информация от участка к участку передается в форме заявок.

      Учетно-плановый график Ганта, иногда называемый линейным, используется в качестве инструмента оперативного управления производством во всем мире на всех его этапах: при планировании, диспетчеризации, выдаче нарядов на работу, контроле сроков выполнения работ.

      На графике Ганта вертикальными линиями ограничены периоды времени, например недели. Выполнение конкретных работ отмечаются горизонтальными линиями отдельно для каждого рабочего места или для каждой единицы оборудования, для них выделяют отдельные строки. В сложных случаях, при большом количестве обрабатываемых изделий или единиц используемого технологического оборудования, применяют компьютерную версию графика. 

      9. Управление проектами 

      Проект  — это совокупность задач или  мероприятий, связанных с достижением  запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер. Такая необходимость возникает, например, при создании новых производственных мощностей или технологических процессов. В производствах, ориентированных на выполнение работ в виде проектов, например в строительных организациях, конструкторских бюро, управление проектом представляет собой основную форму планирования и контроля текущей деятельности.

      Руководители  проектов отвечают за три аспекта  реализации проекта: сроки, расходы  и качество результата. В соответствии с общепринятым принципом управления проектами считается, что эффективное управление сроками работ является ключевым. Если сроки выполнения проекта затягиваются, то вероятен перерасход средств и снижение качества работ. Во всех методах управления работами по проектам основное внимание уделяется календарному планированию и контролю за соблюдением календарного графика.

      Методы  сетевого планирования и управления предполагают, что проекты — это  сети отдельных событий и работ. Работа в этих системах представляет собой любой элемент проекта, на выполнение которого требуется время и который может задержать начало выполнения других работ. Причем работа может не всегда подразумевать выполнение какого-то реального действия, а быть фиктивной — искусственно введенной для отображения связей.

      Планирование  работ по методу критического пути — основной метод сетевого планирования. Критический путь в проекте —  это самая длительная по срокам последовательная цепочка операций. Длина критического пути определяет продолжительность работ по проекту. Любые задержки на критическом пути ведут к увеличению сроков завершения работ. Для сокращения продолжительности работ по проекту необходимо сокращать длину критического пути. Метод критического пути предусматривает выполнение четырех этапов анализа.

      Первый  этап заключается в определении  целей и ограничений проекта. Они обычно связаны несколькими  сторонами реализации проекта —  продолжительностью, стоимостью и качеством, наличием производственных ресурсов, таких, как рабочая сила и оборудование.

      Например, при строительстве садового домика в качестве цели можно определить скорейшее завершение строительства  при следующих ограничивающих условиях: 1) стоимость всего проекта не должна превышать 100 тыс. руб.; 2) соблюдение технических условий проекта и строительных норм является обязательным; 3) строят домик двое рабочих; 4) некоторые виды работ нельзя выполнять в ненастную погоду.

      Продолжительность операций, работ, входящих в проект, определяются на втором этапе. Следует обратить внимание на некоторые детали. Они выражаются в том, например, что ожидание затвердевания бетона считается операцией, поскольку на это требуется время, в течение которого нельзя вести многие работы,

      Сетевой график работ составляется па третьем этапе. При этом выполняют анализ отношений очередности операций. Завершение одной или нескольких операций приводит к событию, которое позволяет перейти к выполнению еще одной или нескольких операций. Первое событие — это начало проекта, последнее - проект завершен. Например, первое событие — начало строительства домика. Оно позволяет выполнять работу по выемке грунта под фундамент. Эта работа завершается событием, характеризующимся готовностью котлована, которое позволяет начать установку опалубки для заливки бетона. Отношения очередности операций, таким образом, в основном определяются техническими причинами.

      Календарный сетевой график составляется на четвертом  этапе на основе оценок продолжительности  операций и полученной сетки работ  и событий.

      Резерв, или запас, времени — это разность между самым ранним возможным сроком завершения операции и самым поздним допустимым временем ее выполнения. Резерв времени имеется только в тех операциях, которые не лежат на критическом пути.

      Сетевой график дает наглядную и понятную картину последовательности работ по реализации проекта. Они четко указывающий очередность выполнения операций. На нем наглядно видны последствия запаздывания любой операции с точки зрения времени реализации всего проекта.

      Контроль  за выполнением работ. При контроле хода работ по выполнению проекта план работ, в который входит график, смета расходов и спецификация качества, является стандартом, подлежащим проверке.

      Ход работ по проекту контролируется путем организации периодических  совещаний группы людей, работающих над выполнением проекта. Во время таких совещаний члены группы докладывают о состоянии дел по тем операциям, за выполнение которых они отвечают. Каждый отчет о ходе работ должен содержать информацию о том, сколько времени требуется на завершение той или иной работы. Такое построение докладов нацелено на перспективу в отличие от метода, когда сообщают данные о проценте выполнения работ. Информацию о ходе работ сопоставляют с графиком, чтобы определить, нет ли отклонений от календарного плана.

      В случае запаздывания выполнения каких-либо операций рассматривают различные  варианты вхождения в график, и  одно из решений берется за основу для реализации. Аналогичные методы применяются для выявления и корректировки отклонений от сметы или заданного качества. Варианты мероприятий по корректировке возникшего отклонения необходимо оценить с точки зрения технической и организационной осуществимости, сметных и прочих возможностей. До окончания совещания необходимо выбрать для реализации один из рассмотренных методов корректировки отклонения.

      Достоинства рассмотренного выше метода критического пути как основы для руководства  проектами выходят далеко за рамки  предоставляемой им количественной информации. Метод критического пути дает логичную систему координат и точную терминологию для анализа и обсуждения проекта. Использование этого метода ведет к внедрению детального планирования проектов и обеспечивает стандартные форматы для плановой документации. К числу решений, которые принимаются при этом, относятся: 1) решения о том, какие именно операции требуются для выполнения проекта; 2) какие ресурсы используются при выполнении каждой операции; 3) сколько времени должно занимать выполнение каждой операции; 4) когда должна выполняться каждая из операций.

      Соблюдению плана работ по проекту способствует непосредственное участие членов группы, работающей над его выполнением, в процессе планирования, их понимание логики и принципов, на основе которых построен данный план. И наконец, надо отметить, что метод критического пути весьма полезен при идентификации возникающих проблем и поиске возможных путей преодоления трудностей.

      Тенденции в применении методов управления проектами состоят в лавинообразном распространении систем управления на основе сетевых графиков при реализации мелких и средних по масштабам проектов, в резком росте спроса на руководителей проектов, понимающих принципы и владеющих аналитическими методами сетевого планирования. Это обусловлено широким распространением персональных компьютеров и пакетов программного обеспечения по системам управления проектами для них. 

      10. Обеспечение качества 

      Качество  — это термин, к сожалению, имеющий  разный смысл для разных людей. Для  персонала организации качество может определяться соответствием  техническим условиям или техническими характеристиками конструкции. Но для потребителей важно, как, по их субъективному мнению, товар или услуга удовлетворяют их потребности. Их интересует функциональное качество, причем они готовы платить только за него.

      Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management TQM) представляет одну из главных современных концепций стратегического управления деятельностью организации в целом.

      Для успешной деятельности в настоящее время системы управления должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством. Первый принцип — ориентация на потребителя. Второй принцип — ведущая роль руководства. Третий принцип вовлечение всех работников. Четвертый принцип — процессный подход и органично с ним связанный пятый принцип — системный подход к управлению. Шестой принцип — постоянное улучшение. Седьмой принцип принятие решений, основанных на фактах. Восьмой принцип — взаимовыгодное отношение с поставщиками.

      Организационное обеспечение качества. Первым шагом на пути обеспечения качества является определение целей. Этот стратегический шаг включает определение потребностей и разработку конструкции изделия или услуг, призванных удовлетворить эти потребности. Важное значение имеет разработка стандартов качества, в том числе и стандартов качества на комплектующие изделия, приобретаемые со стороны.

Информация о работе Управление операциями в сфере услуг