Тяньцзинские договоры 1858

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

В сентябре 1854 в связи с истечением 12-летнего срока со дня подписания Нанкинского договора 1842, Англия поставила перед Китаем вопрос о его пересмотре. Губернатор провинции Гуандун Е Миншень, ведавший сношениями Китая с иностранцами, отверг английское требование. Безуспешными также были попытки Англии в октябре 1854 разрешить этот вопрос непосредственно с Пекином и новый, уже совместный, демарш Англии, Франции и США в июле 1856. Тогда Англия решила двинуть против Китая свои вооружённые силы. В октябре 1856 она приступила к военным действиям. Её военный флот под командованием адмирала Сеймура бомбардировал Кантон. Е Миншень призвал народ к сопротивлению захватчикам. В январе 1857 английские войска, не получив ожидаемых подкреплений в связи с занятостью Англии подавлением сипайского восстания в Индии, были вынуждены сдать завоёванные под Кантоном позиции и эвакуироваться в Макао.

Работа содержит 1 файл

курсовая вика.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Однако 8 октября японские солдаты ворвались в королевский дворец в Сеуле и зверски убили королеву Мин (а для верности — еще нескольких попавшихся им женщин). Король Ко Чжон фактически оказался под домашним арестом, однако 11 февраля 1896 года ему удалось бежать из дворца и укрыться в русском посольстве, куда вслед за королем перебралась и антияпонская часть корейского правительства. Остальные министры были объявлены изменниками и приговорены к смертной казни. Однако ни Россия, ни Япония не проявили желание обострять отношения, и в итоге был достигнут компромисс — соглашением от 14 мая между русским и японским послами в Сеуле устанавливалось, что японцы имеют право держать в Корее стражу, не превышающую четырех рот; Россия получала право держать здесь такой же контингент. Японцы признавали министров, назначенных Ко Чжоном. Позднее Япония и Россия секретно условились не посылать войска в Корею без предварительного уведомления противоположной стороны.

Тем временем 6 июля 1895 года Россия заключила договор о предоставлении Китаю займа на сумму 400 млн. франков золотом, в котором участвовали французские банки («Лионский кредит» и др.). В конце 1895 года был создан Русско-Китайский банк (в котором свыше половины капитала принадлежало французским банкирам)[ Это был не единственный случай закамуфлированного проникновения французского капитала в Китай — например, бельгийский финансовый синдикат, давший Китаю заем в 4,5 млн фунтов стерлингов на строительство железной дороги Пекин— Ханькоу, на 80% принадлежал французским банкам. До выплаты займа дорога должна была находиться под управлением синдиката, получавшего 20% прибыли от нее.] , его устав обеспечивал России право на приобретение концессий для строительства в северных районах Китая железных дорог и телефонных линий.

Стремясь упрочить свое влияние в Маньчжурии, Россия предложила Китаю заключить союз, направленный против возможного нападения Японии. В это время в китайской элите доминировало пророссийское лобби, поддерживавшееся всесильным наместником столичной Чжилийской провинции Ли Хунчжаном и вдовствующей императрицей Цы Си[На самом деле это не имя, а почетный титул («Счастливая мать»); ее китайским именем было Налаши, а маньчжурским — Ехе Нара. Законная жена императора Сянь Фэна (умершая в 1881 году) была бездетна и поэтому не могла иметь исключительных прав на регентство.], ставшей наложницей императора Сянь Фэна, фактически являвшейся регентшей при императорах Тун Чжи[ Настоящее имя — Цзай Чунь. Он был единственным сыном императора Сянь Фэна, именно поэтому его мать Цы Си смогла получить ранг императрицы] («Совместное правление»[Имеется в виду совместное правление двух вдовствующих императриц.], 1862— 1875) и Гуань Сюе[Настоящее имя — Цзай Тян, он был сыном сестры Цы Си и князя Чуня и двоюродным братом предыдущего императора.] («Блестящее наследие», 1875—1908).

3 июня 1896 года в Петербурге  Ли Хунчжан подписал с Николаем II русско-китайский секретный договор,  предусматривавший военный союз  России и Китая против Японии, согласие Китая на постройку  Русско-Китайским банком железной  дороги через Маньчжурию к  Владивостоку, право России пользоваться в случае военной необходимости китайскими портами.

8 сентября того же  года китайское правительство  подписало с Русско-Китайским  банком контракт, по которому  для сооружения железнодорожного  пути через Маньчжурию создавалось Общество Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Для строительства обществу в полное и безраздельное управление выделялась полоса земли, которая фактически становилась собственностью России. Доходы дороги, как и транзит по ней, не подлежали обложению китайскими пошлинами, а таможенные пошлины на провоз по ней товаров в Китай снижались на треть. Таким образом, фактически делался шаг к превращению северо-восточного Китая в российский протекторат.

Ситуация осложнялась  тем, что Россия не имела свободных  финансовых средств — в 1893 году она сама получила огромный заем от Франции. Поэтому экономическое воздействие России на Китай было затруднено, в отличие от других европейских держав оно было в основном военно-политическим. Фактически Россия не имела сил и средств для закрепления уже завоеванных позиций и даже для освоения вновь присоединенных территорий, именно поэтому ее политика на Дальнем Востоке вплоть до второй половины 1890-х годов выглядела столь миролюбивой и склонной к компромиссам. Однако выяснилось, что добрым словом и револьвером можно достичь гораздо больше, чем одним револьвером...

Тем временем в Китае  начала усиливать свои позиции Германия. В 1887 году бременский и франкфуртский  банки предоставили Китаю заем в 5 тысяч марок; два года спустя был основан немецкий Восточно-Азиатский банк, открывший свои отделения во всех крупных портах Китая. В марте 1896 года германский Восточно-Азиатский и английский Гонконг-Шанхайский банки предоставили Китаю заем в 16 млн. фунтов стерлингов под 5% годовых. Постепенно Германия сделалась одним из основных поставщиков в Китай современного вооружения — в первую очередь стрелкового оружия и артиллерии. Основная масса китайского флота в этот период строилась на немецких верфях.

В феврале 1897 года германский посланник в Китае Гейкинг  предложил уступить Германии острова  на входе в Тайваньский пролив для создания там военно-морской  базы. Взамен Китаю предлагалось согласие на повышение таможенного тарифа. Китайские власти дали отказ, после чего немцы обратили внимание на бухту Цзяочжоу (Киао-Чао) на юго-восточной оконечности полуострова Шаньдун. Об этой бухте еще 19 февраля 1897 года глава китайского внешнеполитического ведомства принц Гун писал своему императору: «Гавань морского порта Цзяочжоу широка и глубока, там можно помещать крупнейшие корабли, а выход узкий — легко охранять. Оба берега входа окружены горами. Враги не могут подойти. Климат теплый, зимой вода не замерзает. Это место самое подходящее для стоянки флота»

Сложность ситуации заключалась в том, что еще в ноябре 1895 года Россия получила от Китая разрешение использовать бухту Цзяочжоу для зимней стоянки военных судов. На практике бухта для этой цели так и не использовалась (за исключением захода сюда нескольких русских кораблей зимой 1895/96 года), однако Германия дала понять России, что поддержит ее требования компенсации в каком-либо другом месте.

1 ноября 1897 года близ  городка Цзюй-е в провинции  Шаньдун разбойниками были ограблены  и убиты два немецких католических миссионера. Германия не преминула воспользоваться этим случаем — ведь «весь немецкий католический мир, в особенности партия Центра, требовал энергичных мер», меж тем как «в политическом отношении почва была подготовлена».(Цит. по: Вильгельм II. Мемуары. — М.-Пг., 1923).

6 ноября Вильгельм  II приказал командующему немецкой  эскадрой в китайских водах  адмиралу Дидерихсу выйти в  Цзяочжоу, а на следующий день  сообщил Николаю II о своем решении  «наказать китайцев». 14 ноября эскадра  Дидерихса вошла в бухту Цзяочжоу и высадила здесь десант, причем китайские войска не оказали никакого сопротивления.

20 ноября правительство  кайзера предъявило Китаю шесть  требований, в том числе требование  о предоставлении немцам исключительных  прав на постройку железных  дорог и разработку минеральных богатств в провинции Шаньдун, а также о возмещении расходов на оккупацию Цзяочжоу в сумме 1 млн. лян.

Не получив ожидаемой  поддержки со стороны европейских  держав (в первую очередь России, к которой еще 14 ноября Ли Хун-чжан обратился за помощью[этот отказ мотивировался тем, что китайское правительство не выразило никакого официального протеста, а китайские войска не оказали сопротивления немцам.] ), китайское правительство было вынуждено принять германские требования.

Активность Германии в Китае побудила российское правительство к аналогичным действиям — тем более что кайзер Вильгельм II, предвидя противодействие англичан, в письмах к Николаю II сам предлагал русскому императору координацию действий на Дальнем Востоке.

23 ноября 1897 года российский министр иностранных дел Муравьев представил императору «всеподданнейшую записку», в которой предложил, в противовес Германии, приступить к занятию бухты Даляньван (Тали- енван) на Ляодунском полуострове. Государь начертал на записке резолюцию: «Вполне справедливо».Против этого выступал министр финансов Витте, указывая что “Из этого факта (захвата Германией Циндао)... никоим образом нельзя вывести заключения, что и мы должны поступить точно также, как Германия, и сделать также захват у Китая. Тем более такого вывода нельзя сделать потому, что Китай не находится с Германией в союзном отношении, а мы находимся с Китаем в союзе; мы обещались оборонять Китай и вдруг вместо обороны мы сами начнем захват его территории”. Его поддержал и морской министр адмирал Тыртов, рассчитывавший на возможность приобретения незамерзающего порта в Корее. Однако сведения о появлении в Порт-Артуре английского крейсера и о подготовке англичан к интервенции на Ляодун, а также обращение Л и Хун-чжана к России за гарантией нового займа изменили положение. Убедившись, что китайские власти пребывают в полной панике и не имеют ни сил, не желания противодействовать русской акции, Витте согласился с планом Муравьева.

14 декабря 1897 года корабли  базировавшейся в Японии русской  эскадры вошли в Порт-Артур  и Далянь.18 декабря на берег  были высажены русские войска, занявшие Артур и Далянь.

Ситуация разрешилась  весной 1898 года. 6 марта был подписан договор, предоставлявший Германии в аренду на 99 лет побережье бухты Цзяочжоувань с портом Цин- дао и территории радиусом в 50 км от него для создания военно-морской базы. Германия получала право на постройку и эксплуатацию железных дорог в Шаньдуне от Цзяочжоу до Цзинаня, а также на владение шахтами и рудниками в этом районе, фактически обозначившее немецкую сферу влияния в Китае.

27 марта был подписан  русско-китайский договор об аренде  на 25 лет Порт-Артура и Даляня (Дальнего) и о праве России  на постройку южной ветви КВЖД (Южно- Маньчжурской железной дороги) к Порт-Артуру и Дальнему. Маньчжурия окончательно делалась сферой влияния России.

Воспользовалась ситуацией  и Англия, сумевшая добиться от Китая  новых уступок. В феврале 1898 года между Китаем и Англией состоялся обмен нотами относительно области реки Янцзы. В итоге этот богатейший район Китая фактически был признан сферой интересов Англии. 1 марта английский Гонконг-Шанхайский и Германо-Азиатский банки предоставили Китаю очередной заем на 16 млн. фунтов стерлингов. Наконец, 30 мая 1898 года Англия заняла бухту и военный порт Вэй-хай-вэй на северовосточной оконечности полуострова Шаньдун, предварительно достигнув с Германией соглашения о признании немецких прав на остальной территории Шаньдуна.

1 июля было подписано  соглашение об аренде Англией  Вэй-хай-вэя «на тот срок, пока  Порт-Артур будет находиться во  владении России», то есть на 25 лет. Англо-китайское соглашение  от 9 июня 1898 года предусматривало  аренду Англией полуострова Цзюлун  сроком на 99 лет и расширение территории Гонконга за счет близлежащих островов до 405 кв. миль.

Наконец, удалось поживиться и Франции — в конце мая 1898 года она добилась аренды на юге  Китая бухты Гуанчжоувань и лежащего перед ней острова Дунхайдао  сроком на 99 лет для создания здесь военно-морской базы, а также права постройки железной дороги от Тонкина на северо-запад (до города Юньнань) и на северо-восток (до Лунчжоу). Обязательство Китая не отчуждать пограничные с Тонкином территории третьим державам фактически оформляло французскую сферу влияния на юге Китая.

Сравнительно немногого  в этой ситуации удалось добиться Японии — она была вынуждена довольствоваться лишь полученным летом 1898 года согласием  Китая на неотчуждение без ведома Японии провинции Фуцзянь, лежащей напротив Тайваня. В том же году Япония получила право на горнопромышленные концессии в Корее и на строительство железной дороги Сеул — Пусан.

Меньше всего получили Северо-Американские Штаты, как раз  в этот момент занятые оккупацией Филиппинских островов: им лишь удалось 14 апреля 1898 года подписать контракт на постройку железной дороги от Гуанчжоу до Ханькоу на реке Хуанхэ.Впрочем, даже эта дорога была завершена лишь к середине 1930-х годов.

В 1899 году американцы предприняли  попытку овладеть гаванью Динхай на остове Чжоушаньдао, являвшейся выгодным пунктом на подходе к Шанхаю, чтобы создать здесь военно-морскую базу. Однако Шанхай входил в сферу влияния Англии, которая не могла потерпеть здесь конкурента. На следующий год Штаты пытались добиться приобретения военно-морской базы в провинции Фуцзянь, но на этот раз натолкнулись на противодействие Японии.

Опоздав к разделу  сфер влияния в Китае, американцы вспомнили о принципах справедливости и свободной торговли. 6 сентября 1899-го была опубликована нота государственного секретаря США Хэя, провозглашавшая доктрину «открытых дверей и равных возможностей». Европейские державы и Япония признали политику «открытых дверей» со скрипом и с большими оговорками; Россия, не имевшая экономических возможностей для конкуренции с другими великими державами, дала уклончивый ответ. В 1900 году, в период «Боксерского восстания», Соединенные Штаты призвали соблюдать принцип территориальной целостности Китая, поскольку он облегчал им конкуренцию с обладателями собственных сфер влияний.

Попытку приобрести морскую  базу в Китае (на побережье провинции  Чжэцзян) предприняла в 1899 году даже Италия, пославшая в китайские  воды эскадру. Однако престиж Италии после поражения в войне с  Эфиопией был крайне низок, поэтому  ничем не подкрепленные притязания итальянцев смогло отвергнуть даже китайское правительство.

Таким образом, к концу XIX века Китай был поделен на сферы  влияния крупнейших империалистических держав. Сфера влияния Франции  охватывала южные провинции Юньнань, Гуанси, Гуандун и остров Хайнаньглии — район реки Янцзы и ее притоков; Германии — Шаньдун; России — Маньчжурию и районы севернее Великой Китайской стены; Японии — провинцию Фуцзянь (в ее сферу влияния фактически входила и Корея).

Экономика Китая находилась под сильнейшим влиянием иностранного капитала. С 1894 по 1898 год Китай получил семь иностранных займов на общую сумму 54 млн. фунтов стерлингов. Одним из важнейших средств подчинения китайской экономики иностранным державам было строительство железных дорог и капиталовложения в разработку крупных месторождений полезных ископаемых, в гораздо меньшей степени — строительство мануфактур. В общей сложности Англия получила право на строительство железных дорог протяженностью 2800 км, Россия — 1530 км, Германия — 720 км, Бельгия — 650 км, Франция — 420 км, США — 300 км.

Информация о работе Тяньцзинские договоры 1858