Трудовая миграция населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:29, реферат

Описание работы

Международная миграция рабочей силы имеет давнюю историю. В ряде стран, в частности, в США, Канаде, Австралии и некоторых других не только экономика, но и политическая система, и культурные традиции сформировались за счет массовой иммиграции из стран Старого света в XVIII — начале XX вв. По имеющимся оценкам, в середине 90-х гг. XX в. по крайней мере 125 млн. человек жили за пределами тех стран, гражданами которых они являлись. В настоящее время в основном происходит миграция рабочей силы из бедных стран в более богатые. Среди мигрантов увеличивается доля высококвалифицированных рабочих. Более половины международного перелива рабочей силы сейчас происходит между развивающимися странами (например, из стран Южной Азии в нефтедобывающие страны Персидского залива). В целом в последнее десятилетие в мире ежегодно переезжают из страны в страну более 20 млн. человек.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Введение 

      Миграция  представляет собой передвижение людей  с территории одной страны в другую. Такое перемещение людей было характерно всегда. Связано это было с политикой завоевания или переселением народов. Сегодня это в определенной мере проявление свободы человека и признак все более усиливающейся интернационализации экономики, а также последствия противоречий национального характера. Люди мигрируют добровольно, желая жить в лучших условиях, и вынужденно, в силу определенных жизненных обстоятельств.

      Межконтинентальная миграция на первом этапе проходила насильственно. Это происходило в XVII–XIX вв. Вследствие торговли рабами население Африки тогда значительно уменьшилось. Наиболее интенсивные процессы миграции свободной рабочей силы пришлись на XIX–XX вв.: до Первой мировой войны, в 1918–1939 гг. и сразу после

Второй  мировой войны. 

      Международная миграция рабочей силы имеет давнюю историю. В ряде стран, в частности, в США, Канаде, Австралии и некоторых  других не только экономика, но и политическая система, и культурные традиции сформировались за счет массовой иммиграции из стран Старого света в XVIII — начале XX вв. По имеющимся оценкам, в середине 90-х гг. XX в. по крайней мере 125 млн. человек жили за пределами тех стран, гражданами которых они являлись. В настоящее время в основном происходит миграция рабочей силы из бедных стран в более богатые. Среди мигрантов увеличивается доля высококвалифицированных рабочих. Более половины международного перелива рабочей силы сейчас происходит между развивающимися странами (например, из стран Южной Азии в нефтедобывающие страны Персидского залива). В целом в последнее десятилетие в мире ежегодно переезжают из страны в страну более 20 млн. человек. 

Центры притяжения мигрантов

1. Европейский союз

      Одним из основных центров притяжения мигрантов стал Европейский союз. Но их основную часть составляет массовая миграция работников из менее развитых стран с низкой квалификацией. Поэтому одна из главных задач миграционной политики европейских стран — переориентироваться на прием работников по целевым контрактам, причем предпочтение будет отдаваться высококвалифицированным кадрам и опытным

профессионалам [1, с. 94].

      Наиболее  развитые западноевропейские страны, и прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают  рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран — бывших колоний западноевропейских государств способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Притоки иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов оценивались на уровне 180 тыс. человек в год. Более того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами Европейского союза и унификацию трудового законодательства [2, с. 315].

      Характерно, что за последние 20 лет более 1 млн чел. ежегодно переезжает в поисках работы из одной европейской страны в другую, т.е. принимает участие во внутриконтинентальных межгосударственном обмене рабочей силой. Для современных европейских миграций характерны такие направления: из менее развитых стран Южной и Восточной Европы (Греции, Испании, Турции, Польши, Венгрии и др.) в высокоразвитые страны Западной и Северной Европы (Францию, Англию, Германию, Швецию и др.), из стран Северной Африки, Индии, Пакистана на западноевропейский рынок труда; переезд рабочих с одного высокоразвитого государства в другое [3, с. 153]. 
 Увеличилась эмиграция в страны Европейского Союза. Численность иностранцев, проживающих в странах ЕС, достигает 17-21 млн. чел. Из них 12 - 14 млн. чел. (Около 4% населения ЕС) прибыли из стран, не являющихся членами Союза: 29% мигрантов являются гражданами Турции и бывшей Югославии; 20,7 - гражданами стран Африки, 7 - Америки, 13,6 - Азии, 7,8% - стран ЦВЕ. Среди стран ЕС, принявшие иностранцев, первые места занимают: Германия (более 7 млн. чел.), Франция (около 5 млн. чел.) и Великобритания (около 3 млн чел.). Основными странами выхода мигрантов для Германии является Турция, страны бывшей Югославии, Италия, Греция и Польша, для Франции - Алжир, Марокко, Португалия, для Великобритании - Индия [3, с. 154].

      Иностранные рабочие, особенно это относится к выходцам из стран Востока, используются в тех сферах и отраслях, где велика доля ручного труда, а работа считается не престижной или оплачивается по низким расценкам. Во Франции, например, половина всех иммигрантов была занята в обрабатывающей промышленности и торговле, а в Германии три пятых иностранных рабочих трудились в обрабатывающей промышленности. Эти цифры говорят об ориентации отдельных отраслей на иностранную рабочую силу. В Европе в последние годы наметился некоторый сдвиг в традиционной структуре занятости иммигрантов. Увеличивается процент иностранцев, работающих в сфере услуг. Наблюдается снижение занятости в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении [4].

      Германия стала нуждаться в притоке иммигрантов во второй половине XX века в связи с демографическими проблемами, и как следствие, нехваткой рабочей силы для развития промышленности и других отраслей экономики. В 1960-е в Германии важную роль играли временные трудовые миграции. Гастарбайтеры из Италии, Испании, Греции, Турции, Марокко, Португалии, Туниса и Югославии рекрутировались в Германию с 1955 по 1968 г. в рамках двусторонних межгосударственных соглашений по привлечению иностранных рабочих и были призваны насытить возрождающуюся экономику рабочими руками [5, с. 317].     Франция — одна из первых европейских стран, столкнувшаяся с потребностью в иммигрантах, и, как следствие, с вопросами миграции. Существовали две основных причины привлечения иностранцев на свою территорию: растущий спрос на рабочую силу и кризисная демографическая ситуация. После Второй мировой войны миграционные потоки во Францию увеличились, причём они исходили как из европейских государств, так и из бывших французских колониальных владений, позже стало появляться все больше политических иммигрантов и беженцев из разных неблагополучных районов планеты.           По результатам исследования INSEE данных иммиграции 1990—1999 годов, основные источники притока мигрантов в современную Францию — это Алжир, Португалия (из каждой из этих стран во Францию приехало примерно по 580 тысяч человек), Марокко (520 тысяч), Италия (480 тысяч) и Испания (320 тысяч) [6].          Во Франции на протяжении 1993 – 2000 годов сохранялось примерно равное соотношение иностранных и местных работников. Так, доля иностранных профессиональных и технических рабочих составляла в среднем 3,7%, администраторов и менеджеров – 7,1%, работников торговли – 4,6%,  работников сферы обслуживания – 2,1%, производственных рабочих, операторов транспортных средств и других рабочих – 10,8%. [7]    В 2009 году во Францию прибыло 23650 трудовых иммигрантов, в том числе 15115 по стандартной рабочей визе, 4530 сезонных рабочих (в основном сельскохозяйственные работы), 2253 учёных, 201 деятеля культуры, 1187 рабочих эмигранта без статуса работника, 364 «таланта». Отдельной категорией проходят 2583 человека, получивших разрешение на работы в рамках урегулирования находящихся на территории Франции нелегальных рабочих [8]. (Для сравнения, в 2000 году общее число работников сферы услуг-мигрантов составляло 158373 человек) [7]. Трудовая миграция сейчас очень сильно ограничена, работодатель должен доказать, что работа, на которую претендует иммигрант, не заинтересовала французского гражданина. Однако существует список профессий, для которых установлен особый режим. В этот список входят артисты, модели, инженеры, деятели науки и искусства. Этим лицам въезд на работу во Францию заметно облегчён [9].      В ряде стран Европы (Австрия, Италия, Португалия, Швейцария) введено квотирование иностранной рабочей силы. Особые миграционные схемы могут действовать с государствами, подписавшими специальные соглашения о трудовой миграции. В частности, Испания с 2002 г. осуществляет наем рабочей силы из-за рубежа в государствах происхождения иммигрантов в рамках двусторонних соглашений, заключенных с Доминиканской Республикой, Колумбией, Марокко, Нигерией, Польшей, Румынией, Эквадором [10].      В некоторых промышленно развитых странах, испытывающих большой наплыв иностранной рабочей силы (Германия, Франция и др ), в последние годы стали разрабатываться программы поощрения иностранных рабочих к возвращению на родину. Такие программы могут предусматривать выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, меры по профессиональной подготовке иностранных рабочих, что облегчит им нахождение высокооплачиваемой работы по возвращении домой. Наконец, реэмиграция может стимулироваться и на межгосударственном уровне путем оказания финансовой помощи странам-экспортерам рабочей силы с целью создания в них новых рабочих мест для реэмигрантов [11, с.81]. 
 

2. Ближний Восток.

      Другой  центр притяжения — нефтедобывающие страны Ближнего Востока. В некоторых странах доля иностранных работников превышает 90%. Несколько особняком стоит группа еврейских мигрантов из стран СНГ. За семь лет (1989–1995 гг.) 597 тыс. евреев прибыли в Израиль, из них 29,9% выехали из Российской Федерации, 29,3% – с Украины и 22,3% – из азиатских стран СНГ. Произошло это по ряду причин: политическая нестабильность, экономические трудности начала 1990-х гг., желание вернуться на родину к своим родственникам и т. д. [1, с. 94].    Из-за стремительного роста цен на нефть возникла необходимость реорганизации национальных хозяйств в странах Ближнего Востока, но эти государства не располагали необходимыми трудовыми ресурсами. Пересмотрев иммиграционную политику, нефтедобывающие страны увеличили импорт рабочей силы, и к началу 90-х годов иностранные рабочие составляли подавляющее большинство. В Катаре – 92%, ОАЭ – 90%, в Кувейте – 85%, в Саудовской Аравии и Бахрейне – около 40%, в Омане – 34%.Странами-донорами для этих шести государств стали не только арабские страны, Индия и Пакистан, но и некоторые государства Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Греция, Турция, Италия, значителен поток мигрантов-строителей из Южной Кореи и Таиланда [2, с. 317].    Еще в 1975 году общая численность неместного населения в этих 6 странах Ближнего Востока составляла 2 млн. чел., а в начале ХХI в. – 4 млн. человек, или почти 40% всего населения [12, с. 175].  

      В Катаре по состоянию на 2007 год доля иностранных технических рабочих составляла 84,5%, администраторов и менеджеров – 76,6%, работников торговли – 95,6 %, работников сельского хозяйства – 99,9%, производственных рабочих, операторов транспортных средств и оборудования и других рабочих – 97,8% [7].        Специалисты в области ракетостроения, инженеры-нефтяники, квалифицированные строители, инженеры-электронщики пользуются спросом в странах Ближнего Востока [4].  

      Спрос на иностранную рабочую силу в странах — членах ССАГПЗ обусловлен такими факторами, как нехватка квалифицированных специалистов, ограничения на занятость женщин, лишающие страны значительной части трудового потенциала (в странах ССАГПЗ среди граждан, участвующих в экономической деятельности, женщины составляют 2-10%). Приток иммигрантов стимулируется развитием инфраструктуры монархий Персидского залива, ростом спроса на товары длительного пользования, сервисное обслуживание, услуги образования и здравоохранения. Иностранные рабочие заняты преимущественно в частном секторе; граждане в основном работают в государственном секторе экономики (в сфере финансов, нефтедобычи, телекоммуникационных технологий), где можно рассчитывать на высокий доход, социальный статус, льготы. Работа в частном секторе представляется менее престижной. Таким образом, в этом секторе для иностранных рабочих выделяется специальная ниша [13].

      В странах - членах ССАГПЗ система найма  трудовых иммигрантов развита довольно хорошо. Основную роль в ней играют «спонсоры» или «поручители» – граждане стран иммиграции, так называемые кафилы (они необязательно являются работодателями), которые набирают рабочих в странах — донорах иммигрантов с помощью рекрутинговых агентств. Без этого спонсора трудовой иммигрант не может получить ни вида на жительство, ни визы. Со спонсором заключается контракт, по которому он несет материальную и юридическую ответственность за иммигранта, оплачивает расходы на перелет, визу, разрешение на работу и пр. Нарушение прав иностранных рабочих – одна из наиболее распространенных проблем трудовой иммиграции аравийских монархий. Работник полностью зависит от кафила. У иммигранта часто забирают паспорт, а вместе с ним ежемесячно от трети до половины заработка. В случае конфликта спонсор аннулирует трудовой контракт, и работник становится нелегалом, подлежащим депортации. Мигрантам приходится возвращать деньги за путешествие, визу и услуги кадровых агентств, что обычно приводит к годам тяжелой работы в чужой стране для оплаты долга. Распространены уклонение спонсоров от уплаты налогов, оплаты обратного билета иммигранта, конфискация трудового контракта и замена его другим с более выгодными для работодателя условиями, эксплуатация рабочих (особенно сельскохозяйственных и работников в сфере домашнего хозяйства) и многие другие нарушения прав иммигрантов. Кафилы, будучи заинтересованными, в работниках, уже получивших определенный опыт работы в стране, нередко препятствуют возвратной иммиграции, отказываясь, например, оплачивать поездку на родину, что способствует росту численности иммигрантов в стране[13]. 
 Кроме того, несмотря на высокий уровень контроля за трудовой иммиграцией, в страны Персидского залива проникает большое число нелегалов. ОАЭ ежегодно высылает от 350 тыс. до 400 тыс. незаконных иммигрантов [13].

      В 2009 году азиаты составляли более половины (приблизительно 65%) иммигрантов в странах ССАГПЗ, остальные в основном арабы. Среди иммигрантов из азиатских стран преобладают граждане Индии (4,5-5,0 млн. трудовых иммигрантов в странах ССАГПЗ, включая 1,8 млн. в Объединенных Арабских Эмиратах). Это наибольшая по численности группа иммигрантов в странах Персидского залива, на втором месте — пакистанцы (около 2 млн.), далее египтяне (около 1,5 млн.), граждане Филиппин (1,1 млн.), Йемена (более 1 млн.), Бангладеш (1,0-1,8 млн., включая около 700 тыс. в ОАЭ), Шри-Ланки (приблизительно 600 тыс.), Индонезии и др. В Саудовской Аравии доля арабов в иностранном населении составляет около 38%, в Кувейте – 34% (по другим данным, 46%). В этих странах среди арабского населения иммигрантов преобладают египтяне. В Катаре этот показатель составляет от 20 до 25% (преобладают иорданцы, палестинцы, египтяне), в ОАЭ – 10-11% (в основном египтяне, иорданцы, палестинцы), менее 10% иммигрантов арабы насчитывают в Омане и Бахрейне. В султанате Оман иммигранты – не арабы составляют 96% иностранной рабочей силы частного и государственного секторов (доля граждан Индии при этом составляет около 60%) [13]. 

3.США

      Третий  центр — Соединенные Штаты Америки. Исторически сложилось, что часть работников прибывает в эту страну из-за рубежа. Этому способствовали документы, благоприятствующие трудовой деятельности мигрантов на территории США. Сейчас иностранные работники составляют определенную часть, хотя и не такую большую, как прежде [1, с. 94].

     Привлечение интеллектуальной иммиграции для США - обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особенно программного обеспечения, обеспечивает импорт иностранной  рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600-800 тыс. долл. [14, с. 146] По оценкам различных специалистов, благодаря «утечке умов» за период с 1965 по 1990 гг. Соединенные Штаты сэкономили на образовании и научной деятельности не менее 15 млрд. долларов [15].

      Соединённые Штаты извлекают значительную экономическую  выгоду от привлечения в страну неквалифицированной  рабочей силы. Эти иммигранты, зачастую нелегальные, занимают те ниши на рынке  труда, которые сами американцы стремятся не занимать – тяжёлый монотонный труд на конвейере, «грязная» работа по уборке мусора, работы в строительстве и текстильной промышленности и т.п. (т.е. в непрестижных профессиях их доля выше, чем коренных американцев в 2-4 раза). Большая часть профессий, где иммигранты превалируют – это профессии, ставшие непрестижными для коренного населения США и требующие немалых физических усилий. Исключение составляют медики-ученые. Немало мигрантов и в других высококвалифицированных специальностях, требующих немало сил для их освоения, - инженеров, компьютерщиков и др., нехватку которых давно испытывают США [13].

      Один  из самых насыщенных миграционных потоков  направлен из Мексики в США. Численность  мексиканцев, проживающих в Соединенных  Штатах, возросла с 1970 по 1990 гг. с 760 тыс. до 4,3 млн. человек [15].

      В США сегодня находится около 11 миллионов нелегальных иммигрантов. Существует две категории нелегалов: те, кто приехали легально, и остались с просроченными иммиграционными  документами, и те, кто пересек  границы страны нелегально. Большинство нелегальных мигрантов попали в США через южную границу с Мексикой, в основном из Мексики и других стран Латинской Америки. 90% - мексиканского происхождения. Дальнейшее затягивание с решением проблемы нелегальных иммигрантов, будет только увеличивать расходы штатов и графств, которые, в конечном итоге, будут ложиться на плечи рядовых налогоплательщиков. Помимо этого, население приграничных штатов все чаще поднимает вопрос об обеспечении безопасности и снижении уровня криминализации. Сохранение статус-кво выгодно для представителей как малого, так и крупного бизнеса. Нельзя не отметить и выгоду для соседней Мексики, отправляющей, таким образом, своих граждан на заработки [16].

Информация о работе Трудовая миграция населения