Транснациональные корпорации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:39, реферат

Описание работы

Появление первых международных фирм осуществлялось во время промышленной революции в Европе. В то время большое количество компаний начало открывать филиалы за границей.
Термин ТНК традиционно означает фирму, что имеет филиалы в двух или больше странах. Другие исследователи считают, что для ТНК необходимо наличие производственных мощностей не менее чем в 6 странах.

Работа содержит 1 файл

специальность.doc

— 448.50 Кб (Скачать)

      

 

        Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реферат по предмету

     Введение в специальность

тема: «ТНК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь, 2008

Общая характеристика

Появление первых международных  фирм осуществлялось во время промышленной революции в Европе. В то время  большое количество компаний начало открывать филиалы за границей.

Термин ТНК традиционно  означает фирму, что имеет филиалы  в двух или больше странах. Другие исследователи считают, что для ТНК необходимо наличие производственных мощностей не менее чем в 6 странах.

Выделяют три основные критерии ТНК:

  1. структурный критерий – наличие в нескольких странах, а также разное гражданство управленческого персонала.
  2. критерий результативности – в зависимости от общего веса активов, ценных бумаг , доходов за границей.
  3. поведенческий критерий – менеджмент ТНК должен думать интернационально, т.е. необходимо рассматривать весь мир как сферу своих деловых интересов.

Отдельно выделяют глобальные компании и многонациональные компании. Глобальные компании используют стратегию  стандартизации производства и активной экономии на масштабах производства. Многонациональные компании отличаются большей дифференциацией продуктов с целью полного учета специфических маркетинговых факторов стран и регионов.

На сегодня по данным ООН насчитывается около 10000 ТНК. На 600

лидирующих ТНК приходится около четверти мирового производства товаров. ТНК являются наибольшими экспортерами капитала. На их долю выпадает 2/3 прямых заграничных инвестиций. В последние годы ТНК значительно расширили свою деятельность в сфере услуг.

          Инвестиции ТНК во многих случаях проявили позитивное влияние на структурную перестройку экономики этих стран, ее диверсификацию, повысили их уровень жизни. Хотя монополистический характер деятельности ТНК ставит страны в зависимость.

Еще одной тенденцией стало усиление ТНК, которые появились в странах  третьего мира.

Главной конкурентным перевесом ТНК является возможность быстрого выпуска большого количества продукции, высокая степень адаптации к специфическим особенностям национальных рынков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности внешнеэкономического механизма ТНК. Модели выбора формы  транснациональной деятельности.

Среди концепций формирования и развития ТНК особенное место занимает теория интернализации. Сформулирована в 70-х и дополнена в 80-х она является базой, что объясняет главные приоритеты экономического поведения ТНК.

В общем интернационализация  является процессом создания внутрикорпоративного рынка через организацию собственных филиалов дочерних предприятий и через получения контроля над уже существующими фирмами в цикле «поставка-производство-сбыт». Необходимым условием является уменьшение транзакционных затрат в сравнении с затратами на поддержание функционирования созданного рынка. Транзакционные затраты – на исследования и выбор партнеров, переговоры, страхование рисков нарушения обязательств.

Кроме этого дополнительные преимущества связаны с обходом протекционистских барьеров, непосредственным контролем качества сырья, полуфабрикатов, продукции, что продается конечному потребителю, получения дополнительных доходов от масштабов деятельности, компенсация отсутствия фьючерских товарных рынков в определенных странах, контроль торговых сетей (также и тех, что могут использоваться конкуренами).

Интернационализация не всегда целесообразна. Она будет  осуществляться до тех пор, пока выгоды от ее реализации превышают затраты  на осуществление. Выделение транзакционных затрат, затрат связанных со сбережением контроля над технологией и ноу-хау, затрат связанных с организацией и управлением внутрифирмовых  рынков дают инструментарий для изучения моделей деятельности ТНК.

 

 Эта диаграмма (модель Хирша и Агмона) изображает зависимость затрат, какие несет фирма зависимо от объемов сбыта. Видно, что сначала затраты наименьшие при экспорте, но в дальнейшем ситуация меняется, и более эффективнее становится применять прямые инвестиции при достаточных объемах.

Сравниваются затраты на производство в стране базирования, затраты на производство за границей, затраты на экспортный маркетинг, дополнительные затраты на изучение среды и адаптации к ней, затраты связанные с рассеиванием технологических преимуществ в случае передачи лицензии.

 

 Формирование и реализация стратегии ТНК. Роль глобального стратегического управления в практике ТНК

Формирование и реализация стратегии ТНК зависит от того, на каком этапе развития находится фирма. Выделяют начальный, локальной рыночной экспансии, транснациональный.

Начальный – выбор зарубежных рынков, зарубежная деятельность как дополнение к внутренней, переход от этноцентризма.

Локальной рыночной экспансии – повышение результативности деятельности на зарубежных рынках, внутренняя и внешняя деятельность одинаково важны, переход от полицентризма.

Транснационализации – глобальная организация производства и обеспечения синергии в деятельности подразделов, международная деятельность залог успеха и развития.

По критериям ориентации высшего менеджмента выделяют этноцентризм, полицентризм, региоцентризм, глобальная ориентация.

Этноцентризм – отсутствие международного опыта, зарубежные операции рассматриваются как дополнение к внутренним. Критерий результативности такой как и для внутреннего рынка.

Полицентризм – важно учитывать специфику социально-культурной среды разных стран, используются раздробленные на месте и адаптированные методы оценки и контроля.

Региоцентризм – ориентация на региональную организацию полномочий коммуникативных потоков.

Геоцентризм, глобальность – сотрудничество штаб-квартиры и филиалов для разработки стандартов и процедур, что отвечают общим и особенным потребностям филиалов.

Стимулами к переходу могут быть – насыщение внутреннего рынка, диверсификация рисков (продукты и  рынки), использование дешевых факторов производства, противодействие конкурентам, необходимость поддержания технологического уровня, правительственные стимулы, развитие международного бизнеса и коммуникаций.

 

 

 

 

Среда и специфика финансовой деятельности ТНК. Взаимодействие ТНК с мировыми финансовыми институтами.

Достижения в информационных системах дают возможность ТНК максимально обезопасить себя от влияния финансовой среды. Создание глобальных сетей отслеживания денежных потоков дают возможность регулировать поточную деятельность корпорации таким образом, чтобы минимизировать объем необходимых заимствований и объем свободных средств в разных подразделах компании. Следовательно, основным источником средств во внутрифирменное перераспределение.

Местные рынки кредитов резко отличаются один от другого в разных странах, но вместе с тем являются важным источником финансирования ТНК.Отдельно следует выделить государственное финансирование в стране базирования. Государство пытается создать для “своих” ТНК лучшие условия. Это объясняется как тем, что развитые ТНК является основой конкурентоспособности страны, так и чисто индивидуальными интересами через переплетение (иногда практическое полное слияние) государственного аппарата и структур ТНК через механизмы личной унии, коррумпированность, цивилизационные, национальные и религиозные особенности..

Многие корпорации начинают выставлять свои ценные бумаги на фондовых биржах разных стран для получения  капитала. Однако здесь соблюдают  осторожность через возможность  потери контроля.

Финансовая функция  охватывает:

1. Мобилизацию средств для оперативных  потребностей и расширения деятельности.

2. Управление оборотным капиталом.

3. Финансовые аспекты решений  об инвестициях в другие страны.

Основным источником средств для ТНК являются внутрифирменные ссуды, ссуды главной компании своим филиалам, дивиденды, роялти, купля-продажа товарно-материальных запасов, потоки акций от главной компании к филиалам.

Глобальное управление денежными средствами осложняется  государственными ограничениями на перемещение финансовых средств, несовпадения темпов инфляции и колебаний валютных курсов. Управление валютными рисками связано с определением уровня рисков, созданием качественной системы отчетности и мониторинга, утверждением политики распределения ответственности в сфере управления рисками и формулировкой стратегии их страхования-хеджирования.

При принятии решений  об инвестировании в другую страну следует выбрать оптимальное  соотношение собственного и заимствованного  капитала, оценить ставку дохода при использовании местной валюты или валюты инвестора, охарактеризовать потоки наличности, специфические для иностранных инвестиций, определить на многонациональной основе стоимость капитала, застраховаться от политических рисков в другой стране и от валютных рисков.

   Особенности управления производственной                                                                                                                                                                                                      деятельностью ТНК.

Транснационализация и глобализация вызывает многие изменения в характере управления производственной деятельностью фирмы. Так глобализация означает, что источники сырья могут размещаться на значительном расстоянии, поэтому приходится применять разнообразные методы оптимизации выбора ее источников, территориального размещения мест ее складирования, сохранения и переработки. Встает вопрос об оптимуме связей при поставке комплектующих, готовых изделий, отношения фирмы с торговой сетью, что занимается реализацией, и тому подобное.

Международная фирма  отличается от национальной тем, что  промежуточный продукт может  перемещаться между странами. Внешнее  размещение источников снабжения вызывает зависимость от таких факторов как  язык, расстояния, валютные курсы, войны и восстания, забастовки, политические проблемы и тарифные барьеры. Размещение производственных мощностей за границей возможно через снижение расходов или повышения качества.

Зоны внешней торговли приобретают все более широкое распространение как зоны для импорта и сборки готовых изделий, как для внутреннего потребления так и для экспорта. Стратегия организации производства (ориентированного на мировой рынок) может опираться на единичное предприятие, а может и на совокупность многих предприятий, высокоспециализированных на продукции или технологическом процессе, которые занимаются обменом комплектующих.

Многие фирмы используют оф-шорные производственные центры для получения преимуществ связанных с дешевизной местных материалов и рабочей силы. Готовая продукция потом поставляется в страну базирования, или в третьи страны.

Японцы усовершенствовали  концепцию снабжения точно в  срок для управления запасами. Это  означает, запасы отгружаются по плану  в тот период, что ближайший  до времени их использования в производстве. Это дает возможность снизить объемы запасов и соответственно затраты на их содержание. Это влияет значительным образом на решение относительно размещения источников снабжения сырья и комплектующих для производственного процесса.

Экспортеры могут иметь  дело непосредственно с агентами и оптовыми посредниками в другой стране, а могут использовать международных  посредников – компании из управления экспортной деятельностью или торговые компании других типов.

Государство предоставляет экспортерам разнообразные услуги.

 

 

 

           Социальные и этические аспекты функционирования ТНК. Основные элементы и проблемы международной деловой                                                                                                                                                   этики.

Международный Социальные и этические аспекты функционирования ТНК. Основные элементы и проблемы международной деловой этики. менеджер должен знать, как адаптировать практику компании к определенной культурной среде. Следует например четко представлять, что стиль сотрудничества с чиновниками кардинально отличается в каждой стране.

На руководящие должности  желательно назначать местные кадры, потому что они лучше знают  местные производственные условия. Это создает видимость значительных возможностей для местных кадров и учета интересов страны. Можно избежать бюрократических  преград при командировках за границу, это нуждается в меньших расходах. Местные руководители больше заинтересованы в долгосрочных целях .Руководителей среднего звена следует направлять для внедрения в практику работы в своей стране и технологии. При этом следует принимать во внимание, как эти люди будут восприняты в стране, рассмотреть варианты встречи их по возвращении, учесть возможности их адаптации. Важным вопросом является оплата труда за границей (стоимость жизни, статус, потери связанные с изменением стиля жизни).

Международные менеджеры  должны получить два аспекта подготовки.

1. Глобальный единственный подход к решению проблем.

2. Навыки решения конкретных проблем, что возникают в стране пребывании  экспатриантов.

В некоторых регионах мира приходиться ввозить значительное количество рабочей силы определенного качества, что создает специфические проблемы связанные с текучестью кадров, руководством, профессиональной подготовкой.

В разных странах имеет отличия сила профсоюзов и администрации, общее принятие решений и кружки качества – две формы участия рабочих в управлении компанией, что направленны на преодоление противостояния и на сотрудничество.

Информация о работе Транснациональные корпорации