Типология ответственности в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 11:48, доклад

Описание работы

Ответственность реализуется в конкретных типологиях (далее формы). Ответственности подразделяются на материальные и нематериальные (политические). В практике международных отношений нет жесткого соответствия между характером ущерба и видом ответственности: материальный ущерб может повлечь политическую ответственность.

Работа содержит 1 файл

Джумакадыров Адилбек Болотович.docx

— 29.51 Кб (Скачать)

     Джумакадыров  Адилбек Болотович

     Факультет: Юридический

     Кафедра: Международное право

     Дисциплина: Ответственность в международном  праве 
 

Тема 1:Типология ответственности в международном праве

     Ответственность реализуется в конкретных типологиях (далее формы). Ответственности подразделяются на материальные и нематериальные (политические). В практике международных отношений нет жесткого соответствия между характером ущерба и видом ответственности: материальный ущерб может повлечь политическую ответственность.

     4.1 Политическая  ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства – правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются реторсии репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.

     а) Сатисфакция – это предоставление государством – нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

     Сатисфакция может быть выражена в виде официального принесения извинения, выражение сожаления  или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции  не будут иметь место в будущем, оказание почестей флагу потерпевшего государства  или исполнение его  гимна в соответствующей обстановке и т.д.

     Например, в октябре 1994 г. на Восточном вокзале  Варшавы российские граждане подверглись  ограблению рэкетирами, а полиция  в ответ на жалобы избила ограбленных  и травила их газом. Во время визита в Москву министр внутренних дел  Польши принес официальные извинения  премьер-министру и министру внутренних дел России. По этому поводу было принято совместное коммюнике, где  польская сторона признала вину полицейских, а российская сторона  сочла инцидент исчерпанным.

Сатисфакция может потребоваться только в  тех случаях, когда реституция или  компенсация не обеспечивают полного  возмещения.

      Сатисфакция является средством возмещения вреда, не поддающегося финансовой оценке, который  представляет собой нанесенное государству  оскорбление. Такие виды вреда, как  правило, носят символический характер и возникают из самого факта нарушения  обязательства независимо от его  материальных последствий для соответствующего государства.

     Порою в порядке сатисфакции выдвигается  требование проведения расследования  обстоятельств инцидента. Примером может служить проведение военно-морским  флотом США расследования столкновения американской подводной лодки с  японским рыболовным судном, в результате которого судно и экипаж погибли.

     Сатисфакция может найти выражение в заверениях и гарантиях неповторения. Она  может сопровождаться символическим  материальным возмещением морального ущерба. Арбитражное решение по делу "Рейнбоу Уорриор" рекомендовало  Франции внести 2 млн. долл. США в фонд, который будет учрежден для развития тесных и дружественных отношений между гражданами обеих стран.  

      Сатисфакция не должна носить карательного характера  или предусматривать штрафные санкции. Сатисфакция не должна принимать  формы, унизительные для ответственного государства.

           Таким образом, сатисфакция  преследует три цели: принесение извинений  или иное признание неправомерности  совершенного деяния; наказания виновных; принятие мер к предотвращению повторения нарушения. 1

     Сатисфакция представляет собой форму возмещения морального вреда, причиненного международно-противоправным деянием. Такое понимание широко признано в доктрине и практике.2 В доктрине была выдвинута концепция двух видов сатисфакции - ординарной и чрезвычайной. Первой обозначалось общепринятое понимание сатисфакции. Чрезвычайной сатисфакцией предлагалось считать "выходящие за рамки простого удовлетворения различного рода временные ограничения суверенитета и международно-правовой субъектности государства, совершившего международное преступление"3

     Надо  подчеркнуть вместе с тем, что  современное международное право  признает незаконными военные контрибуции, которые являются, по сути, данью  побежденного победителю. Уже в Версальском  мирном договоре о них не было речи.  

     б) Санкции – это принудительные меры, применяемые к государству – нарушителю. Существует также значительный разброс мнений относительно того, что же охватывается понятием санкций. Довольно распространенным было мнение, согласно которому это понятие охватывает все неблагоприятные последствия правонарушения, от возмещения ущерба до мер военного принуждения. Подобного мнения придерживался даже такой авторитетный специалист, как Г.И. Тункин.4 Относительно понятия "международные санкции в широком смысле слова" М.Х.Фарукшин писал, что под этим "следует понимать не только применяемые в отношении субъекта международного деликта меры государственного принуждения (санкции в узком смысле слова), но и другие допускаемые международным правом последствия неправомерных деяний: реституцию, репарацию, сатисфакцию, уголовное наказание физических лиц, репрессалии".5 Как видим, в понятие санкций включены и различные меры возмещения.

  В этой связи замечу, что и в отношении связи возмещения и санкций в доктрине существовали различные мнения. Так, Г. Кельзен считал, что "общее международное право не налагает на государство обязанности возместить причиненный им ущерб... оно, тем более, не налагает на потерпевшее государство обязанности добиваться получения возмещения перед тем, как прибегнуть к репрессалиям или войне против государства, несущего ответственность за противоправное деяние". Но, пожалуй, преобладающим было мнение, согласно которому возмещение не представляет собой разновидность санкций, и прежде чем прибегнуть к санкциям, а именно к репрессалиям и войне, потерпевшее государство обязано попытаться получить возмещение.

     Они могут быть применены международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем  и виды санкций  зависят от степени  тяжести правонарушения и нанесенного  ущерба. Например, к государству  агрессору могут быть применены  следующие принудительные меры: временное  ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация; полная или частичная демилитаризация  всей или части территории; сокращение вооруженных сил и вооружений или запрещение иметь тот или  иной вид вооруженных сил или  вооружений и др.

     Санкции за посягательство на международный  мир и безопасность предусмотрены  ст.39, 41 и 42 Устава ООН, уставами некоторых  региональных политических организаций. Практически все виды санкций, перечисленных  выше, были применены к Германии, Италии и Японии после Второй мировой  войны. При этом высшей формой политической ответственности государства является лишение государственного суверенитета, когда высшую власть осуществляют представители  государств – победителей. Так было в отношении Германии и Японии после подписания ими безоговорочной капитуляции.

      В соответствии с Декларацией от 5 июня 1945 г. союзные державы взяли  на себя функции верховной власти, осуществили разоружение и демилитаризацию  Германии, ликвидировали и запретили  нацистские организации, провели денацификацию  Германии, т.е. удалили со всех государственных  и общественных постов функционеров НСДРП, без привлечения к уголовной  ответственности рядовых ее членов и т.д.

      Санкции как форма принуждения применяются  только в случае совершения тяжкого  международного преступления. Применение таких санкций в других случаях  нельзя считать правомерным, ибо по существу санкции являются реакцией государства (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба. Например, в 90-х годах XX в. были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак обязан был отвести свои войска от территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное и химическое оружие; на территории Ирака международные инспекции наблюдали за ликвидацией ракетного оружия Ирака, за передвижением его войск и вооружений и т.д.

      Вполне  понятно, что такие санкции могут  вводиться и осуществляться по решению  Совета Безопасности ООН в рамках ст.41 и 42 Устава ООН, включая экономические  и иные санкции, вплоть до полной экономической  блокады, перерыва экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио - или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

      Решение проблемы санкций имеет большое  практическое значение для обеспечения  международного правопорядка. Общеизвестны печальные последствия одностороннего применения "санкций" крупными державами, не останавливавшимися перед применением  силы. Особенно широко применялась  сила под предлогом "санкций" без  должного уважения к международному праву Соединенными Штатами. В начале XXI в. "санкции" США действовали  в отношении Афганистана, Бирмы, Ирана, Ирака, Кубы, Либерии, Ливии, Северной Кореи, Сьерра-Леоне, Судана, Сирии, Югославии.

     Нельзя  не отметить, что одностороннее применение силовых мер пытаются обосновать не только американские сенаторы, но и  известные юристы других стран. Касаясь  вооруженной интервенции НАТО в  Косово, итальянский юрист А. Кассезе пишет: "Действительно интервенция была противоправной, но не в этом суть дела, при всех условиях она создает важный прецедент". Представляет особый интерес анализ автором такого удивительного понятия, как "гуманитарные контрмеры", призванные оправдать получающую распространение так называемую "гуманитарную интервенцию".

       в) Реторсии. Термином "реторсии" (лат. - retorsio),  обозначают не выходящие за рамки международного права меры воздействия одного государства на другое, преследующие цель побудить последнее прекратить недружелюбные, дискриминационные и тем не менее правомерные действия. Реторсии могут быть использованы и с тем, чтобы побудить правонарушителя выполнить обязанности, вытекающие из его ответственности. Замечу, что реторсии были известны еще практике Древнего Рима, например: "Какие бы законы иностранцы не установили для нас, мы установим для них такие же" (quam legem exteri nobis posuere, eandem illis ponemus).

     Реторсиями  считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего  интересы первого.

Реторсия  может быть только ответом одного государства на определенные недружественные  действия другого государства с  целью восстановления нарушенных прав. К реторсиям относятся: отзыв  посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало  из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том  числе  главы государства, и т.д.

      Так, в 1995 г. Литва отозвала своего посла  из Латвии в знак протеста против соглашения о разведке нефтяных месторождений,  подписанного Латвией с рядом  западный компаний. Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет производиться  разведка, является спорной и намеченные работы могут нанести ущерб суверенитету и интересам этого государства. В августе 1987 г. Канада выслала и  объявила персоной нон грата 19 советских  граждан. Те же меры были приняты СССР в отношении 13 канадских дипломатов.

      г) Репрессалии –  это правомерные принудительные действия одного государства против другого государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.

      Репрессалии могут выражаться в приостановлении  или разрыве дипломатических  отношений, введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства – нарушителя и др.

      Так, в 1994 г. Президент США подписал билль  об ужесточении санкций против Кубы в ответ на атаку кубинскими военными истребителями гражданских самолетов  антикастровской эмигрантской организации, в результате которой погибли  четыре летчика. В числе санкций  – приостановление чартерных  авиарейсов между США и Кубой, новые барьеры для кубинских  дипломатов, отказ иметь дела с  иностранными компаниями, занимающимися  бизнесом на Кубе, запрет ввозить в  США продукты, произведенные с  использованием кубинского сахара.

      Репрессалии должны быть прекращены по получении  удовлетворения. Современное международное  право запрещает вооруженные  репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это  никоим образом не затрагивает право  государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии  в соответствии со ст.51 Устава ООН, на обращение в Международный  суд ООН или арбитраж.

      В последние годы термин "репрессалии" стал преимущественно применяться  в узком значении для обозначения  военных репрессалий в условиях вооруженного конфликта.6 Так, в Венской конвенции о праве договоров с участием международных организаций 1986 г. говорится, что положения о прекращении или приостановлении действия договора вследствие его нарушения "не применяются к положениям, касающимся защиты человеческой личности, которые содержатся в договорах, носящих гуманитарный характер, и особенно к положениям, исключающим любую форму репрессалий по отношению к лицам, пользующимся защитой по таким договорам" (ст. 60.5).

Информация о работе Типология ответственности в международном праве