Создание и роль ГАТТ/ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:50, реферат

Описание работы

ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) был образован на временном основании после Второй мировой войны вслед за другими новыми международными организациями, имеющими целью способствовать экономическому сотрудничеству.

Работа содержит 1 файл

Эссе по МЭО.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

    Главной задачей ВТО является либерализация  мировой торговли путем ее регулирования  преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

    Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются: предоставление режима наибольшего  благоприятствования в торговле на не дискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; прозрачность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д.

    Все страны-члены ВТО принимают обязательство  по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином “многосторонние  торговые соглашения” (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

    В настоящее время система ВТО  является наиболее универсальной и  полной. Подавляющая часть мировой торговли осуществляется странами-участницами этой организации. Несмотря на достигнутые в ходе “Уругвайского раунда” переговоров соглашения, направленные на либерализацию мировой торговли, протекционизм по-прежнему играет важную роль в международных торговых отношениях.

    В 1999 г. случаи применения протекционистских  мер участились. Было начато 330 антидемпинговых  расследований, что значительно  превышает аналогичный показатель в предыдущие 4 года (в 1995 – 156, 1996 – 221, 1997 – 242, 1998 – 232). Эти расследования были начаты 22 государствами.

    В последние годы произошли существенные изменения в составе стран, использующих эту протекционистскую меру. США, Австралия и Канада – примерно 47% случаев антидемпинговых расследований  в 1999 г.

    В 90-е годы активизировалась антидемпинговая деятельность стран, либерализовавших свой импортный режим, т. к. для них антидемпинговые процедуры являются важным средством поддержки национальной промышленности, страдающей от дешевого импорта.

    В 1999 г. антидемпинговые расследования были открыты против 50 стран. Наибольшее количество таких процедур (39) начато против Китая. Против России – 14.

    Что касается распределения по отраслям, то более половины антидемпинговых  расследований в 1999 г. пришлось на химическую промышленность и черную металлургию.

   Особенно  важным итогом перестройки экономики  и режима торговли становится обновление многосторонней системы торговли России через ВТО. Успешное завершение “уругвайского” раунда ГАТТ, которое ознаменовалось решением о создании ВТО, вдохнуло новую жизнь и придало силы концепции, основанной на принципах либеральной торговой системы. Важность этой концепции для России сегодня трудно переоценить. ВТО предлагает России перспективу полной интеграции в глобальную торговую систему. Укрепленные и расширенные правила, более эффективный механизм решения спорных вопросов и новые возможности для развития торговли, предоставляемые ВТО, могут явиться существенной внешней поддержкой программы реформ экономики России.

   Российское  правительство признало это, сделав официальную заявку на присоединение к ВТО. Сам процесс вступления в эту организацию должен сыграть важную роль в поддержке экономической либерализации, а решительное начало должно убедить иностранных инвесторов в российской приверженности реформам. Усилия по вступлению в ВТО и меры, связанные с ними, пойдут в одном направлении с российскими экономическими реформами, нацеленными на построение свободного рынка, открытость и конкуренцию. Все это подведет реформы вплотную к благоприятному международному уровню и, по завершении процесса вступления, вознаградит совокупностью новых возможностей торговли, недоступных за пределами системы ВТО.

   Подводя итог рассмотрению реформы внешнеторговой политики в России в рамках проблемы присоединения России к системе ГАТТ/ВТО, обобщим стоящие перед ней цели: 

   1. Приоритетное применение ценовых  методов и механизмов в регулировании  внешней торговли. В регулировании  импорта основным инструментом  должны стать таможенные тарифы. В отношении экспорта существующие  экспортные квоты должны быть постепенно заменены на экспортные пошлины, которые соотносились бы с разницей между внутренней и мировой ценой.

   2. Упразднение правительственных  закупок. После отмены централизованного  импорта, практика централизованного  экспорта должна быть также исключена, равно как и разрешительные процедуры для экспортеров.

   3. Приоритет многостороннего подхода  к внешнеэкономическим отношениям.

   4. Расширение экспорта и диверсификация  его географической и товарной  структуры. Основным приоритетом здесь является устранение существующих экспортных барьеров, в частности лицензирования и различных экспортных пошлин.

   5. Формирование адекватной системы  защитных мер в отношении импорта.  Недавнее увеличение импортных  пошлин свидетельствует о тревожной  тенденции к установлению неприемлемо жестких защитных мер в отдельных секторах. Протекционистское давление этих секторов должно быть преодолено путем принятия ограничительных обязательств в отношении уровня ставок таможенных тарифов, а также обязательств по их последовательному снижению.

   6. Отказ от использования инструментов  регулирования внешней торговли  в других, не связанных с этой  сферой деятельности, целях. В  частности, поддержание приемлемого  уровня бюджетных поступлений  не может осуществляться за  счет увеличения ставок таможенных тарифов и других, связанных с торговлей, налогов и сборов.

   Таким образом, анализ показывает, что прогресс реформы внешнеторговой политики тесно  связан с макроэкономической стабилизацией  и с прогрессом, достигнутым в  процессе перехода к рыночным принципам ведения хозяйства. Однако следует отметить, что успех реформы внешнеэкономической сферы должен со своей стороны способствовать улучшению общей макроэкономической ситуации, а, следовательно, и скорейшей реализации поставленных перед общеэкономической реформой. Торговая политика может и должна играть в России стратегическую роль и с точки зрения структурной перестройки хозяйства.

   Россия, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО. Несмотря на то, что России, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении с “мертвой точки”, процесс ее превращения в полноправного участника международных экономических отношений со статусом мировой державы еще потребует значительных усилий. Трудности, с которыми придется столкнуться России в этом направлении очевидны, равно как и ее способность преодолеть эти трудности.

   Ответственность за реализацию реформы внешнеторговой сферы лежит, безусловно, на правительстве  России. Однако большое значение имеет международная поддержка процесса интеграции России в многостороннюю систему международой торговли, прежде всего за счет улучшения условий доступа российской продукции на западные рынки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы 

1. Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические отношения: Учебник.-М.: Экономист, 2007г.

2. Быков О.Н. “Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес”, Многотомник, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, М.:Республика. - 2007 г.

3. ВТО: введение в правовую систему/ Под. Ред. В.М. Шумилова. – М.: Финансы и статистика, 2008г.

3. Чернышев  С.В. “Механизм регулирования  международной торговли: нормы и  правила ГАТТ”, Сборник научных  трудов, Всесоюзный Научно-исследовательский  Конъюнктурный Институт,  М. - 2008 г.

4. Тайгунов  А. “Как вступают в ГАТТ”,  Внешняя торговля, М. - 2009 г. 

5. Магомедова А.И., Хасанова Е.З. “ГАТТ: правовая природа и структура”, Серия: Философия и социально-экономические науки, СПб. - 2007 г. 

Информация о работе Создание и роль ГАТТ/ВТО