Современное состояние внешнего государственного долга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление с понятием государственного долга и его более узкой формой – внешним государственным долгом, а также рассмотрение его структуры, динамики и методами уменьшения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Понятие внешнего государственного долга
1.1. Сущность и формы внешнего государственного долга………….5
1.2. Историческое формирование внешнего государственного долга РФ……………………………………………………………………...8
1.3. Законодательная база управления государственным долгом…11
Глава 2. Современное состояние внешнего государственного долга России
2.1. Структура внешнего долга России…………. …………...…………..19
2.2. Основные варианты регулирования долга в современных условиях………………………………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 102.41 Кб (Скачать)

Таким образом, важным средством увеличения финансовых возможностей государства выступает государственный кредит, который является вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.

Государственный долг как  экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами - с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства. Государственный долг бывает внешним и внутренним.

В международной практике существуют два принципиально разных определения внешнего долга: либо как  совокупный долг нерезидентам, либо как  задолженность, выраженная в иностранной  валюте.

При принятии бюджета на очередной финансовый год определяются:

- верхний предел государственного  внешнего долга РФ;

- верхний предел внешнего  долга перед РФ;

- предел предоставления  гарантий третьим лицам. 

В Бюджетном кодексе Российской Федерации основные положения и  понятия (с учетом дополнений и изменений) по активной части долга приведены  в главе 15 «Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, и долг иностранных государств перед Российской Федерацией» и по пассивной части долга - в главе 14 «Государственный и муниципальный долг».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное  состояние внешнего государственного долга России

2.1. Структура внешнего  долга России

 

В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее  именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования  принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами  негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность  федеральных органов управления, все остальное - это новый российский долг, государственный или частный.

Распределение внешнего долга  между главными категориями заемщиков  к настоящему времени претерпело кардинальные перемены. В докризисные  и первые послекризисные годы основу задолженности составлял государственный  долг, за который несло ответственность  государство и бремя которого почти целиком ложилось на федеральный  бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, досрочной  выплаты значительной части долга  бывшего СССР размеры государственного долга резко уменьшились, и проблема его погашения отошла на второй план. Место государства, причем в гораздо  более значительных масштабах, заняли структуры, которые относятся к  числу частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность  возврата занятых средств.

 

 

 

Таблица 2

Структура внешнего долга  РФ11

 

01.07.2012

млрд. долл. США

удельный вес, %

Всего:

572,7

100

Доллар США

356,7

62

Российский рубль

140,1

24

Евро

58,4

10

Прочие валюты

17,5

3

Органы государственного управления

41,1

100

Доллар США

30,7

75

Российский рубль

8,6

21

Евро

0,5

1

Прочие валюты

1,3

3

Органы денежно-кредитного регулирования

11,2

100

Доллар США

   

Российский рубль

2,6

23

Евро

   

Прочие валюты

8,6

77

Банки

175,4

100

Доллар США

123,3

70

Российский рубль

34,8

20

Евро

12,8

7

Прочие валюты

4,4

3

Прочие секторы

344,9

100

Доллар США

202,6

59

Российский рубль

94

27

Евро

45

13

Прочие валюты

3,2

1


 

Государственный внешний долг России в наименьшей части состоит из задолженности федеральных властей, включающей долги бывшего СССР и некоторые новые заимствования, и задолженность органов денежно-кредитного регулирования. И то и другое погашается за счет средств федерального бюджета. В составе нынешнего государственного долга на долю задолженности федеральных органов управления приходится всего 7%.

Всю внешнюю задолженность  за пределами компетенции федеральных  органов управления, субъектов Федерации  и органов денежно-кредитного регулирования официальная статистика Банка России учитывает как долги частного сектора, выделяя долги банков и прочих секторов экономики.

Следует подчеркнуть, что  в приведенном распределении  внешнего долга по названным категориям заемщиков присутствует определенная условность. Среди должников —  банков и нефинансовых предприятий  есть и такие, которые частично или  полностью принадлежат государству. Тем не менее в официальной структуре внешнего долга их относят к негосударственному сектору, т.к. в сфере международного движения капиталов они действуют по тем же законам и правилам, которыми руководствуются частные заемщики. Такие банки и предприятия самостоятельно распоряжаются имеющимися активами и сами отвечают по возникающим обязательствам без участия государства и без использования государственных средств.

В новых материалах Банка  России предпринята попытка скорректировать  эту условность путем введения в  структуру особой категории «Внешний долг государственного сектора в  расширенном определении», включающей задолженность банков и предприятий  с государственным участием, с  исключением соответствующих сумм из состава частного долга.

Таким образом, мы получаем несколько иное, но, видимо, более  объективное представление о  реальной вовлеченности российского  государства в процесс внешних  заимствований и о границах его  ответственности за надлежащее выполнение соответствующих обязательств перед  зарубежными кредиторами.

По абсолютным размерам и в новой структуре государственный долг уступает частному. В соответствии с чем смело можно заявить, что внешний государственный долг РФ – один из самых маленьких в Европе.

Частный долг неизменно растет, и при столь интенсивном нарастании задолженности частного сектора, естественно, возникает вопрос о том, насколько обеспечена платежеспособность заемщиков, которые в случае каких-либо осложнений не могут рассчитывать, по крайней мере формально, на помощь государства. Определенные ориентиры на этот счет дает нам информация о распределении долгов по срокам погашения - по каждой группе заемщиков выделяются краткосрочные обязательства (со сроком погашения до 1 года) и долгосрочные обязательства (со сроком погашения свыше 1 года), С точки зрения платежеспособности более надежными (при прочих равных условиях) считаются долги, в структуре которых долгосрочные обязательства преобладают над краткосрочными. В этом отношении российский внешний долг, судя по опубликованным на сайте данным, в целом выглядит достаточно благополучно, правда, со значительными колебаниями по разным группам должников.

Таблица 3

Внешний долг РФ по срокам погашения12

 

01.10.2012

Всего:

594 657

Краткосрочные обязательства

78 080

Долгосрочные  обязательства

516 577

Органы государственного управления

42 565

Краткосрочные обязательства

330

Прочие долговые обязательства

330

Долгосрочные обязательства

42 235

Долговые ценные бумаги

37 051

Ссуды и займы

5 104

Прочие долговые обязательства

80

Органы денежно-кредитного регулирования

13 141

Краткосрочные обязательства

4 393

Ссуды и займы

1 250

Наличная национальная валюта и депозиты

3 143

Долгосрочные обязательства

8 748

Прочие долговые обязательства (распределение СДР)

8 748

Банки (без долговых обязательств перед прямыми инвесторами  и предприятиями прямого инвестирования)

188 250

Краткосрочные обязательства

56 025

Долговые ценные бумаги

6 708

Ссуды и займы*

1 920

Текущие счета и депозиты*

44 293

Прочие долговые обязательства

3 105

Долгосрочные обязательства

132 225

Долговые ценные бумаги

3 675

Депозиты*

127 621

Прочие долговые обязательства

928

Прочие секторы (без долговых обязательств перед  прямыми инвесторами и предприятиями  прямого инвестирования)

248 293

Краткосрочные обязательства

17 332

Ссуды и займы

12 922

Торговые кредиты

2 779

Прочие долговые обязательства

1 631

Долгосрочные обязательства

230 960

Долговые ценные бумаги

10 305

Ссуды и займы

220 655

Банки и прочие секторы – долговые обязательства  перед прямыми инвесторами и  предприятиями прямого инвестирования

102 409

Банки

1 502

Прочие секторы

100 907


 

Как видно, наиболее платежеспособным выглядит государственный сектор в  расширенном определении, в особенности  это относится к органам государственного управления.

Долгосрочные обязательства  России имеют меньший удельный вес по сравнению с краткосрочными обязательствами, что имеет свои и плюсы и минусы.

В своих заемных операциях  российские структуры использовали практически все каналы и способы  привлечения средств из-за рубежа. В государственном секторе в  докризисные годы заметное место  занимали обязательства перед официальными кредиторами. По долгам бывшего СССР в этой роли выступали государства - члены Парижского клуба кредиторов, а также бывшие социалистические страны. В формировании нового российского  долга активно участвовали международные  валютно-финансовые организации - МВФ, МБРР и некоторые другие. Однако в дальнейшем по мере регулярных и  даже досрочных выплат значение официальных  кредиторов фактически сошло на нет (их доля в российском внешнем долге - чуть более одного процента).

Для негосударственных заемщиков  кредиторами были и остаются представители  частного бизнеса, в первую очередь  зарубежные банки. На долю банковских ссуд и займов сейчас приходится свыше трех четвертей всего внешнего долга Российской Федерации.

Таблица 4

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2012 года13

     
     

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

40 872,9

31 571,9

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации

345,5

266,9

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 131,1

873,7

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

983,7

759,8

Коммерческая задолженность  бывшего СССР***

56,0

43,3

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 034,8

1 571,8

Задолженность по внешним  облигационным займам

34 910,4

26 966,2

     внешний облигационный  заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 544,9

     внешний облигационный  заем с погашением в 2017 году

2 000,0

1 544,9

     внешний облигационный  заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 677,6

     внешний облигационный  заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 703,5

     внешний облигационный  заем с погашением в 2022 году

2 000,0

1 544,9

     внешний облигационный  заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 931,0

     внешний облигационный  заем с погашением в 2030 году

16 444,1

12 702,1

     внешний облигационный  заем с погашением в 2042 году

3 000,0

2 317,3

Задолженность по ОВГВЗ

10,7

8,2

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

1 400,7

1 082,0

Информация о работе Современное состояние внешнего государственного долга России