Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:55, курсовая работа
В культурном, экономическом и геополитическом отношении Китай - зло не только Китайская Народная Республика, но и Гонконг, предпринимательский центр, с 1997 года являющийся отдельной административной областью с собственной юрисдикцией, регулирующей торговлю и иностранные капиталовложения. Это и Тайвань, технологически развитый остров, который, несмотря на спорный политический статус (Китай считает Тайвань провинцией-предателем), принимает все более активное участие в экономической жизни Китая, и, возможно, еще в большей степени китайский Сингапур, который является центром разработки современных технологий и базой многих мультинационалышх компании.
р Влияние данного фактора не ограничится трудоемкими сферами производства. По мере развития технологий в стране соответствующий труд убудет оплачиваться выше и требовать более высокого уровня знаний. В
экономическую угрозу. Тем не менее бурное развитие экономики Китая заставляет беспокоиться азиатские страны, поскольку некоторые из них лишь ненамного опередили его в своем экономическом развитии и» следовательно, довольно уязвимы в данной ситуации. Кроме того, определенные круги серьезно обеспокоены действиями деловой китайской элиты, особенно в мусульманских странах Индонезии и Малайзии. Существует также н опасение, что в результате экономического подъема выиграет лишь китайская элита, в то время как большинству населения придется удовлетвориться низкооплачиваемой работой на производствах, перенесенных в Китай. Наконец, азиатские страны обеспокоены изменением геополитической ситуации; после Второй мировой войны под подозрением находилась Япония, основанием для чего служили некоторые аспекты политики довоенного и военного периодов, но Япония не обладала достаточной военной мощью и к тому же была близким союзником США. Китай же, несмотря па го что его политика исторически не носила экспансионистский характер, до сих пор остается коммунистической страной с самой многочисленной действующей армией в мире и амбициозными геополитическими устремлениями.
Влияние
КНР тювл&четзв
собой многочисленные
последствия мирового масштаба: повышение
цеп на энергоносители и предметы широкого
потребления, которые поглощает быстроразанвающаяся
китайская экономика, необходимость «дислокации»-
рабочей силы в регионы и отрасли, неспособные
к конкуренции или реструктуризации,
поты эмигрантов из Центральной Америки
и других стран вследствие развала традиционных
для них трудоемких производств и в результате
- новый геополитический порядок, в котором
Китай будет занимать одну из ведущих
позиций.
Фабрика мира
Возьмите в руки любую игрушку и вы наверняка обнаружите ярлык «Сделано в Китае». Это не удивительно. Китай производит семь из десяти традиционных игрушек, которые продаются в мире. Казалось бы, это не вызывает беспокойства Соединенных Штатов! которые уже давно уступили производство игрушек другим странам, таким как Южная Корея, Гонконг и Тайвань, и которые, в свою очередь, вынуждены теперь соперничать с новым конкурентом — Китаем. Такие американские гиганты в производстве игрушек, как Hasbro и Mattel, остаются конкурентоспособными благодаря перемещению производства в экономически более выгодные регионы» сохраняя при этом дизайн, развитие производства и маркетинговые технологии под зашитой могущественной торговой марки. Производство игрушек использует по большей части элементарные технологии, не является стратегическим и не имеет ничего общего с вопросами националыюй безопасности. То же относится и к таким трудоемким отраслям промышленности, как производство текстиля, которые были свернут в США, перенесены на другие рынки или для поддержки которых используется к основном труд иммигрантов.
Однако Китай занимается не только игрушками. Сегодня он является главным игроком в тех сферах производства, которые до сих пор существуют в Америке и Европе (например, массовое производство бытовой техники), причем детали китайского производителя широко используются конкурирующими компаниями. Следующим этапом будет заключение субдоговоров на весь производственный цикл под брендом зарубежных компаний, осуществляющих контроль за производством и маркетингом. При экспорте продукции обратно в страну почтенные компании из развитых стран столкнутся с конкурирующей продукцией новою племени китайских производителей, предлагаемой под их собственным брендом и в некоторых случаях созданной на американской «почве». Китай быстро занимает нишу в капиталоемких отраслях промышленности, таких как автомобилестроение, а также в отраслях, связанных с применением высоких технологий. Некоторые из них, к примеру производство телевизоров с плоскими экранами, могут иметь стратегическое применение. На долю Большого Китая сегодня приходится более 8% мирового экспорта товаров, причем доля материкового Китая составляет более 6%, что может казаться незначительным, если не принимать во внимание кривую роста: в 1996 году эти цифры составляли менее 3%.
Перепое производства на территорию Китая обусловлен и значительными изменениями в глобальных цепочках поставок- На протяжении двух* десятилетий наблюдается тенденция сокращения логистических затрат, что ■ обусловлено технологическими достижениями и повышением уронии v. эффективности управления. В некоторых случаях эти затраты сократились на две трети по сравнению с уровнем десятн-двддцатилстней давности. Соответственно понижается стоимость импорта готовых товаров и комплектующих, которые перевозятся в Китай и обратно в США (хотя увели-учение объемов повлияло на повышение цены перевозки из Китая), Сни-шение затрат связано также с сокращением периода времени между раз-тмещенисм заказа и его изготовлением - чрезвычайно важным фактором *™»и изготовлении продукции Ш индивидуальному заказу, например* при оизводстве мебели, которая является одной из наиболее быстрорастущих 1тегорий импорта с пометкой «Сделано в Китае*. Импорт мебели и "тельных принадлежностей китайского производства в США прсвыта-