Шенгенская зона и сотрудничество

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

Каждое государство имеет собственную территорию, а значит и свои границы. Несмотря на многочисленные войны и территориальные переделы, межгосударственные границы в ходе истории продолжали укрепляться, а пограничный контроль – усиливаться. Это соответствовало объективным потребностям суверенных государств, но сдерживало международное общение, хозяйственные, культурные и другие связи друг с другом народов разных стран.

Содержание

История Шенгенского соглашения и Шенгенского законодательства
Шенгенская зона и текущий состав
Шенгенская виза и её категории
Включение Шенгенских правил в правовую систему ЕС

Работа содержит 1 файл

Shengenskaya_zona.doc

— 145.00 Кб (Скачать)
  • Категория D. Национальные визы на срок пребывания, превышающий 90 дней. Являясь национальными, выдаются каждым государством в соответствии со своим законодательством. С 5 апреля 2010 года виза категории D, выданная государством, полностью применяющим Шенгенское законодательство, даёт право, проживая на территории выдавшей её страны, перемещаться по всей Шенгенской зоне не более трех месяцев (90 дней) из всякого полугодия (180 дней), упраздняя таким образом существовавшую ранее комбинированную категорию C+D.
  • FTD (УТД) и FRTD (УТД-ЖД). Упрощённые дорожный (FTD) и железнодорожный (FRTD) транзитные документы. Специальный тип визы, выдаваемый только для транзита между основной территорией России и Калининградской областью. В исключительных случаях гуманитарного характера даже государства, полностью применяющие Шенгенское законодательство, могут издавать визы категории С, действительные только на их территории и не дающие права передвижения по всей территории шенгенской зоны. Такие визы имеют обозначение LTV (limited territorial validity).

 

4.ВКЛЮЧЕНИЕ ШЕНГЕНСКИХ ПРАВИЛ В ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ ЕС

         Протокол к Амстердамскому договору включает изменения, привнесенные Шенгенским соглашением, в правовую систему ЕС. Теперь Шенгенская зона входит в институционную и правовую систему ЕС. Следовательно, она подпадает под парламентский и судебный контроль и направлена на достижение такой цели, как свободное передвижение лиц, закрепленное в Едином европейском акте 1986 года, обеспечивая в то же время демократический парламентский контроль и предоставляя гражданам доступные юридические средства защиты своих прав (Европейский суд и (или) национальные суды, в зависимости от сферы законодательства). Чтобы сделать эту интеграцию возможностей, Совет ЕС принял ряд решений. Прежде всего, как указано в Амстердамском договоре, Совет занял место Исполнительного комитета, созданного по Шенгенским соглашениям. Своим решением 1999/307/ЕС от 1 мая 1999 года Совет принял процедуру включения Шенгенского секретариата в Общий секретариат Совета, включая положения, касающиеся персонала Шенгенского секретариата. Как следствие, были созданы новые рабочие группы, призванные содействовать Совету в ведении деятельности.  Одна из самых важных задач Совета при инкорпорировании Шенгенской зоны состояла в выборе из положений и мер, принятых государствами-подписантами, тех, которые образовали подлинные правила, т.е. совокупность правовых норм, которые могли бы служить основой для дальнейшего сотрудничества. Перечень элементов, составляющих правила, с указанием соответствующей правовой базы для каждого из них в Договорах (Договоре о образовании Европейского Сообщества или Договоре о Европейском Союзе), был принят решениями Совета 1999/435/ЕС и 1999/436/ЕС от 20 мая 1999 года. Большинство этих актов опубликовано в «Официальном вестнике». После этого Шенгенское законодательство было еще больше усовершенствовано. Например, некоторые статьи Шенгенской конвенции были заменены новым законодательством ЕС (например Шенгенский пограничный кодекс).

      Участие Дании

     Хотя Дания и подписала Шенгенское соглашение, она может в рамках ЕС решать, применять или не применять новые меры, предусмотренные Разделом IV Договора об образовании Европейского Сообщества, причем даже те, которые являются развитием Шенгенских правил. Дания связана, однако, определенными мерами по общей визовой политике.

     Участие Ирландии и Великобритании

     В соответствии с протоколом к Амстердамскому договору, Ирландия и Великобритания могут принимать участие в некоторых или во всех Шенгенских мероприятиях, если государства-члены Шенгенского соглашения и представитель правительства соответствующей страны единогласно проголосуют за это на Совете. В марте 1999 года Великобритания выразила желание участвовать в некоторых аспектах Шенгенского сотрудничества, а именно в полицейском и судебном сотрудничестве по уголовным делам, борьбе против торговли наркотиками и Шенгенской информационной системе (ШИС). Решение Совета 2000/365/ЕС, утверждающее запрос Великобритании, было принято 29 мая 2000 года. В июне 2000 года Ирландия также изъявила желание участвовать в некоторых аспектах Шенгенского сотрудничества, приблизительно соответствующих аспектам, охваченным запросом Великобритании. Совет принял решение 2002/192/ЕС, утверждающее запрос Ирландии, 28 февраля 2002 года. Комиссия опубликовала заключения по этим двум заявкам, подчеркнув, что частичное участие этих двух государств-членов не должно привести к уменьшению согласованности правил в целом. После оценки условий, которые должны предшествовать реализации положений, регламентирующих полицейское и судебное сотрудничество, Совет своим решением 2004/926/ЕС от 22 декабря 2004 года одобрил применение Великобританией этой части Шенгенских правил.

     Отношения с третьими странами: общие принципы

      Постепенное расширение Шенгенской зоны с включением всех государств-членов ЕС привело третьи страны, имеющие особенные отношения с ЕС, к участию в Шенгенском сотрудничестве. Предварительным условием ассоциации с Шенгенскими правилами для третьих стран является соглашение о свободном передвижении лиц между этими странами и ЕС (в отношении Исландии, Норвегии и Лихтенштейна это предусмотрено Соглашением о Европейском экономическом пространстве, а в отношении Швейцарии – Соглашением о свободном передвижении лиц).

      Для этих стран участие предполагает:  

  • включение в зону без контроля на внутренних границах;
  • применение положений Шенгенских правил и всех текстов, принятых в соответствии с ними (далее – Шенгенские тексты);
  • участие в решениях, касающихся Шенгенских текстов.

    На практике это участие принимает форму смешанных комитетов, которые проводят заседания параллельно с рабочими группами Совета ЕС. В их состав входят представители правительств государств-членов, Комиссии и правительств третьих стран. Поэтому ассоциированные страны участвуют в дискуссиях о развитии Шенгенских правил, но не принимают участие в голосовании. Сформулированы процедуры уведомления и принятия последующих мер или актов.

      Отношения с Исландией и Норвегией

       Вместе со Швецией, Финляндией и Данией, Исландия и Норвегия входят в Скандинавский паспортный союз, который упразднил контроль на внутренних границах. Исландия и Норвегия ассоциированы с разработкой Шенгенских соглашений с 19 декабря 1996 года. Хотя у них не было права голоса в Шенгенском исполнительном комитете, они могли выражать свое мнение и формулировать предложения. Для расширения этой ассоциации, 18 мая 1999 года между Исландией, Норвегией и ЕС было подписано соглашение об ассоциации Исландии и Норвегии, предусматривающее имплементацию, применение и развитие Шенгенских правил, основанных на решении Совета 1999/439/ЕС от 17 мая 1999 года. Соглашение, утвержденное Советом 28 июня 1999 года, охватывает отношения между Исландией и Норвегией, с одной стороны, и Ирландией и Великобританией, с другой стороны, в сферах Шенгенских правил, применимых к Исландии и Норвегии

        Участие Швейцарии и Лихтенштейна

       ЕС заключило договор с Швейцарией об участии этой страны в Шенгенской зоне в результате Швейцария присоединилась 12 декабря 2008 года. Она имеет такой же статус ассоциированного члена, как Норвегия и Исландия. Протокол об участии Лихтенштейна в Шенгенской зоне был подписан 28 февраля 2008 года.

Заключение

Разумеется, субъективное восприятие «Шенгенского процесса»  может быть самым различным, от восторженных оценок до крайне негативных. Но чтобы  эти оценки соответствовали объективным критериям, нужно, прежде всего, уяснить правила, юридические нормы, которым подчиняется данный процесс. Зная их, можно лучше использовать преимущества, которые сулит российским гражданам «Шенгенская зона» и «Шенгенская виза», а вместе с тем избежать многих трудностей и проблем.

Основополагающими источниками  «Шенгенского процесса», являются два  документа, которые – по месту  их подписания – называют Шенгенскими  соглашениями:

- Соглашение «О постепенной  отмене проверок на общих границах», подписанное 14 июня 1985 г.;

- Конвенция «О применении  Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. о постепенной отмене  проверок на общих границах»,  подписанная 19 июня 1990 г.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Договор между королевством  Нидерландов, королевством Бельгия, Федеративной Республикой Германия, Французской Республикой и Великим Герцогством Люксембург о поэтапной отмене контроля на общих границах (Шенгенское соглашение), Шенген, 14 июня 1985 г. // «Библиотечка «Российской газеты»«, выпуск № 10, 2000 г.

2. Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между Правительствами государств экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенген, 19 июня 1990 г.) // Текст Конвенции официально опубликован не был

3. С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков. Комментарий к Шенгенским соглашениям  – Система ГАРАНТ, май 2005 г.

4. http://www.schengen.su/evrosoyuz.htm

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шенгенская зона и сотрудничество