Россия на международном рынке транспортных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 20:28, реферат

Описание работы

Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт - не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
Начиная с 2000 года рост транспортных услуг в среднем в год составлял для грузовых 3,8%, при ежегодном экономическом росте в среднем около - 6,1%.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
I. Россия на международном рынке транспортных услуг……………………………. 5
II. Организация международных перевозок основными видами транспорта……… 8
2.1 Организация международных перевозок морским транспортом……………. 8
2.2 Организация международных перевозок железнодорожным транспортом… 13
2.3 Организация международных перевозок автомобильным транспортом……. 16
2.4 Организация международных перевозок воздушным транспортом…………. 17
Заключение……………………………………………………………………………. 18
Список использованной литературы………………………………………………… 20

Работа содержит 1 файл

МЭО реферат.docx

— 49.60 Кб (Скачать)

  Нижегородский институт менеджмента и бизнеса 
 
 

  Кафедра экономики 
 
 

  Реферат по дисциплине

  Международные экономические отношения 

  на тему:

  «Россия на международном  рынке транспортных услуг» 
 
 
 
 
 

                                                                          Выполнила:

                                                                                                    студентка потока 38У ФЭФ 

                                                                                      пред-во Бутурлино

                                                                               Варенина Н.Л.

                                                                       Проверил:

                                                                            к.и.н., доцент

                                                                             Топорков Д.С. 
 

     г. Н.Новгород

     2012

  СОДЕРЖАНИЕ 

  Введение…………………………………………………………………………….. 3
I. Россия  на международном рынке транспортных услуг……………………………. 5
II. Организация международных перевозок основными  видами транспорта……… 8
  2.1 Организация международных  перевозок морским транспортом……………. 8
  2.2 Организация международных перевозок железнодорожным транспортом… 13
  2.3 Организация международных перевозок автомобильным транспортом……. 16
  2.4 Организация международных перевозок воздушным транспортом…………. 17
  Заключение……………………………………………………………………………. 18
  Список  использованной литературы………………………………………………… 20

 

 

  ВВЕДЕНИЕ 

  Транспорт, наряду с другими инфраструктурными  отраслями, обеспечивает базовые условия  жизнедеятельности общества, являясь  важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт - не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая  условия жизнедеятельности и  хозяйствования.

  Начиная с 2000 года рост транспортных услуг в  среднем в год составлял для грузовых 3,8%, при ежегодном экономическом росте в среднем около - 6,1%.

  Грузоемкость ВВП в СССР составляла 17,04 ткм/1 долл., в РФ в 2003 году – 9,52 ткм/1 долл., в 2006 г.-  4,97 ткм/1 долл., когда в развитых странах – порядка 1. При этом по оценке специалистов автомобильного транспорта приписки в отчетности на автотранспорте СССР составляли от 30 до 60%. Поэтому цифра 17,04 ткм/1 долл. некорректна, более половины перевозимых грузов не отражена. Снижение грузоемкости можно достигнуть путем улучшения существующих логистических цепей, развивать дорожную сеть.

    Доля  транспортных затрат в себестоимости  продукции относительно высока и  составляет 15-20% против 7-8% в странах  с развитой рыночной экономикой. Наряду с такими объективными факторами, как  большие расстояния перевозки и  сложные природные условия, это  связано с недостаточным уровнем  развития системы товародвижения.

    Согласно  Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года общетранспортными ориентирами являются:

- развитие транспортной сети в соответствии с потребностями экономики и общества;

- повышение производительности и рентабельности транспортных систем;

- повышение фондоотдачи инфраструктуры транспорта;

- снижение энергоемкости;

- создание приоритетных конкурентных условий для национальных перевозчиков и повышение их конкурентоспособности;

- инновационные товаротранспортные технологии, соответствующие лучшим мировым достижениям;

- подготовка к обеспечению перевозок высокотехнологичной продукции;

- формирование необходимых условий инвестирования в транспортную отрасль, обеспечивающих ее развитие опережающими темпами;

- развитие транспортного машиностроения и отраслей смежников - поставщиков ресурсов до уровня, необходимого для реализации Транспортной стратегии.

      Рынок транспортных услуг представляет собой  куплю-продажу услуг по перевозке, транспортировке грузов из одной  страны в другую. Транспорт является ведущим связующим звеном во внешней  торговле товарами. Товары сами по себе перемещаться от продавца к покупателю не могут, поэтому возникают определенные посреднические операции по их перемещению, выделяющиеся в самостоятельную  сферу услуг, — транспортные операции, осуществляемые транспортными организациями. Такие операции наряду с национальными (транспортировка внутри страны) могут быть и международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки.

      В международном транспортном процессе основными агентами выступают грузовладельцы и перевозчики. Кроме того, в нем  участвуют различные хозяйствующие  субъекты, включая операторов грузовых терминалов.

      Международные транспортные услуги, являясь специфическим  товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от следующих факторов.

1. От  географических районов перевозки  — межстрановые, межконтинентальные. В географическом отношении в последнее время перевозка грузов и пассажиров между разными странами и континентами все больше превращается в единый технологический процесс. В 90-е гг. шире стали использоваться так называемые транспортные коридоры, объединяющие на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок через территорию ряда стран с соответствующим финансовым и правовым обеспечением.

2. От  видов перевозимых грузов —  грузовой, пассажирский. Наиболее развит грузовой транспорт. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг ведущими являются США, Великобритания и Франция.

3. От  видов транспорта — морские  перевозки, внутренний водный  транспорт, автомобильный, воздушный,  трубопроводный, железнодорожный транспорт.

      В реферате будет рассмотрена организация  международных перевозок следующими видами транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный, воздушный. 
 
 
 

I. РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ.

       Транспортная  система России включает железнодорожный, автомобильный, водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт.

       Ведущую роль в транспортной системе России занимает железнодорожный транспорт. Это обусловлено не только природными, экономическими и др. особенностями  страны, но и рядом его технико-экономических  преимуществ перед другими видами транспорта. Современная железнодорожная  сеть России складывалась на протяжении длительного времени. Наиболее густую и разветвленную сеть железных дорог  имеет европейская часть страны. В структуре грузовых перевозок  железнодорожного транспорта значительная доля (почти 9/10 всей его грузовой работы) приходится на уголь, минерально-строительные, нефтяные, лесные и хлебные грузы, руду и черные металлы, минеральные  удобрения. Железнодорожный транспорт  играет существенную роль и в пассажирских перевозках, хотя перевозки пассажиров в приведенной продукции железнодорожного транспорта составляют небольшую долю (менее 10%).

       Морской транспорт России в транспортной системе - один из ведущих. Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных  грузов (90% грузооборота в международном  сообщении). В составе перевозок  морским транспортном преобладают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров невелика. Первое место в грузообороте морского транспорта России принадлежит портам Дальневосточного бассейна, на долю которых приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов.

       Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках и транспортировке  грузов. Автомобильные трассы проложены  параллельно железнодорожным магистралям, поэтому наибольшей густотой сети отличаются районы европейской части. В грузообороте автомобильного транспорта выделяются строительные материалы, вскрышные  породы и грунт, сельскохозяйственные и лесные грузы, черные металлы, товары народного потребления.

       Речной  транспорт в нашей стране один из старейших. Преимущества речного  транспорта оказались недостаточными для того, чтобы сделать его  конкурентоспособным в отношении  других видов транспорта. Поэтому  доля речного транспорта в перевозке  грузов и людей невелика (2,5 и 0,25% соответственно) и обнаруживает устойчивую тенденцию к сокращению.

       Воздушный транспорт выполняет роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие расстояния. По удельному весу в пассажирообороте страны (примерно 16%) он уступает только железнодорожному и автомобильному транспорту, но значительно превосходит остальные. Объем грузов, перевозимых авиационным транспортом, относительно невелик, в их составе преобладают особо ценные, скоропортящиеся и срочные грузы. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты 1/5.

       Трубопроводный  транспорт среди других видов  транспорта самый молодой, но по объему выполняемой работы - ведущий. Он предназначен для транспортировки жидких (нефть  и нефтепродукты) и газообразных продуктов. Доля трубопроводного транспорта в грузообороте страны с каждым годом  растет, что обусловлено рядом  его эксплуатационных преимуществ (надежность, высокая пропускаемость, низкая себестоимость продукта и т.д.) Из основных нефтедобывающих и газодобывающих районов (Западная Сибирь, Урало-Поволжский Северный районы) нефтепроводы и газопроводы проложены в Европу.

       В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт  является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной  системе.

       Экспорт транспортных услуг Российской Федерации  вырос с 3 млрд.долл. в 1999 г. до 7 млрд.долл. в 2008 г.

       Заявив  в 2000 г. о том, что у нас есть транспортные коридоры "Север-Юг", Транссиб, глубоководные речные пути, к 2005 г. мы подходим совсем не с теми транзитными показателями, о которых  говорилось на Первой и Второй международных евроазиатских конференциях по транспорту. Перспективным направлением развития транзитных услуг для России является развитие транспортного коридора «Север – Юг).

       Это позволит «перехватить» грузопотоки  между Азией (Индия, Иран и др.) и  Скандинавскими, и другими европейскими странами.

       Взаимодействие  между Россией и Европейским  союзом в области транспорта, а  это главный торговый партнер  страны, должно получить дальнейшее развитие за счет приложения совместных усилий в деле формирования общих пространств  России и расширенного ЕС в соответствии с решениями саммита, состоявшегося  в мае 2003 года в Санкт-Петербурге. Сотрудничество между Россией и  ЕС в области транспорта, наряду с реализацией концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) и развитием энергодиалога, призвано стать ключевым составным элементом будущего общего пространства "Россия-ЕС" в области экономики и торговли, формирование которого позволит вывести отношения между ними на качественно новый уровень.

       Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются: интеграция российского транспорта в европейскую  транспортную систему; формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ; развитие взаимодействия в рамках регионального сотрудничества; повышение роли России в создаваемой интегрированной транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона; участие в международных транспортных проектах и программах.

Информация о работе Россия на международном рынке транспортных услуг