Россия и ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:06, реферат

Описание работы

ВТО – это, во-первых, широкая политика по либерализации торговли, а во-вторых, сложнейшая система правил и регламентов отношений продавцов и покупателей.

Работа содержит 1 файл

Эссе МЭО.docx

— 22.29 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  учреждение высшего  профессионального  образования 

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» 
 
 
 
 

                             

Кафедра «Мировая экономика  и международный  бизнес» 
 
 

Эссе  на тему: 

«Россия и ВТО». 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила:

студентка группы Э2-3

Нестерова Д.И 

                                             

Проверила:

Миронова  В.Н. 
 
 
 

Москва 2011 
 

После двухлетнего  периода переговоров о вступлении России в ВТО, они практически  остановились. Навязывание России неприемлемых, а местами просто кабальных условий  членства в международном торговом клубе оказалось тупиковой стратегией.

Теперь самое главное  – с толком воспользоваться полученной передышкой и сосредоточиться на выработке разумного участия  России в ВТО. Появляется время и  возможность проинвентаризировать состояние и перспективы развития ключевых отраслей хозяйства. С тем, чтобы понять, где Россия в состоянии конкурировать с иностранными производителями «на их и своей площадке» хоть сейчас, где нужны альянсы с ними же, чтобы вдохнуть новую жизнь в сколько-нибудь жизнеспособные отечественные производства, а кому заказывать пышные или не очень похороны, с удовольствием отдавшись товарному импорту.

ВТО – это, во-первых, широкая политика по либерализации  торговли, а во-вторых, сложнейшая система  правил и регламентов отношений  продавцов и покупателей. С либерализацией Россия преуспела, тут много ума  не надо, а вот с правилами как  обычно не получается.

Действительно, что  может быть свободнее российской конкурентной среды, например на рынке  продукции легкой промышленности? Да ничего, у нас кто угодно и где  заблагорассудится может продавать любые вещи, не платя ни копейки пошлин и не сталкиваясь практически ни с какими ограничениями.

Или взять сельское хозяйство. Весь мир обсуждает регламенты дотирования отрасли (что правильнее субсидировать экспорт или непосредственно  фермеров), уровень защитных тарифов  и квот. А российский рынок сельхозпродукции свободен от этих «условностей», потому что на дотации нет денег, а  заградительные пошлины приведут к  невыносимой дороговизне для  людей.

Это к вопросу  о свободной торговли, теперь о  правилах.

Регламенты ВТО  ориентированы прежде всего на поддержку национальных производств, система квот, тарифов и пошлин носит антидемпинговый, защитный характер. У нас же - ничего подобного, регулирование экспорта-импорта в решающей мере настроено на решение фискальных задач, а это совершенно другая система. И даже в тех случаях, когда государство начинает что-то защищать, эта деятельность в конечном счете сводится не к развитию производства, а чисто к чьим-то интересам. Сколько не повышали пошлины на автомобили, ссылаясь на отечественного производителя, мы по-прежнему выпускаем одни из худших автомобилей в мире; АвтоВАЗ же прекрасно себя чувствует.

Таким образом, неконкурентоспособное  российское хозяйство сдает отрасль  за отраслью.

С другой стороны, при  всем своем масштабном потенциале современная  российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и  услуг. Того же требуют проводимые в  стране рыночные преобразования. В  свою очередь, правила игры на мировом  рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 145 государств и покрывающей свыше 95% оборота  мировой торговли.

В стратегической перспективе  Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким может быть и конечный выбор российского бизнеса в  целом. Однако нормы и правила  ВТО создают для него принципиально  новую организационно-правовую среду  функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию.

Поэтому требуется  развернутая и целевая, без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО без ущерба для экономической  безопасности страны с учетом мнений и интересов российского бизнеса.

Цели  и задачи России при  вступлении в ВТО.

Членами Всемирной  торговой организации являются уже  более 140 стран мира, и в ближайшие  годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически  всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики  и равноправное участие в мировой  торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО  дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к  ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в одном  из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, - баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

Условия участия в ВТО, нормы и правила  ВТО.

Современный этап переговоров  по присоединению России к ВТО

В соответствии с  установленной процедурой, переговоры о присоединении России к Всемирной  торговой организации (ВТО) проходят в  рамках специальной Рабочей группы (РГ), состоящей из стран-членов ВТО. Круг ведения российской Рабочей группы является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом:

"Изучить заявку  Правительства Российской Федерации  о присоединении к Всемирной  торговой организации на основании  Статьи XII и представить Генеральному  Совету рекомендации, которые могут  включать проект Протокола о  присоединении".

В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении  к Генеральному соглашению по тарифам  и торговле (ГАТТ). В соответствии с процедурами была создана Рабочая  группа (РГ), в которую вошли представители  заинтересованных участников ГАТТ. Мандат Рабочей группы (преобразованной  после учреждения ВТО в РГ по присоединению  Российской Федерации к ВТО) состоит  в изучении торгового режима и  выработке условий участия России в ВТО.

Переговорный процесс  по присоединению России к ВТО  начался в 1995 г. В начале его основное содержание составляло детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После представления в 1998 г. первоначальных предложений по тарифным уступкам в области товаров и предложений по уровню поддержки сельского хозяйства, а в 1999 г. - первой редакции перечня специфических обязательств по услугам и списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) начались переговоры на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ об условиях членства России в этой влиятельной международной экономической организации.

В настоящее время  в состав Рабочей группы по присоединению  России к ВТО входит 66 стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по доступу на рынок товаров вовлечено 53 страны, по доступу на рынок услуг - 29.

Переговоры проходят в Секретариате ВТО в Женеве как  на многостороннем (по системным вопросам - формальные и неформальные заседания  Рабочей группы, по сельскому хозяйству - плюрилатеральные консультации с  участием заинтересованных стран-членов Рабочей группы), так на двустороннем уровне (по доступу на рынок товаров  и услуг, а также по отдельным  элементам системного характера).

В ходе 14 заседания Рабочей группы по присоединению России к ВТО 24-25 апреля 2002 года состоялось первое чтение по разделам проекта Доклада Рабочей группы. Это - финальный документ, где будет изложен пакет обязательств, которые Россия примет на себя по итогам переговоров (в отдельных документах излагаются обязательства по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства, а также обязательства в сфере торговли услугами).

Проект, подготовленный Секретариатом ВТО, аккумулирует результаты продолжающихся с 1995 г. переговоров  по изучению торгового режима России и совместимости его с нормами  ВТО. За эти годы российской делегацией было представлено в Секретариат  ВТО около 200 аналитических документов, более 1000 законодательных и нормативных  актов на английском языке.

Постатейное обсуждение Доклада РГ прошло на 15-ом заседании Рабочей группы 19-20 июня. К этой сессии члены РГ и Россия подготовили свои предложения по редакции отдельных положений. Параллельно с заседанием РГ были проведены многосторонних консультаций по вопросам фондового рынка, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер (ТБТ/СФС) и сельского хозяйства. Также прошла серия двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг, а также по системным вопросам.

По итогам 15-го заседания  РГ принято решение о подготовке Секретариатом ВТО второй редакции проекта Доклада, а также проведении серии многосторонних консультаций. В сентябре состоялись указанные  встречи по вопросам ТРИПС и сельского  хозяйства. В конце октября прошли консультации по ТБТ, энергетике, сельскому  хозяйству и услугам. В начале октября состоится неофициальное  заседание РГ, на котором предполагается распространить вторую редакцию проекта  Доклада РГ и определить дальнейшие шаги в переговорном процессе. 

Информация о работе Россия и ВТО