Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы являлось изучение международной конкурентоспособности государств в приложении к российской действительности. Для этого были решены следующие задачи:
было дано определение понятия конкурентоспособности на всех ее структурных уровнях (конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли и конкурентоспособность страны) и освещена теория национальной конкурентоспособности М. Портера;
были выявлены и описаны определяющие факторы международной конкурентоспособности стран;
был проанализирован рейтинг конкурентоспособности государств-2000, составленный Международным Институтом Менеджмента (IMD), расположенным в г. Лозанна, Швейцария. Особое внимание было уделено методике составления данного рейтинга;
был рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена между рангом стран в рейтинге конкурентоспособности их положением в рейтинге по отчислениям на НИОКР.

Содержание

Введение
Глава 1.Понятие конкурентоспособности
1.1 Структурные уровни определения конкурентоспособности
1.2 Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран
Глава 2. Определяющие факторы конкурентоспособности стран
2.1 Роль инноваций и инновационной деятельности в формировании национальной конкурентоспособности
2.2 Роль образования в формировании национальной конкурентоспособности
Глава 3. Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения
3.1 Анализ рейтинга конкурентоспособности-2000 Международного Института Менеджмента (IMD), Лозанна
3.2 Методика составления рейтинга конкурентоспособности государств
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 149.35 Кб (Скачать)

Введение

Глава 1.Понятие конкурентоспособности

1.1 Структурные уровни определения  конкурентоспособности

1.2 Подход М. Портера к понятию  конкурентоспособности стран

Глава 2. Определяющие факторы конкурентоспособности  стран

2.1 Роль инноваций и инновационной  деятельности в формировании  национальной конкурентоспособности

2.2 Роль образования в формировании  национальной конкурентоспособности

Глава 3. Рейтинг конкурентоспособности  государств и методика его определения

3.1 Анализ рейтинга конкурентоспособности-2000 Международного Института Менеджмента  (IMD), Лозанна

3.2 Методика составления рейтинга  конкурентоспособности государств

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Одним из главных процессов, сформировавших пространственную структуру современного мирового хозяйства, является международное  разделение труда, содержанием которого является специализация и сопровождающее ее кооперирование труда между субъектами мировых экономических отношений. В настоящее время международное  разделение труда переживает качественные изменения. Если в эпоху фордизма международную специализацию государств еще можно было объяснить теорией  сравнительных преимуществ Дэвида Рикардо, то в эпоху постфордизма (то есть сейчас) важнейшим фактором, определяющим специализацию страны на выпуске той или иной продукции и определяющим ее место в системе мирового хозяйства стала национальная конкурентоспособность. Поэтому в настоящее время изучение большое внимание уделяется изучению международной конкурентоспособности государств.

Целью моей работы являлось изучение международной  конкурентоспособности государств в приложении к российской действительности. Для этого были решены следующие задачи:

  • было дано определение понятия конкурентоспособности на всех ее структурных уровнях (конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли и конкурентоспособность страны) и освещена теория национальной конкурентоспособности М. Портера;
  • были выявлены и описаны определяющие факторы международной конкурентоспособности стран;
  • был проанализирован рейтинг конкурентоспособности государств-2000, составленный Международным Институтом Менеджмента (IMD), расположенным в г. Лозанна, Швейцария. Особое внимание было уделено методике составления данного рейтинга;
  • был рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена между рангом стран в рейтинге конкурентоспособности их положением в рейтинге по отчислениям на НИОКР.

При написании  работы использовались следующие источники: статистическая информация Мирового Банка, ОНН, Международного института менеджмента  и Всемирной торговой организации; специализированные книги и учебники; периодическая литература; материалы  из глобальной телекоммуникационной сети Интернет. 

Глава 1: Понятие конкурентоспособности

Структурные уровни определения  конкурентоспособности

Конкуренция - одна из главных черт рыночного  хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает  условия для ее самореализации в  сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных  товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.

Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться  на нескольких уровнях:

  • конкурентоспособность товара
  • конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы)
  • отраслевая конкурентоспособность
  • конкурентоспособность стран

Между всеми этими уровнями конкурентоспособности  существует тесная внутренняя и внешняя  зависимость. Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар. Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Конкурентоспособность товара можно определить только в сравнении с товарами-аналогами.

Товарная  конкурентоспособность находится  в прямой зависимости от разноплановых  факторов. Среди них первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность  труда, которые влияют на цену и качество изделий.Издержки производства - это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием. Производительность труда - это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности. Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу (для России за базовый месяц был взят январь 1990 года). Индекс интенсивности промышленного производства рассчитывается как средневзвешенная величина путем агрегирования индексов по важнейшим видам продукции.

В настоящее  время на первый план в мировой  конкурентоспособности выходят  неценовые факторы, из которых важнейшее  значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала. Для его оценки используется такой показатель как затраты на инновации. Данный показатель отражает способность страны к инновационной деятельности и, кроме величины расходов на НИОКР, учитывает расходы на дизайн и маркетинг, численность занятых в научной сфере, число полученных патентов внутри страны и за рубежом, степень защиты интеллектуальной собственности, развитость сферы образования [1]. В 1999г. рейтинг стран по этому показателю возглавляли Япония, Швейцария и США.

Рейтинг стран по способности  к инновационной  деятельности [5]

2000г. 2006 г.
1. США 1. Япония
2. Швейцария 2. Швейцария
3. Япония 3. США
4. Швеция 4. Швеция
5. Германия 5. Германия
6. Финляндия 6. Финляндия
7. Дания 7. Дания
8. Франция 8. Франция
9. Канада 9. Норвегия
10. Норвегия 10. Канада
11. Нидерланды 11. Австралия
12. Австралия 12. Нидерланды
13. Австрия 13. Австрия
14. Великобритания 14. Великобритания
15. Новая  Зеландия 15. Новая Зеландия

Важную  роль в инновационной деятельности играют культура предпринимательства, раскрепощенность культуры, частная инициатива и желание рисковать, что с трудом поддаётся количественной оценке. Конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта (фирмы) складывается из целого ряда конкурентных преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов. К важным конкурентным преимуществам следует отнести: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстро реагировать на меняющиеся требования и условия рынка) и др. Очевидно, что чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на мировом рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных сегментах этого рынка.

В 2004 г. американский инвестиционный банк "Morgan Stanley" провел специальное исследование по определению уровня конкурентоспособности крупных национальных корпораций, при этом одним из основных критериев был удельный вес фирмы на мировом рынке определенного товара или услуг [1].

В результате исследования из 238 крупнейших и наиболее конкурентоспособных на мировом  рынке транснациональных компаний более половины (125) пришлось на американские фирмы. За ними со значительным отрывом  следовали компании из Великобритании (21). На 3-м месте оказались японские фирмы (19), на 4-м - германские (10). Следует подчеркнуть, что в указанный список не вошли компании новых индустриальных стран (Сингапура, Гонконга и Тайваня), которые в большинстве других мировых рейтингов конкурентоспособности занимают ведущие места.

В настоящее  время все большее число транснациональных  корпораций и банков, средних и  мелких фирм начинают осознавать, что  наиболее разумный путь обеспечения  будущего процветания компаний и  повышения их конкурентоспособности  на внешнем рынке - это включение  принципов устойчивого развития во все сферы предпринимательской  деятельности. С точки зрения устойчивого развития природоохранная работа связана не только с ростом издержек производства, но и в значительной степени с получением преимуществ в конкурентной борьбе. Отдельные компании, взявшие на вооружение эту концепцию, эффективно используют более совершенные производственные процессы, повышают производительность труда, снижают затраты на выполнение экологических требований и наилучшим образом используют возможности рынка.

Такие товаропроизводители всегда будут  обладать преимуществом перед своими конкурентами, не использующими новые  подходы к предпринимательской  деятельности. Корпорации и фирмы, не сумевшие перестроиться на принципы устойчивости, в перспективе не смогут на равных конкурировать на мировой  арене с другими корпорациями.

Отраслевая  конкурентоспособность. Развитие международного разделения труда привело к определенной специализации стран на мировой арене в зависимости от степени конкурентоспособности той или иной отрасли.

В частности, в США наиболее конкурентоспособными отраслями являются авиационная  и аэрокосмическая, уникальное машиностроение, автомобилестроение, производство суперкомпьютеров и разработка программного обеспечения.

Среди основных отраслей промышленности Японии наиболее конкурентоспособны на мировом  рынке - электронная и электротехническая, автомобильная, судостроение, станкостроение (включая роботостроение) и др. Новые индустриальные страны Азии (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд) создали конкурентоспособные отрасли по производству товаров массового потребления (одежда, обувь, бытовая электроника и др.), а также наукоемких изделий (электронные компоненты, персональные компьютеры, микроЭВМ, периферийное оборудование и др.) и все успешнее конкурируют с аналогичной продукцией Японии и стран Западной Европы. В свою очередь новым индустриальным странам Азии все большую конкуренцию на мировых рынках оказывает продукция аналогичных отраслей Китая, которая имеет сильные ценовые конкурентные преимущества.

1.2.Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран

В своей  теории Портер вводит понятие конкурентоспособности  страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое  страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Информация о работе Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения