Казахстанско-китайские отношения на современном этапе

Дата добавления: 29 Октября 2013 в 21:10
Автор: a**************@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (109.05 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Содержание.docx

  —  112.32 Кб

Введение

На протяжении нескольких столетий Франция занимает одно из ведущих мест в мировой политике и экономике. Франция традиционно является одним их  тех государств, которые участвуют в выработке ключевых международных решений, определяющих судьбы всего мира. Образную характеристику соотечественникам дал в своей книге «Старый режим и Французская революция», изданной в 1856 г., выдающийся историк XIX в. Алексис де Токвилль: «Французы – это одновременно самая блестящая и самая опасная нация в Европе, лучше всех приспособленная стать в глазах других народов предметом восхищения, ненависти, сострадания, ужаса, но никогда – безразличия» (1, 3). Около двух с половиной веков прошло после выхода исследования, однако прозвучавшая в нем характеристика является актуальной и сегодня.

В настоящее время имеются  все основания говорить о глобальном характере политики Франции. В качестве подтверждения этого могут служить  перечисленные ниже факторы.

  • Особое значение для внешней политики Франции имеет ее географическое положение. Несмотря на процесс деколонизации, Франции удалось в значительной степени сохранить свое присутствие во всех регионах мира. Эти земли, общая площадь которых составляет 120 тыс. кв. км, а население – около 1,5 млн. человек, обеспечивают присутствие Франции в трех океанах, снабжают метрополию необходимым сырьем. Заморские территории предоставляют большие возможности для туризма и открывают перед страной обширные морские пространства.
  • Свой мировой статус Франция поддерживает благодаря активному участию в международных универсальных и региональных организациях. Страна является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Поддерживая привилегированное положение в этой авторитетной организации, Франция активно участвовала и участвует в осуществлении многочисленных мирных инициатив ООН на Ближнем Востоке, в Африке, Камбодже, Югославии и других «горячих точках» планеты.
  • Франция является одним из главных вдохновителей и организаторов европейского строительства: от Европейского объединения угля и стали (1951) до Европейского союза (1993). Вместе с Германией она играет роль «мотора» европейской интеграции.
  • Франция входит в «большую восьмерку» (первоначально «большую семерку», созданную по инициативе французского президента в 1975 г.), являющуюся клубом наиболее влиятельных государств для согласования позиций по самым актуальным проблемам современности.
  • Место в неформальной структуре «сильных мира» гарантировано Франции ее лидирующими позициями в мировой экономике. По экономической мощи она занимает четвертое место на планете.
  • Франция является одной из пяти ядерных держав мира (с 1960 г.). Наряду с третьим в мире ядерным потенциалом она обладает мощными обычными вооруженными силами. Оспаривая доминирование США, Франция является главным инициатором и вдохновителем создания «европейской автономной системы обороны».
  • Франция активно участвует в осуществлении космических программ. С 1964 г. действует космодром в Куру (Французская Гвиана). Силами французских ученых создана ракета-носитель «Ариан», введены в эксплуатацию ее различные модификации. Французская космическая программа стала основой для деятельности Европейского космического агентства.
  • Франция играет активную роль в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), заменившей Организацию Европейского экономического сотрудничества, созданную в свое время для реализации плана Маршалла. Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже, а задачей ее членов является обеспечение устойчивого мирового социально-экономического развития.
  • Международное значение имеет культурное наследие французского народа. Страна проводит активную внешнюю культурную политику, на реализацию которой выделяются значительные финансовые средства. На девятом месте в мире по числу говорящих стоит французский язык. На протяжении столетий выполняя функцию языка дипломатии, он является одним из шести официальных языков ООН. Его изучают в системах образования всех регионов мира. В Париже находится штаб-квартира ЮНЕСКО (1, 4-6).

Таким образом, не претендуя  на мировое лидерство, Франция по-прежнему является ведущей державой планеты, осуществляющей активную внешнюю политику. Вес страны в мировой политике обеспечивается не только традициями и исторической памятью, но и ее значительным экономическим, военно-политическим и культурным потенциалом. Авторитет Франции в мировой политике выдвигает ее в разряд одного из приоритетных и надежных партнеров Казахстана в Европе как на данном этапе исторического развития страны, так и в перспективе.

Актуальность  исследования. Франция на современном этапе играет одну из ключевых ролей в многополярном глобализирующемся мире, ее бесспорно можно назвать «великой державой» современного мира. Это предположение базируется на следующих принципах.

Во-первых, потому что Франция обладает умением самостоятельно определять свою внешнюю политику, неизменно отстаивать свои интересы, и могла бы стать образцовым примером для многих стран, в том числе и для Казахстана, которому свойственно перенимать и усваивать полезный опыт, развивая вместе с тем и сохраняя свою уникальность.

Во-вторых, усиливающееся  влияние Франции в мировой  политике провоцирует общий интерес к ней с целью прогнозирования собственного статуса на мировой арене и возможной оценки «геополитического равновесия».

Одной из характерных особенностей внешней политики Франции является преемственность. Став президентом, Николя Саркози заявил, что продолжит  внешнеполитическую деятельность Жака Ширака, назвав итог предыдущего президентства в этой области «образцовым», предлагая, однако, новую доктрину французской дипломатии, которая служила бы «становым хребтом» ее многогранной деятельности. Жак Ширак, в свою очередь, также являлся условным продолжателем стратегии внешней политики предыдущих президентов Пятой Французской республики, начиная отсчет с периода президентства Шарля де Голля, который стал уникальнейшим реформатором в истории Франции, сумевшим заложить основы стратегии международной позиции Франции во всех многосторонних геополитических процессах. В то же время нельзя говорить о том, что внешняя политика Франции на протяжении длительного периода времени остается неизменной. Поскольку каждый из новых президентов Франции создает новые векторы влияния, меняя приоритеты в определенных пределах в соответствии с изменяющимися событиями на мировой политической арене (2, 12).

Так, с приходом к власти Николя Саркози, внешняя политика Франции, а более конкретно, внешнеполитические приоритеты, условно поделились на две категории: категория долговременных направлений и категория моментальных неотложных действий (3, 34).

К долговременным целям французской  дипломатии относятся общие приоритеты всех президентов Пятой республики. Это обеспечение безопасности и независимости Франции и французов, имеющих глобальные интересы и мировую ответственность в том,  что касается ответа на новые угрозы – терроризм, распространение ядерного оружия и разрушение окружающей среды, где многостороннее сотрудничество является необходимым ключом к успеху. Не менее важной целью являются защита всеобщих ценностей свободы, уважения прав человека и его достоинства, а также продвижение торгово-экономических интересов страны в мире, чтобы укрепить ее позиции в условиях глобализации. Внешняя политика Франции затрагивает, так или иначе, все страны мира (3, 35). В этой связи опыт Франции представляет определенный интерес для Казахстана, где новые экономические и политические реалии внесли существенные коррективы в характер, формы и направления международной политики в условиях усиливающегося влияния интеграций.

В целом, исследование проблем, заявленных в курсовой работе, предполагает возможность найти ответы на ряд вопросов (приоритеты, задачи, инструменты французской внешней политики), решение которых необходимо:

- для осознания казахстанским  экспертным сообществом роли  Франции в Европе и в мире; 

- для формирования с  помощью экспертного сообщества  современного казахстанского внешнеполитического курса, адекватно учитывающего политику  Евросоюза в целом и Франции как традиционного партнера Казахстана, в частности.

Объектом курсовой работы является Франция и ее место в системе международных отношений в конце ХХ – начале ХХI вв. В этой связи рассматриваются наиболее важные сферы и аспекты, которые так или иначе позволяют более широко рассмотреть роль Франции в мировой политике и экономике.

Предметом исследования выступает специфика внешнеполитической доктрины Франции как наиболее активного участника международных отношений.

Целью курсовой работы является определение статуса и значения Франции в современных международных отношениях, объективный анализ формирования и эволюции внешней политики Франции на рубеже ХХ – ХХI вв.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение ряда конкретных и взаимосвязанных задач:

  1. охарактеризовать внешнеполитическую стратегию Франции на текущем этапе, выделить основные направления и особенности ее внешнеполитического курса;
  2. оценить роль и место Франции в укреплении европейского строительства с точки зрения механизмов принятия решений, подробно рассмотреть деятельность Франции в рамках Европейского Союза;
  3. исследовать положение Франции в НАТО и проблемы военно-политической интеграции в Западной Европе;
  4. проанализировать участие Франции в разрешении международных конфликтов и кризисов и проследить взаимодействие Франции с другими международными акторами по проблеме их урегулирования;
  5. выявить общие тенденции экономического развития Франции, определить роль Франции в системе мирохозяйственных связей и степень влияния Франции на мировую экономику.

Методологическую  основу курсовой работы составляют классические методы исторической и политической наук: принципы историзма, диалектики и системности. Материал изучался с учетом внешних и внутренних факторов политического процесса, взаимозависимости объективного и субъективного, общего и частного. В основу рассмотрения исследуемых вопросов положен проблемно-хронологический  подход, позволяющий изучить политические процессы в динамике: в процессе их появления, становления и последующей эволюции. В то же время автор опирался в исследовании на общегуманитарные методы познания (анализ и синтез, индукция, классификация), а также использовал значимые в политологии подходы – системный и сравнительный, без которых анализ столь сложных систем, как внешнеполитические институты и процессы, был бы существенно обеднен.

Источниковая  база исследования. Для раскрытия поставленных целей и задач был использован широкий круг источников, в числе которых: официальные документы (декларации, международные договоры, соглашения, нормативно-правовые акты и др.); выступления, пресс-конференции, интервью государственных деятелей и других официальных лиц; cooбщeния казахстанских, poccийcкиx и зapyбeжныx инфopмaциoнныx aгeнтcтв; мемуары и источники эпистолярного характера; cтaтиcтичecкиe мaтepиaлы; исследования и научные разработки зарубежных, российских и кaзaxcтaнcкиx aвтopoв; учебные пособия, статьи и аналитика из периодических изданий. В целом информация по проблематике исследования вполне доступна как в физическом, так и в электронном виде, что способствует облегчению поиска необходимых документов. Комплексное сочетание разных групп источников позволяет осветить проблемы, изучаемые в работе, с разных сторон, увидеть различные нюансы и, проведя анализ, сделать необходимые выводы.

Степень изученности  проблемы. Историографический анализ рассматриваемой темы был сделан на основе изучения многочисленных работ российских, казахстанских, зарубежных исследователей.

Основополагающее значение в процессе исследования имело изучение работ российских франковедов: В.П. Смирнова (25), Ю.И. Рубинского (26, 27, 28), Е.А. Нарочницкой (29), В.С. Михеева (30).

Среди российских исследований можно выделить статью Ю.И. Рубинского под названием «Николя Саркози: прагматизм и преемственность». Здесь наиболее ярко и целостно отражены важные аспекты внешней политики Франции, а также изменения, возникшие с приходом к власти Николя Саркози. В данной статье присутствует характеристика стратегических планов Н. Саркози, который намерен уделить первоочередное внимание приданию нового импульса процессу европейской интеграции, восстановлению дружественных отношений с США, созданию союза стран Средиземноморья, активизации сотрудничества с Африкой, которое становится все более обременительным и накладным, при общей нестабильности и нищете в данном регионе, что вызывает диссонанс в финансовых вопросах. Помимо этого, проведена параллель с историей, историческим наследием внешнеполитических идей (4, 111-123).

Значительный вклад в  исследование вопросов теории и практики внешнеполитической доктрины Франции внесли такие специалисты, как Ф. Моро-Дефарж, Е.А. Кожокин, Т.Н. Андреева, А.В. Акульшина, В.А. Артемов, К.П. Зуева и др. Указанные вопросы рассматривались также рядом зарубежных ученых.

Работ, посвященных проблеме внешней политики Франции, в отечественной (казахстанской) историографии не так много.

Статьи Байзаковой К.И. «Вопросы европейской безопасности и обороны во внешней политике Франции» (5, 36-42), Макашевой К.Н. «Процесс европейской интеграции и позиция Франции» (6, 51-56) детально описали роль Франции в мировой политике.

Заслуживает внимания коллективная монография «История международных отношений» в трех частях, авторами которой являются: Байзакова К.И., Губайдуллина М.Ш., Макашева К.Н. и другие, под общим руководством профессора Ибрашева Ж.О. (7).

Относительно механизмов осуществления внешней политики Франции можно назвать ряд  статей казахстанских исследователей, посвященных отдельным аспектам французского внешнеполитического курса – С.М. Акимбекова, O.K. Тогузбаева, С.Ж. Сапанова.

Изучению отдельных вопросов европейской безопасности посвящены  коллективные монографии и ряд статей казахстанских авторов: Ж.У. Ибрашева, Г.Ф. Дубовцева, Е.Р. Берсимбаева, М.Ш. Губайдуллиной, А. Едильбаевой, К.И. Байзаковой.

Таким образом, в отечественной  литературе имеется ряд работ, в  которых исследуются отдельные  аспекты европейской системы  безопасности, и, так или иначе, затрагиваются вопросы политики Франции в области безопасности.

Очевидно, что исследования, написанные российскими и казахстанскими аналитиками, не могли бы дать возможности  объективного и достоверного анализа. Поэтому автор обращался к зарубежным источникам на французском и английском языках, что способствовало более разностороннему и обширному анализу рассматриваемого объекта.

Структура исследования. Цели и задачи, поставленные автором, источниковая база и изученная литература определили структуру и содержание работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Политические аспекты участия Франции в международных отношениях

 

1.1. Внешнеполитическая стратегия Франции

Франция, верная принципам  евроатлантической солидарности, вместе с тем, проводит самостоятельный  внешнеполитический курс, направленный на усиление роли страны в международных  делах и укрепление ее авторитета в мире.

Страницы:123456следующая →
Описание работы
На протяжении нескольких столетий Франция занимает одно из ведущих мест в мировой политике и экономике. Франция традиционно является одним их тех государств, которые участвуют в выработке ключевых международных решений, определяющих судьбы всего мира. Образную характеристику соотечественникам дал в своей книге «Старый режим и Французская революция», изданной в 1856 г., выдающийся историк XIX в. Алексис де Токвилль: «Французы – это одновременно самая блестящая и самая опасная нация в Европе, лучше всех приспособленная стать в глазах других народов предметом восхищения, ненависти, сострадания, ужаса, но никогда – безразличия» (1, 3). Около двух с половиной веков прошло после выхода исследования, однако прозвучавшая в нем характеристика является актуальной и сегодня.
Содержание
содержание отсутствует