Государственный долг Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
- раскрытие сущности государственного долга, его экономического значения;
- анализ состояния государственной задолженности;
- исследование тенденций изменения ситуации в будущем.
Исследуются также способы управления государственным долгом, предлагаются альтернативные методы и механизмы его регулирования.
Для достижения намеченной цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственного долга, его основные виды и причины возникновения;
-дать оценку нынешнему уровню как внутренней, так и внешней государственной задолженности;
- не только осветить нынешние способы управления государственным долгом, но и предложить возможные пути совершенствования этих механизмов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………4
1 Теоретико-методологический подход к определению государственного долга………………………………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие, виды государственного долга и причины его возникновения……...5
1.2 Государственный долг и бюджетный дефицит………………………………...7
1.3 Социально-экономические последствия государственного долга…………...10
1.4 Управление государственным долгом………………………………………...12
2 Анализ задолженностей государственного долга Республики Беларусь………….......................................................................................................15
2.1 Исчисление государственного долга. Анализ задолженности. государственного долга за 2008-2009 гг…………………………………………...15
2.2 Проблемы государственного долга и предложения по их решению………...16
Заключение…………………………………………………………………………..21
Список использованных источников………………………………........................23
Приложение А. Внешний государственный долг Республики Беларусь за 2007-2009..…………………………………………………………………………………24
Приложение Б. . Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь гг.……………………………………………………………………………………..25
Приложение В. Внутренний государственный долг Республики Беларусь за 2008- 2099 гг.………………………………………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………………4

1 Теоретико-методологический подход  к определению государственного долга………………………………………………………………………………….. 5

1.1 Понятие, виды государственного долга и причины его возникновения……...5

1.2 Государственный долг и бюджетный дефицит………………………………...7 

1.3 Социально-экономические последствия государственного долга…………...10 

1.4  Управление государственным долгом………………………………………...12 

2 Анализ задолженностей государственного долга Республики Беларусь………….......................................................................................................15

2.1 Исчисление  государственного долга. Анализ задолженности. государственного долга за 2008-2009 гг…………………………………………...15

2.2 Проблемы государственного долга и предложения по их решению………...16

Заключение…………………………………………………………………………..21

Список использованных источников………………………………........................23

Приложение А. Внешний государственный долг  Республики Беларусь за 2007-2009..…………………………………………………………………………………24

Приложение Б. . Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь гг.……………………………………………………………………………………..25 

Приложение В. Внутренний государственный долг Республики Беларусь за 2008- 2099 гг.………………………………………………………………………...26

 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Экономический опыт Беларуси последних лет наглядно подтвердил, что высокий уровень  инфляции, бесконечное падение обменного  курса рубля, невыполнение им своих  основных функций как меры стоимости, средства платежа и средства сбережения доходов есть прямое следствие несбалансированности доходов и расходов государства. А точнее, расходов государства, которые в значительной степени не покрывались доходами бюджета, компенсировались кредитной эмиссией Национального банка, что, в свою очередь, подстегивало рост цен.

     Достигающие огромных размеров дефициты приводят к увеличению государственного долга, усилению налогового пресса на юридических  и физических лиц, становятся главной  причиной инфляции, отвлекают кредитные  ресурсы из сферы производительного их использования, способствуют росту ссудного процента. Тема моей курсовой работы является очень актуальной, т.к. на сегодняшний день проблема государственного долга в Республике Беларусь стоит очень остро.

     Предметом данной работы является изучение государственного долга, его связи с бюджетным дефицитом; социально-экономических последствий и  методов управления государственным долгом.

     Объектом  исследования является анализ задолженности  государственного дога за 2008-2009- гг.

       Целью данной работы является:

- раскрытие сущности государственного долга, его экономического значения;

- анализ состояния государственной задолженности;

- исследование тенденций изменения ситуации в будущем.

     Исследуются также способы управления государственным долгом, предлагаются альтернативные методы и механизмы его регулирования.

Для достижения намеченной цели решаются следующие  задачи:

- рассмотреть  понятие государственного долга,  его основные виды и причины  возникновения;

-дать оценку нынешнему уровню как внутренней, так и внешней государственной задолженности;

- не  только осветить нынешние способы  управления государственным долгом, но и предложить возможные  пути совершенствования этих  механизмов.  
 
 
 

    1 Теоретико-методологический  подход  к определению  государственного  долга

    1.1 Понятие, виды государственного долга  и причины его возникновения 

     Государственный долг – это общий размер задолженности государства своим или иностранным физическим  и юридическим лицам, правительствам других стран.[13,с 389] Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. 

     В развитых странах государственный  долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

     Наиболее  полно величину государственного долга  отражает общегосударственный долг, который включает задолженность центрального правительства, долги государственных предприятий и местных органов власти.[6, с. 266]

     Государственный долг образуется путём временной  мобилизации государством  дополнительных средств для покрытия своих расходов путём выпуска правительственных займов. Правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у центрального банка и внешние межправительственные займы.[6, с 267]

     Государственный  долг выступает в двух видах: внутреннем и внешнем.

Внутренний  государственный долг – задолженность федерального правительства гражданам  и организациям своей страны. Государственные займы выступают в форме долговых обязательств, которые могут носить  кратко- ( до 1 года), средне-( от 1 до 5 лет) и долгосрочный характер( от 5до 30 лет) характер и должны быть погашены  в установленные сроки.

    Внутренний  государственный долг в Беларуси может выступать в виде:

- займов, выпускаемых в форме ценных  бумаг от лица Совета Министров  Республики Беларусь;

-   кредитов Национального банка  Республики Беларусь;

других  долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь

     Внешний государственный долг – задолженность федерального правительства страны гражданам и организациям других стран.[1, с. 389]

     Внешний долг республики появился в 1992г. Первые кредиты были предоставлены Комиссией Европейского сообщества, США, Германией и Россией. Эти заемные средства были использованы для закупки зерна, сахара, подсолнечного масла, детского питания, медикаментов и медицинского оборудования, стабилизации платежного баланса и покрытия бюджетного дефицита. Такая направленность использования внешних заемных средств на социально-значимые и невалютоокупаемые проекты сохранилась до настоящего времени, предопределив проблемы с погашением и обслуживанием значительной части долга.

        Различают капитальный и текущий государственный долг.

    Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

    Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.[15]

    Основным  нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном  долге Республике Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.[10, с 120]

    Различают также  долго- и кратко срочную  задолженность; государственную и гарантированную государством, а также частично негарантированную государством задолженность. Долгосрочная внешняя задолженность – это задолженность со сроком долгового обязательства свыше оного года, которая взята у иностранного государства и должна быть погашена иностранной валютой, товарами и услугами. Она включает кредиты Международного валютного фонда, прямые инвестиции и т.д. Краткосрочная внешняя задолженность – задолженность со сроком долгового обязательства мене года. Государственной и гарантированной государством внешней задолженностью являются все внешние обязательства, которые взяло на себя государственное учреждение как должник или гарант. Обязательства частного лица, не имеющего гарантий государственного учреждения, называются частично негарантированной государством внешней задолженностью

    Понятие «основной долг» – это сумма  займа (кредита), фактически полученная заёмщиком, подлежащая возврату и не возвращённая им. Общая сумма государственного долга является своего рода показателем состояния финансов государства. Чем больше объём государственного долга, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом (поскольку долг выплачивается за счёт бюджетных средств). Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране.[6, с 265]

    Причинами государственного долга являются:

а) увеличение государственных расходов в военное  время (или в периоды других социальных конфликтов). В этот период для экономики  характерна переориентация части ресурсов а нужды военного производства ( вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является сектором, который только потребляет, правительства изыскивает средства для его финансирования.

б) спады  в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путём продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг.

в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики( без соответствующей корректировки государственных расходов)

     Причины государственного долга обусловлены, как правило, кризисными явлениями  в экономике. Также причинами государственного долга являются, рост предельных производственных издержек, неконтролируемая эмиссии национальной денежной единицы, рост товарно-денежного оборота в теневой экономике, потерь, хищений [3, с 208]. 
 

       1.2 Государственный долг и бюджетный дефицит. 
 

      Бюджетный дефицит- это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счёт роста государственного долга, либо путём эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту бюджета подходят очень внимательно. В целом вырисовались три основные концепции балансирования бюджета: ежегодного балансирования, циклического балансирования и функциональных финансов. [7,с 214] 

      Различают следующие виды бюджетных дефицитов: 

1.  Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных

стабилизаторов.

2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами

бюджета в условиях полной занятости.

3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычето инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

4.  Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего

дефицита  и всей суммой выплат по долгу.

5.  Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета,

обусловленный, квазифискальной деятельностью  государства.

      "Встроенный"(автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь