Государственный бюджет. Проблемы государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. Поэтому ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на г

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования.
1.1. Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь……………………………………………………………….
1.2. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь………………………………………………....
1.3. Формирование расходной части государственного бюджета……..
2. Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг………...17
2.1. Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет…………………………………………………….....
2.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета….
2.3. Проблема государственного долга……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                    Стр. 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3 

1. Государственный  бюджет, понятие и проблемы формирования.

     1.1.  Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь……………………………………………………………….

     1.2. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь………………………………………………....

     1.3. Формирование расходной части  государственного бюджета……..

2. Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг………...17

     2.1. Понятие и виды бюджетных дефицитов.  Бюджетный излишек. Сбалансированный  бюджет…………………………………………………….....

     2.2. Способы финансирования дефицита  государственного бюджета….

     2.3. Проблема государственного долга……………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………27

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………………………………………..28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Государство, его институты и структуры  играют исключительно важную роль в  экономике каждой страны. Поэтому  ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая  система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Одним из важнейших экономических показателей любой страны является состояние государственного бюджета. Перед государством стоит задача балансирования доходов и расходов. Однако финансовая система зачастую  сталкивается с такими проблемами как дефицит бюджета и государственный долг.

       Целью данной работы является раскрытие понятий государственного бюджета и государственного долга. Охарактеризовать финансовое положение Республики Беларусь на современном этапе экономического развития.

       Задачей данной курсовой работы является рассмотрение теоретических вопросов формирования доходной и расходной части государственного бюджета, сущности бюджетного дефицита, его виды, а также особенности бюджетного устройства в Республики Беларусь.

       Анализ источников финансирования государственного долга, а также выявление возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Государственный  бюджет, понятие и  проблемы формирования.

1.1. Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь.

       Бюджет  представляет собой системно сгруппированную  сводку сметных расходов и предусмотренных  для их покрытия доходов на один год.[4, c.105] Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет.

Понятие государственного бюджета многогранно. Бюджет может рассматриваться как экономическая категория, основной финансовый план государства, инструмент государственного регулирования или закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. По своей экономической сущности госбюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы доходов и расходов государства.[4, c.106]

       В центральном бюджете концентрируется  основная часть денежных средств  государства. По своей внешней форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части  финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Расходная и доходная части могут быть использованы в целях регулирования экономики. Признание бюджета основным финансовым планом страны определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется половина национального дохода. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

     Бюджет  является и исторической категорией, появившейся с возникновением государства  и развитием товарно-денежных отношений  и действующей в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных функций. Поэтому его сущность как экономической категории не меняется, но на содержание и структуру влияют субъективные и объективные факторы. Среди объективных факторов выделяют преобладающую форму собственности, природные, экономические, социальные, национальные особенности страны; к объективным относятся государственное устройство, политика правительства, внешняя экономическая ситуация.

     Структура бюджета определяется государственным устройством. В разных странах мира бюджетное устройство отличается в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и др. факторов.

     Основными считаются две формы государственного управления: единое - унитарное и  федеративное. В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Польша), имеются два уровня бюджетов: государственные и местные. В федеративных государствах (Россия, Германия, США, Канада)- три звена: федеральный бюджет, членов федерации (штатов-США, земель - Германия, республик - Россия) и местные бюджеты. Такое бюджетное устройство достигается вследствие разделения источников формирования доходов всех видов бюджетов, в том числе распределения налоговых поступлений среди субъектов по различным направлениям: между центром и территориями, между органами власти одного уровня. Это явление получило название бюджетного федерализма. 

     Бюджетный федерализм предполагает взаимодействие органов власти различных уровней  с целью формирования, присвоения, распоряжения и использования денежных ресурсов общества.[6, c.78]

С помощью  системы налогов, платежей, сборов, расходов государство централизует, распределяет и перераспределяет бюджетные средства между уровнями государственной власти.

     Средства  местных бюджетов предназначены  для решения задач, отнесенных к  ответственности местных органов  власти. Значительная их доля, как правило, направляется на экономическое и социальное развитие региона.

     Для определения единой бюджетной политики государства, отдельных регионов, выявления  определённых тенденций в развитии доходов, расходов государства - самостоятельные бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет регионов: района, города, области, республики в целом. На практике такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета.[6, c.79]                                                                                                                         

     Он  не имеет юридической силы и используется для расчетов и анализа. По существу он представляет собой свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административного образования, используемого в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также сбалансирования бюджетов соответствующей территории посредством регулирования доходными источниками. Консолидированный бюджет позволяет всесторонне изучать, а затем совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и повышать эффективность использования бюджетных ресурсов. К консолидированным бюджетам можно отнести бюджет республики, области, района и города, имеющего районное деление и соответственно бюджеты.

Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную  систему государства.

     Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, построение которой соответствует государственному устройству и конституции данной страны.[6, c.81]

     Бюджет  выполняет следующие функции:

- распределительную  (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода);

- контрольную  (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);

- регулирующую (изменения расходов и доходов  госбюджета позволяют смягчить  спад производства, снизить уровень  безработицы, т. е. стабилизировать  экономику)

       Государственный бюджет строится на четырёх принципах:

- единства,

- полноты,

- реальности, 

- гласности.

     Важнейшим принципом построения бюджета является принцип единства. Он означает, что  в стране имеется один бюджет, в  котором объединены все государственные расходы и доходы. Единство достигается посредством использования единой  законодательной базы, бюджетной документации и статистической отчётности. Единство основано и на взаимодействии бюджетов всех уровней через использование доходных источников, бюджетов нижестоящего уровня, а также образования региональных бюджетных фондов.

Требование  единства дополняется принципом  полноты, что предполагает учёт по каждой статье всех затрат и поступлений. Принцип  полноты отражает объективную необходимость  сосредоточения в бюджете всех доходов и расходов органов государственной власти и управления. В этой связи необходимо определить все денежные поступления, а также размеры и конкретные направления расходов бюджета.

       Бюджет  должен быть реальным, учитывать конкретную экономическую и политическую ситуацию, тенденции развития производства, общегосударственные потребности. Поэтому его показатели следует обосновывать многовариантными расчётами, учитывать результаты глубокого анализа исполнения бюджетов, финансовых планов ведомств за прошедший период, прогнозные оценки. 

     Широко  применяется моделирование движения бюджетных ресурсов на текущий год, более длительные периоды, а также  их корректировку в течение бюджетного года в связи с изменением конкретных обстоятельств.

     Гласность выступает важным условием соблюдения прав человека, демократических преобразований в стране.

     Формирование  доходов бюджета (прежде всего через  налоги, сборы), как и направление бюджетных ресурсов, затрагивает интересы субъектов хозяйствования и всех членов общества. Поэтому они должны быть осведомлены о содержании бюджета, источниках его формирования, порядке изъятия налоговых платежей. С данной целью проекты бюджетов всех уровней подлежат детальному рассмотрению, обсуждению в органах управления, в специальных комиссиях. Бюджет и отчёт о его исполнении за предшествующий период публикуется в печати и, таким образом,  становится гласным объём доходов и расходов, основные источники поступлений, направления расходов на текущий год.

     Составление и исполнение бюджета предполагает соблюдение определённых правил. Прежде всего, устанавливается бюджетный год, период, в течение которого существует данный бюджет. Он равняется двенадцати месяцам, но начинается в разное время. В Беларуси совпадает с началом календарного года.

     Согласно Конституции Республики Беларусь, “бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты. Доходы бюджета формируются за счёт налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счёт республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом,  в Республике Беларусь,  могут создаваться внебюджетные фонды”. (Средства  правительств и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.) Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты - решениями местных Советов депутатов.

     Первый  Закон Республики Беларусь “О бюджетной  системе  в Республике Беларусь”  был принят в июне 1993 года. Этот закон впервые  устанавливал основные понятия бюджетной системы и принципы организации бюджетного устройства в республике как самостоятельном независимом государстве.

Информация о работе Государственный бюджет. Проблемы государственного долга