Государственная внешнеэкономическая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:15, реферат

Описание работы

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) – это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей (ВЭС) и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими ВЭП являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.

Работа содержит 1 файл

Внешнеэкономическая политика России.docx

— 19.27 Кб (Скачать)

Государственная внешнеэкономическая  политика России.

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) – это целенаправленные действия государства и его органов  по определению режима регулирования  внешнеэкономических связей (ВЭС) и  оптимизации участия страны в  международном разделении труда. Основными  составляющими ВЭП являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и  импортную политику), политика в  области привлечения иностранных  инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того,

ВЭП решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических  операций с отдельными государствами  и регионами, что связано с  обеспечением экономической безопасности страны.

Основные средства осуществления внешнеэкономической  политики: таможенно-тарифная система  и нетарифные барьеры, регулирование  движения капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей  силы, торговля ценными бумагами и  др.

Важнейшая составная  часть внешнеэкономической политики – внешнеторговая политика. Внешнеторговая политика государства – это определение  стратегии и совокупность разнообразных  форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование  торговых отношений с другими  странами мира и (или) их группировками.

Основой внешнеэкономической  политики (ВЭП) страны является ее законодательная  база, т.е. система законодательных  актов, определяющих правила осуществления  внешнеэкономической деятельности. Основополагающие документы по этому  вопросу в России были приняты  в 90-е годы ХХ столетия.

Основные цели и  принципы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ (вступившего  в силу с 18 июня 2004 года). "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

К важнейшим целям  государственного регулирования относят  обеспечение благоприятных условий  для внешнеторговой деятельности, а  также защиту экономических и  политических интересов Российской Федерации.

В законодательной  базе государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности предусматриваются не только меры по государственному регулированию внешнеторговой деятельности и защите экономических  интересов Российской Федерации  при осуществлении внешней торговли, но и меры по регулированию иностранных  инвестиций.

Используются 4 основных регулирующих инструмента:

• таможенные тарифы;

• ограничительные  условия;

• межгосударственные договоры и соглашения;

• мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Важным фактором, влияющим на внешнеэкономическую деятельность и экономическую ситуацию страны, является обменный курс рубля. Здесь  возможны два варианта, которые условно  можно охарактеризовать как политику "слабого" или "сильного" рубля. Сохранение "сильного" рубля повышает конкурентоспособность отечественных  товаров, выгодно для экспортного  сектора, но такая политика имеет  ряд негативных последствий (в частности, консервирует неэффективную структуру  экономики). Инвестиционно-активная стратегия, ориентированная на модернизацию российской экономики, требует принятия стратегии "сильного" рубля. Однако при этом необходимо поддерживать соответствие между темпами укрепления рубля  и скоростью осуществления преобразований в стране.

Политика государства  в области внешней торговли осуществляется с помощью таможенно-тарифных и  нетарифных методов регулирования. Таможенно-тарифное регулирование  заключается во введении экспортных и импортных таможенных пошлин для  защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений. Регулируя  размер данных пошлин, государство  тем самым оказывает влияние  на ввоз и вывоз товаров в экономических  интересах страны. На нежелательные  товары устанавливаются высокие  таможенные пошлины. На нужные экономике  товары, наоборот, вводится благоприятный  таможенно-тарифный режим.

В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это  тем, что при переходе от централизованно - планируемой экономики к рыночному  хозяйству таможенный тариф в  наилучшей степени может выполнить  роль механизма приспособления экономики  России к мировому рынку. В отличие  от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает  связь между мировым рынком и  национальной экономикой, т.к. является по сути единственным гибким экономическим  регулятором ввоза конкретных товаров.

Нетарифное регулирование  – метод государственного регулирования  внешней торговли, осуществляемый путем  введения количественных ограничений  и иных запретов и ограничений  экономического характера.

Наиболее распространенные в настоящее время нетарифные ограничения включают следующие  меры:

1) административные  меры: количественные ограничения,  квотирование (установление пределов  экспорта и импорта), лицензирование (выдача разрешений), сертификация. Лицензирование является основной  формой осуществления экспортного  контроля за товарами военного  и двойного назначения (используемых  как в мирных, так и в военных  целях), экспорт которых может  угрожать национальной и международной  безопасности. Кроме того, лицензирование  – форма контроля за экспортом  диких животных, слоновой кости,  рогов, кораллов, коллекционных материалов  по минералогии и биологии, лекарственного  сырья растительного и животного  происхождения и некоторых других  товаров и услуг.

2) технические барьеры  в торговле: санитарно-ветеринарные  нормы и стандарты в тех  случаях, когда они затрудняют  экспорт или импорт товаров  либо прямо дискриминируют иностранные  товары, промышленные стандарты  и требования безопасности, требования  к упаковке и маркировке товаров,  включая торговые знаки, экологические  нормы и требования;

3) экономические  меры: валютный контроль, контроль  за ценами, введение государственной  монополии (может быть введена  на экспорт отдельных видов  товаров, имеющих особое значение  для государства).

Для защиты экономических  интересов российских производителей могут вводиться специальные  защитные, антидемпинговые и компенсационные  меры при импорте товаров.

Становление в России экономики открытого типа создает  благоприятные возможности для  ее интеграции в мировую и превращение  внешнеэкономических связей в важный самостоятельный фактор роста и  упрочнения международных позиций  страны.

Необходимо более  рационально использовать отечественные  энергоресурсы. Физические объемы нефти  и газа не бесконечны. Стоит вести  продажу не только сырье, но и нефтепереработки, нефтехимии, металлургии, электроэнергии и других энергоемких товаров.

При индустриализации экспорта нельзя забывать и о будущем  мирового рынка услуг, который на сегодняшний день развивается быстрее  рынка товаров. Перспективными представляются услуги транспорта, связи, освоение космоса, туризм, образование, программные продукты, а также экспорт технологий.

Необходимо переориентировать  импорт на инвестиционные цели. Здесь  могло бы сыграть изменение государственного регулирования импорта. Для этого  в Таможенном тарифе России нужно  четко разграничить уровни обложения  импортной продукции, конкурирующей  и не конкурирующей с российской, выстроить иерархию ставок, пошлин в зависимости от степени обработки  ввозимых товаров.

В защите отечественного производителя от внешней конкуренции  нужно переходить к применению оперативных  административных защитных мер признаваемых международным торговым правом (это  тарифные квоты, антидемпинговые и  компенсационные пошлины и др.). На данный момент Россия пока пользуется ими в разы реже остальных стран  мира.

Также необходимо развивать  внешнеэкономические связи страны по всем направлениям, а не отдавать преимущество в основном Европе. Это  обусловлено тем, что другие направления  могут быть тоже полезны для России. Например, Азиатское направление. Именно Азиатско-Тихоокеанский регион имеет  новые технологии, велик спрос  на услуги строительства, энерготовары, среднетехнологичную технику российских предприятий и российскую спецтехнику. Регион обладает немалыми инвестиционными  ресурсами, имеет отсутствующие  в России сырье (каучук, тропическое  продовольствие и волокна, редкие металлы), может поставлять качественную и  недорогую техническую комплектацию. Наконец, усиленная торговля на этом направлении способна существенно  ускорить развитие Сибири и Дальнего Востока, при условии, что они  будут специализироваться на экспорте не только сырья, но и промышленной продукции.

Что касается сотрудничества со странами СНГ, то эти рынки богаты сырьем, продовольствием и дешевой  рабочей силой. Они привыкли к  российской технике и менеджменту  организации, их нельзя "отдавать" конкурентам.

Североамериканское  направление является на сегодняшний  день местом самых передовых технологий, однако Россия использует это направление  в основном для импорта продовольствия. Можно было бы вывести на американский ранок российский сжиженный газ. Перспективны объединения между  Дальним Востоком и тихоокеанским  побережьем США и Канады в авиакосмической, автомобильной, атомной промышленности, сельхозмашиностроение, а также научно-техническое сотрудничество.

Рынки развивающихся  стран могут быть полезными для  российского бизнеса наличием дефицитного  сырья, дешевой рабочей силы, сохранившимся  спросом на товары средней технологичности, востребованностью услуг капитального строительства и геологоразведки. Чтобы изменить сложившееся положение, необходимо вернуть Россию на рынки  капитального строительства этих стран, поощрять российские компании.

Для повышения внешнеэкономических  связей страны многое может дать и  правильная применяемая политика конкуренции. Она не может быть одинаковой для  внутрихозяйственных операций и  при экспорте и должна поощрять объединения  усилий российских экспортеров для  борьбы на внешних рынках, где они  сталкиваются пока с более мощными  соперниками.

На сегодняшний  день Россия ценится как партнер  на мировой арене. Для самой России значение внешнеэкономической сферы  очень существенно. Сфера внешней  торговли дает огромные возможности  для становления и развития экономики, формирования бюджета страны и поддержания  благосостояния народа.

Информация о работе Государственная внешнеэкономическая политика России