Государственная политика внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы является внешняя торговля Республики Беларусь. Предметом исследования - структура, проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь.
Цель работы: изучение внешней торговли Республики Беларусь, ее структуры, проблем и перспектив развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ОБЩЕТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ………………………...5
1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики……………………………………………………..5
1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики……………………11
1.3 Внешнеэкономическая сфера РБ и ее роль в формировании экономического потенциала РБ………………………………………………………………….17
2. Состояние внешней торговли Республики Беларусь……………………..20
2.1 Экспорт товаров Республики Беларусь………………………….……….20
2.2 Импорт товаров Республики Беларусь…………………………………..25
2.3 Сальдо внешней торговли Республики Беларусь………………………..29
3. Пути совершенствования структуры внешней торговли РБ…………….30
Заключение…………………………………………………………………….38

Список использованных источников………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 88.59 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1. ОБЩЕТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ………………………...5

1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики……………………………………………………..5

1.2. Основные инструменты  внешнеторговой политики……………………11

1.3 Внешнеэкономическая сфера  РБ и ее роль в формировании  экономического потенциала РБ………………………………………………………………….17

2. Состояние внешней торговли  Республики Беларусь……………………..20

2.1 Экспорт товаров Республики  Беларусь………………………….……….20

2.2  Импорт товаров Республики  Беларусь…………………………………..25

2.3 Сальдо внешней торговли  Республики Беларусь………………………..29

3. Пути совершенствования  структуры внешней торговли РБ…………….30

Заключение…………………………………………………………………….38

Список использованных источников………………………………………...39

 

Введение

 

 

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация  участия нашей страны в мировом  хозяйстве, протекающих в нём  процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить  получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.

Современное состояние мирохозяйственных  связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации  в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных  обменов. Даже государства, имеющие  громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут  эффективно развиваться без активного  участия в международном разделении труда.

В этих условиях внешнеэкономическая  политика, являясь системой мероприятий, направленных на достижение определённых преимуществ экономикой раннего  государства на мировом рынке  и одновременно на защиту внутреннего  рынка от конкуренции иностранных  товаров, приобретает особую значимость для любого государства в современных  условиях. В особенности, это касается Республики Беларусь, которая сегодня  поддерживает торгово-экономические  отношения более чем со 140 странами мира.

Исторически так сложилось, что экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние  рынки. В зависимости от применяемых  методик внешнеторговая квота (отношение  объёма внешнего товарооборота к  ВВП) в Республике Беларусь колеблется от 50 до 100%, что является объективным  свидетельством важного значения внешней торговли и внешнеторговой политики для белорусского государства, а так же необходимости постоянного повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.

Объектом исследования курсовой работы является внешняя торговля Республики Беларусь. Предметом исследования - структура, проблемы и перспективы  развития внешней торговли Республики Беларусь.

Цель работы: изучение внешней  торговли Республики Беларусь, ее структуры, проблем и перспектив развития.

Курсовая работа  включает введение, три основных раздела, заключение и список использованных источников.

В первом разделе рассматриваются  общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли. Во втором – состояние внешней торговли Республики Беларусь. В третьем – пути совершенствования структуры внешней торговли РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли.

 

 

 

    1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики.

 

 

Внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто используется для достижения определенных политических целей и, поэтому с полным правом считается составной частью внешней политики государства.

Таким образом, внешнеэкономическая  политика имеет две стороны: защитную и наступательную. Она осуществляется с помощью определенного арсенала мер, которые, весьма условно, могут  быть подразделены также на защитные и наступательные.

Как известно из экономической  истории, в различные периоды  своего развития отдельные государства  проводили ту внешнеторговую политику, которая на данном этапе в наибольшей степени соответствовала конкретной ситуации, существовавшей в данной стране. Первые попытки создания стройной концепции в области экономического развития государства и его внешнеторговой, политики имели место в период ликвидации феодальной раздробленности в Европе, создания централизованного государства и образования национального рынка.

Учитывая тот факт, что основой экономики феодального общества был купеческий капитал, для которого синонимом богатства являлись деньги, была сформулирована и соответствующая политика, получившая название меркантилизма. Ее сторонники исходили из того, что  богатство государства, которое они отождествлял и с денежным капиталом, зависит от максимально возможного накопления денег (золота и серебра). Поэтому, считали они, внешняя торговля должна быть ориентирована на накопление драгоценных металлов путем проведения политики ограничения импорта и расширения экспорта с помощью вмешательства государства и его контроля за состоянием внешней торговли. Основным средством ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок были таможенные пошлины. Одновременно, в колонии могли ввозиться товары только из метрополии. На пути поставок из других стран возводились ограничительные, а часто и просто запретительные барьеры.

По мере развития производительных сил и перехода к мануфактурному, а затем и капиталистическому способу производства политика меркантилизма постепенно трансформировалась в политику протекционизма, задачей которой было уже не накопление денег государством, а покровительство национальной экономике. В основу протекционистской политики было положено стремление защитить внутреннюю экономику с помощью таможенных пошлин и количественного ограничения импорта, а иногда и экспорта.

По мере развития капиталистического способа производства политика протекционизма вступала во все большее противоречие с интересами капиталистического производителя, стремившегося к экспансии и захвату новых рынков сбыта. Особенно остро эта проблема встала после промышленного переворота в Англии. Применение первых машин привело к сокращению издержек и увеличению объема производства. Однако на пути реализации резко возросших объемов значительно более дешевых товаров стояли созданные политикой протекционизма препятствия, приведшие на практике к разделению мировой торговли на сектора, объединявшие метрополии и связанные с ними колониальные страны.

Эти объективные потребности развития  капиталистического способа производства привели к возникновению новой концепции, так называемой теории "свободы торговли"   классиков   английской   политической   экономии А. Смита и Д. Рикардо. Главная идея их учения состояла в том, что наибольшую выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда на основе издержек производства или, как они выражались, затрат труда (абсолютных — по А. Смиту и относительных — по Д. Рикардо). В дальнейшем взгляды Д. Рикардо были развиты шведскими учеными Э. Хекшером и Б. Олиным, сформулировавшими так называемую теорию факторов производства, а также целым рядом других ученых — сторонников неолиберальной школы.

Суть взглядов сторонников ''свободной торговли" прямо противоречила  взглядам меркантилистов и представителей протекционизма, так как либералы рекомендовали государству максимально ограничить вмешательство в экономику, в том числе и во внешнюю торговлю. Оно допускалось лишь в редких случаях: обеспечение безопасности и укрепление обороноспособности страны или для нейтрализации государственной поддержки экспорта, осуществляемой другим государством.

В торгово-политической практике широко используются оба направления внешнеэкономической политики — как протекционизм, так и свобода торговли. При этом в "чистом виде" они практически никогда не используются. Тем не менее, можно весьма грубо сформулировать причины, определяющие позицию государства в проведении той или иной политики, то есть влияющие на решение вопроса: "протекционизм или свобода торговли?"

Политика протекционизма проводилась государством в те периоды, когда внутренняя экономика данной страны или ее отдельные отрасли были не достаточно конкурентоспособны на мировом рынке, а поэтому нуждались в помощи государства, которое и создавало систему защиты слабых отраслей, используя для этого определенный набор торгово-политических средств.

Напротив, когда экономика  одной из стран вырывалась вперед в своем развитии по сравнению с другими государствами, ее представители выступали с требованием устранить препятствия на пути движения товаров, и в первую очередь, таможенные пошлины и количественные ограничения, то есть выступали под лозунгом свободы торговли.

До последнего времени  основным направлением внешнеэкономической  политики был протекционизм. Свободная торговля являлась всего лишь отдельным эпизодом, исключением на фоне протекционизма.

Образование крупных монополистических  объединений (концернов, трестов и  т.д.) привело к серьезным изменениям в политике протекционизма, выразившимся в появлении нового его направления, так называемого сверхпротекционизма. Его отличие от протекционизма свободной конкуренции состоит в том, что если на домонополистической стадии протекционизм, как правило, был направлен на защиту от иностранной конкуренции наиболее слабых, неконкурентоспособных отраслей экономики, то монополистический сверхпротекционизм стал защищать как раз наиболее развитые, мощные, наиболее монополизированные отрасли. Цель такого рода политики состояла в том, чтобы находящиеся под усиленной защитой сектора экономики имели возможность за счет высокого уровня цен получать на внутреннем рынке монопольно высокую прибыль, опираясь на которую вести наступление (с помощью низких цен) на мировом рынке с целью вытеснения конкурентов. В связи с этим, такого рода политика получила также название наступательного, или агрессивного, сверхпротекционизма.

Во внешнеэкономической политике переплетаются интересы различных монополий, финансовых, торговых, профессиональных и других групп. Поэтому современная внешнеэкономическая политика — это сложная система, формирующаяся под влиянием национальных, экономических и политических факторов, под воздействием процессов, происходящих во всей системе международных экономических отношений, в первую очередь, научно-технической революции, которая резко усилила взаимозависимость хозяйств отдельных государств. Объективные требования интернационализации экономики имели следствием проходящие сейчас в мире интеграционные процессы, оказывающие огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В результате деятельности интеграционных группировок происходит формирование единой для них системы регулирования внешнеэкономических связей, получившей название коллективного протекционизма. Характерной для него является более или менее полная либерализация взаимной торговли (свобода торговли) при одновременном проведении согласованной единой протекционистской политики. В отношении не участвующих стран наиболее характерным примером этого является Европейский Союз. В формировании внешнеэкономической политики активное участие принимает государство, монополистические группировки и созданные ими различные ассоциации, объединения, комитеты и т.п. В большинстве, стран существуют крупные объединения национального капитала: национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей, торговые палаты и другие организации, воздействующие на формирование внешнеэкономической политики страны. Учитывая имеющиеся между представителями различных групп предпринимателей  противоречия, конкретная политика регулирования внешнеэкономического оборота является как бы равнодействующей различных тенденций. В ней находят также отражение как компромиссы между интересами национально обособленных капиталов, выражающих стремление обеспечить надежную защиту от иностранной конкуренции, так и объективные потребности обеспечения международного общения в условиях повышения степени интернационализации производства и капитала. 

Современная внешнеэкономическая политика осуществляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирующих и стимулирующих внешнеэкономические связи. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновременно с помощью экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых организации, экспортных премий товарного и валютного демпинга, условно беспошлинного ввоза и вывоза, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта товаров. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет также вывоз капитала.

Информация о работе Государственная политика внешней торговли