Геополитические интересы России в свете энергетической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:39, доклад

Описание работы

Основополагающая роль топливно-энергетического комплекса в экономике России выдвигает на передний план проблему энергетической безопасности страны. Это означает не только обеспечение нужд общества, но и максимально эффективное использование уникального потенциала страны, обладающей 13% мировых ресурсов нефти, 23% - угля, 45% - природного газа. В системе национальной и экономической безопасности России энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих защиты жизненно важных интересов общества, государственного суверенитета, территориальной целостности. Обеспечение энергетической безопасности России - неотъемлемая часть энергетической политики страны в целом.

Работа содержит 1 файл

Геополитические интересы России в свете энергетической безопасности.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

Геополитические интересы России в свете энергетической безопасности.

Основополагающая  роль топливно-энергетического комплекса  в экономике России выдвигает  на передний план проблему энергетической безопасности страны. Это означает не только обеспечение нужд общества, но и максимально эффективное использование уникального потенциала страны, обладающей 13% мировых ресурсов нефти, 23% - угля, 45% - природного газа. В системе национальной и экономической безопасности России энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих защиты жизненно важных интересов общества, государственного суверенитета, территориальной целостности. Обеспечение энергетической безопасности России - неотъемлемая часть энергетической политики страны в целом.

Что ослабляет наши возможности

Энергетическая  безопасность России подвержена влиянию  различных причин и дестабилизирующих  факторов экономического, социально-политического, техногенного и природного характера, причем как внутренних, так и внешних. Ни одна другая отрасль российской экономики не является, в силу объективных причин, так тесно связанной и так сильно зависимой от внешнеэкономических факторов, как ТЭК.

В настоящее время ситуация на глобальной топливно-энергетической сцене, где нарушен баланс между  центрами производства и потребления энергии, усугубляется тем, что экономические проблемы все чаще переходят в разряд политических. Если раньше политические меры служили средством решения проблем энергообеспечения, то теперь производство энергоресурсов и возможность их транспортировки к потребителям используются в качестве средства политического давления. В большей степени это относится к нефтегазовому сектору.

Геополитические и экономические  изменения в мире и, в том числе, в сопредельных государствах ближнего и дальнего зарубежья выдвигают проблему обеспечения российских интересов в энергетической сфере в разряд приоритетных в комплексе мер по обеспечению национальной безопасности. При этом важнейшим средством реализации долгосрочной энергетической политики России мы считаем целенаправленную внешнеэкономическую деятельность, обеспечивающую укрепление позиций России и ее топливно-энергетического комплекса в мире и его регионах, развитие взаимодействия на энергетическом пространстве стран СНГ.

Проблема обеспечения  энергетической безопасности России должна рассматриваться в международном контексте и решаться путем интеграции усилий различных стран. Однако, руководствуясь принципом "безопасность через партнерство", во главу угла мы должны ставить экономические интересы России. При этом имеются в виду как поддержка геополитических интересов страны в различных сопредельных регионах ближнего и дальнего зарубежья, так и повышение эффективности экономически обоснованного экспорта энергоресурсов, привлечение иностранных инвестиций в отечественный ТЭК, поддержка продукции отечественного машиностроения и другие аспекты, непосредственно связанные с внешнеэкономической деятельностью и международным сотрудничеством в сфере энергетики.

Среди внешнеэкономических  и внешнеполитических факторов, негативно влияющих на энергетическую безопасность России, можно выделить основные:

неустойчивая  конъюнктура, резкие колебания цен  на мировых энергетических рынках; дискриминационные действия отдельных  зарубежных стран и/или их сообществ  по отношению к России на международных рынках энергоресурсов, оборудования и технологий; ограничения по транспортировке экспортируемых из России энергоресурсов, блокирование трубопроводов на территории транзитных государств, несанкционированный отбор ими российских энергоресурсов, невыполнение конвенции по свободе судоходства в проливах; необоснованно высокие тарифы на транзит российских энергоресурсов через территорию других государств и одновременное стремление международных организаций и иностранных компаний добиться от России преференциального доступа к экспортным трубопроводным мощностям для иностранных компаний, ведущих добычу углеводородов на территории России, за счет российских производителей; противодействие участию российских энергокомпаний в освоении месторождений углеводородного сырья за рубежом; сохраняющаяся возможность военных конфликтов.

С учетом вышесказанного и в целях обеспечения энергетической безопасности страны меры внешнеэкономического и внешнеполитического характера  должны быть направлены, прежде всего, на сохранение и расширение позиции российских топливно-энергетических ресурсов на мировых рынках на основе долгосрочных контрактов с учетом поддержания необходимого баланса между внутренними потребностями экономики в условиях низкого платежеспособного спроса и развитием экспортного потенциала ТЭК, являющегося основным источником валютных поступлений в государственный бюджет. Эти меры нацелены на диверсификацию и качественную реструктуризацию экспорта энергоносителей, увеличение доли конечных энергоносителей в общем объеме экспорта.

Далее, необходимо оптимизировать условия реализации энергоресурсов на внешних рынках, в том числе  путем участия в их сбыте конечным потребителям, а также активизировать участие российских компаний в зарубежном энергетическом секторе. Указанные меры предусматривают реализацию мероприятий по обеспечению транзита энергоресурсов через территорию России, а также дальнейшее развитие инфраструктуры экспорта топливно-энергетических ресурсов. Наконец, необходимо обеспечить комплекс мер, способствующих активизации внешних инвестиционных потоков в ТЭК.

Практические  условия стабилизации

В практическом плане реализации перечисленных  мер будет способствовать целый  ряд условий, которые целесообразно  рассмотреть особо. Требуется скорейшее  создание правительственной комиссии по внешнеполитическому обеспечению интересов Российской Федерации в энергетической сфере (Комиссия по энергетической безопасности). Главная ее задача - координация деятельности федеральных органов исполнительной власти с целью согласования и реализации задач по продвижению российских интересов в области энергетики, содействия осуществлению экономических реформ, более глубокой интеграции России в мировое хозяйство, утверждения ее роли в качестве влиятельного участника мирового энергетического рынка.

Среди проблем, которые целесообразно  проработать в рамках Комиссии в  первоочередном порядке, можно назвать  следующие: энергетическая стратегия  на европейском и азиатско-тихоокеанском  направлениях; комплексная стратегия  в Каспийском (включая выработку правового статуса Каспия) и Черноморском регионах, в отношениях с Ираком, Ираном, Ливией и в целом с ОПЕК; рекомендации российским компаниям при взаимодействии с зарубежными транснациональными корпорациями. Считаем, что одним из направлений работы Комиссии должна стать разработка национальных нефте- и газоэкспортных стратегий.

Следует учредить институт специального представителя президента Российской Федерации по вопросам Каспийского  региона. Каспий сегодня представляет собой естественную сферу интересов России, и координация внешнеполитических усилий и внешнеэкономической деятельности на этом направлении имеет приоритетное значение. Такая координация позволит успешно противостоять не только территориальным претензиям прикаспийских государств на углеводородные ресурсы Каспия при неурегулированности его статуса, но и активизации американской дипломатии в регионе, направленной на создание альтернативных российским путей транспортировки нефти и газа из Азербайджана, Казахстана и Туркменистана, что ведет, в конечном счете, к изоляции России от других стран СНГ и ее вытеснению из региона.

Самой жизнью в повестку дня  поставлена задача разработки программ инвестиционной деятельности и процедур организации финансирования инвестиционных энергетических проектов в рамках сотрудничества с международными финансовыми организациями, стратегическими и портфельными инвесторами. К приоритетным проектам, отвечающим геополитическим и экономическим интересам России, мы относим проект Балтийской трубопроводной системы, проекты экспорта энергоресурсов в страны АТР, Ковыктинский газовый проект, нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума, газопровод "Голубой поток" и др.

Назрел вопрос о совершенствовании  законодательной базы, направленной на расширение и улучшение условий привлечения иностранного капитала, в том числе в проекты, реализуемые на условиях соглашений о разделе продукции.

Одно из необходимых условий  для реализации предлагаемых мер - привлечение  кредитов международных финансовых организаций (МФО) для программы реформирования и развития российского ТЭК (займы Международного Банка реконструкции и развития, Европейского Банка реконструкции и развития, Эксимбанка США, Эксимбанка Японии и др.) и наполнение предоставленных межправительственных кредитных линий. При этом необходимо осуществлять тесное взаимодействие всех федеральных органов при формировании российской позиции на переговорах с МФО в части обязательств России в области энергетики.

Целесообразно и дальше развивать взаимодействие России со странами-экспортерами нефти, прежде всего ОПЕК, по линии взаимного обмена информацией, мониторинга ситуации на мировом рынке, координации ценовой политики. Это касается и сотрудничества с международными энергетическими и экономическими (МЭА, Всемирный энергетический совет, ИПЕК, ЕЭК, ЮНИДО и т.п.), а также региональными организациями (АТЭС, ЧЭС и др.), что в перспективе будет способствовать формированию универсальной системы регулирования конъюнктуры мирового рынка энергоносителей.

Серьезным фактором улучшения инвестиционного климата  в России является заключение серии  международных соглашений, способствующих формированию в нашей стране благоприятных условий для привлечения инвестиций и создания унифицированных правил для инвесторов. В связи с этим приобретает особое значение работа, проводимая в рамках участия России в работе комитетов Энергетической хартии, что поможет привлечению крупномасштабных инвестиций в российский ТЭК и создаст предпосылки для либерализации внешней торговли энергоресурсами. Аналогичным целям послужит вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Решению поставленных задач будет способствовать развитие двусторонних контактов с зарубежными  странами в области ТЭК в рамках межправительственных комиссий по экономическому и научно-техническому сотрудничеству и рабочих групп по энергетическому  сотрудничеству.

Географические  векторы устремлений

В региональном плане можно выделить несколько  приоритетных направлений, на которых  реализуются геополитические интересы России в области энергетики.

Европейское направление. Оно остается главным в экспорте российских топливно-энергетических ресурсов, что определяется уже достигнутой освоенностью и традиционной ориентацией этого рынка на российские энергоносители. В условиях либерализации европейских рынков газа и электроэнергии наши основные задачи в данном регионе сводятся:

к сохранению конкурентоспособности  российских ресурсов в условиях растущей конкуренции со стороны не только ближневосточных и африканских  стран, но и Туркмениcтана, Азербайджана, Казахстана и Узбекистана; к участию  российских структур в розничной продаже энергоносителей, в акционировании и приватизации предприятий ТЭК стран региона (что относится, в первую очередь, к странам Восточной и Юго-Восточной Европы) и обеспечению выгодных и надежных условий транзита энергоресурсов в Западную Европу; к созданию надежной и достаточной энерготранспортной инфраструктуры с привлечением инвестиционных средств, в том числе европейских партнеров (газопровод Ямал - Западная Европа, Балтийская трубопроводная система, создание Балтийского электроэнергетического кольца, газопровод в Европу через Финляндию и другие).

Сотрудничество со странами Ближнего и Среднего Востока. Являясь крупнейшими конкурентами России на рынке нефти и газа, эти государства в то же время представляют собой огромный потенциальный источник финансовых ресурсов для развития ТЭК России. Ряд стран региона традиционно выступает крупным получателем экономической и научно-технической помощи из России для развития национальной энергетики. Такие государства, как Иран, Ирак, Ливия - "опальные" в международном плане, - заинтересованы в сохранении и развитии сотрудничества с Россией, в том числе и в энергетике. Основным приоритетом нашей внешнеэкономической деятельности в данном регионе является формирование условий для участия российских компаний в топливно-энергетических проектах в его странах, получение доступа к их нефтегазовым ресурсам, к участию в создании крупнейших объектов экспортной инфраструктуры, проникновение на внутренние розничные рынки энергоносителей.

В практическом плане внешнеэкономическая  деятельность в этом регионе будет направлена:

на закрепление  российских позиций на энергетическом рынке Турции, сохранение за Россией  позиции основного поставщика природного газа на турецкий рынок в условиях обострившейся конкуренции со стороны  Туркменистана (продвижение проекта "Голубой поток"), участие российских организаций в строительстве газовых и электроэнергетических объектов на территории Турции; на стратегическое партнерство с Ираном, проведение согласованной политики в области поставок природного газа, участие в разработке газового месторождения Южный Парс, создание совместного предприятия по осуществлению буровых и сервисных работ на нефтяных месторождениях Ирана, поставку оборудования и материалов российского производства для иранской нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности; на реализацию закупки российскими компаниями иракской нефти в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие", а также после снятия санкций по отношению к Ираку - возобновление работ по освоению нефтяных месторождений и реконструкции объектов ТЭК Ирака; на расширение присутствия российских нефтяных и энергетических компаний на рынке Ливии путем создания совместных предприятий в нефтяной отрасли, участия в строительстве нефтегазовых объектов, в том числе трубопроводов, на территории страны, поставок российского оборудования и материалов для нужд ТЭК Ливии.

Сотрудничество со странами Южной  и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. В отношении стран Южной Азии, традиционно являвшихся крупными потребителями российского энергетического оборудования и услуг, основная задача - содействовать российским компаниям в восстановлении и развитии наработанных взаимовыгодных связей в области энергетики, создавать в этих странах "плацдарм" в виде совместных предприятий для освоения новых рынков в других регионах. К числу приоритетных проектов в данном регионе мы относим деятельность российско-вьетнамского совместного предприятия "Вьетсовпетро", а также недавно созданного совместного предприятия по строительству первого нефтеперерабатывающего завода во Вьетнаме.

Информация о работе Геополитические интересы России в свете энергетической безопасности