ГАТС. Проблемы вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной курсовой работе является Всемирная торговая организация, этапы приема России в ВТО, цели и принципы, прогнозирование от вступления в ВТО, структура ГАТС.
Предмет исследования – ГАТС, проблемы вступления России в ВТО.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Структура и принципы ГАТС 5
Понятие и сущность ГАТС 5
Основные положения и структура соглашения 7
Принципы ГАТС 9
Глава 2. Проблемы вступления России в ВТО 13
2.1. Понятие, цели и принципы ВТО 13
2.2. Процесс вступления России в ВТО 18
2.3. Проблемы вступления России в ВТО 23
2.4. Минусы и плюсы вступления в ВТО 32
Заключение 37
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 72.25 Кб (Скачать)

    Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок.

    В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который  отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в  год в штаб-квартире в Женеве в  составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц[6].

    В ведении Генерального совета также  находятся два специальных органа:

    - орган по анализу торговой  политики;

    - орган по разрешению споров.

    Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

    Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

    Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и  выполнением соглашений ГАТТ-1994 в  сфере торговли товарами.

    Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В  его составе находятся Комитет  по торговле финансовыми услугами и  Рабочая группа по профессиональным услугам.  
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

    Многочисленные  специализированные комитеты и рабочие  группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО  и региональные торговые соглашения[8].

    Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 600 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный  директор. Секретариат ВТО, в отличие  от подобных органов других международных  организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается  на сами страны-члены.

    Основные  обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным  советам и комитетам, а также  Министерской конференции, оказывать  техническое содействие развивающимся  странам, проводить анализ мировой  торговли и разъяснять положения  ВТО общественности и средствам  массовой информации. Секретариат также  обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства  стран, желающих стать членами ВТО.

    Рабочие языки ВТО - английский, французский  и испанский. Бюджет организации на 2011 г. составляет 189 млн. швейц. франков.

    Таким образом, подытоживая общую характеристику ВТО как важнейшей экономико-политической организации мирового сообщества, можно сделать вывод, что ВТО является международной организацией, основной целью которой является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Каждая страна стремится вступить в ВТО для получения определенных экономических выгод и повышения конкурентоспособности свои товаров. 

    2.2. Процесс вступления России в ВТО 

    В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.

    В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации  по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную  комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с  Организацией экономического сотрудничества и развития, которую возглавил  Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков. В состав этого органа входят представители  ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии - координация  процесса присоединения и выработка  переговорной позиции российской стороны.

    Основным  элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского  законодательства и правоприменительной  практики в соответствие с нормами  и правилами ВТО[8].

    С 2000 года при Комитете по экономической  политике и предпринимательству  Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней  торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию  ВЭД). Одним из основных направлений  его деятельности является выявление  мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых  кругов по вопросам, связанным с  присоединением России к ВТО, а также  координация законотворческой деятельности в этой сфере.

    Российская  делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с  представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2005 годах приняты решения  о направлениях совершенствования  взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению  к ВТО. Данные вопросы регулярно  обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран - членов ЕврАзЭС.

    В рамках работы Группы экспертов высокого уровня по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и Украины регулярно  проводится сравнительный анализ позиций  стран «четверки» на переговорах  по присоединению к ВТО. Результаты этого анализа используются как  при реализации Концепции формирования ЕЭП, так и при координации  процесса присоединения к ВТО  заинтересованными сторонами «четверки».

    Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах  по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых  кругов. Начиная с 2000 года, представители  Минэкономразвития России провели  около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и  объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные  встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций[7].

    С 2002 года проведено свыше 170 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах  и в 50 субъектах Федерации. Мероприятия  были организованы Минэкономразвития  России при участии комитетов  Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 -2005 года Министерство провело обучение госслужащих в 24 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых  опросов общественного мнения, к  середине 2005 года более половины россиян  высказывались за присоединение  России к ВТО (в 2001 году - менее 20 процентов).

    В результате интенсификации переговорного  процесса в 2003-2005 годах российская делегация  вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения  с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном  режиме. Следует подчеркнуть, что  Россия не может присоединиться к  ВТО на любых условиях. Потенциальные  обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского  хозяйства, доступ на рынок услуг, системные  вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую  защиту национальных производителей при  сохранении адекватной конкурентной среды[3].

    Завершение  двусторонних переговоров с США  с учетом влияния этой страны в  ВТО и ее значения как торгового  партнера для России имело первостепенное значение для скорейшего окончания  переговорного процесса по присоединению  России к ВТО.

    В июле 2006 г. стороны вплотную приблизились к завершению двусторонних переговоров  по доступу на российские рынки товаров  и услуг, однако финальных договоренностей  достичь не удалось. Спустя четыре месяца благодаря сближению позиций  по вопросу доступа на рынок финансовых услуг, согласованию совместных шагов  для достижения договоренностей  по ветеринарным мерам и режиму импорта  мясной продукции, а также принимаемым  в РФ мерам по защите прав владельцев интеллектуальной собственности 19 ноября 2006 г. был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров с США  о присоединении России к ВТО.

    В июне 2009 года на заседании межгосударственного  совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В. В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В ВТО, согласно Договору о создании ВТО (WTO Agreement) могут вступать как страны, так и отдельные таможенные территории (так, ЕС является членом ВТО, как и все страны по отдельности, входящие в его состав). 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз[6].

    5 октября 2010 года пресс-спикер президента Грузии заявила, что позиция Грузии по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию остается «неизменной» и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией». Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были легализованы два нелегальных по мнению Грузии пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии — «Псоу» (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион). 7 декабря 2010 года в Брюсселе прошел саммит Россия—ЕС. Накануне саммита глава Министерства экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. В том числе по урегулированию российских экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения со следующего года, а после вступления в ВТО пообещала и вовсе снизить.

    К концу октября 2011 года при посредничестве Швейцарии текст договора между  Россией и Грузией был согласован, и 31 октября 2011 года помощник президента России Аркадий Дворкович выразил уверенность, что Россия присоединится к ВТО 15 декабря 2011 года. 4 ноября появились сведения о том, что Украина может отозвать свое согласие на вступление России в ВТО. 9 ноября Грузия и Россия при посредничестве Швейцарии подписали соглашение о вступлении России в ВТО. Со слов российской стороны в соответствии с этим соглашением аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам. 10 ноября было заседание рабочей группы в ходе работы которой был подготовлен окончательный доклад о принятии России в ВТО. Подготовив всю документарную часть, комиссия объявила об окончании своей работы и о самороспуске[7].

Информация о работе ГАТС. Проблемы вступления России в ВТО