Формы и методы стимулирования экспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 05:27, доклад

Описание работы

Мировой опыт показывает, что стимулирование экспорта происходит двумя основными путями: через формирование благоприятного макроэкономического климата и создание для производителей и экспортеров необходимых стимулов к экспорту.

Работа содержит 1 файл

Экспорт.docx

— 26.23 Кб (Скачать)

Формы и методы стимулирования экспорта

Мировой опыт показывает, что стимулирование экспорта происходит двумя основными путями: через формирование благоприятного макроэкономического климата и создание для производителей и экспортеров необходимых стимулов к экспорту.

Первый путь является, безусловно, предпочтительным, поскольку он больше отвечает практике стран с рыночной экономикой и правилам регулирования  торговли, разработанным и используемым в рамках ряда международных экономических  организаций, занимающихся вопросами  регулирования торговли товарами и  услугами на многосторонней основе, и  интеграционных союзов.

Вместе с тем, ситуация в стране может сделать невозможным  быстрое проведение макроэкономических преобразований для создания благоприятной  среды для производителей, инвесторов и экспортеров. В этих условиях использование  специальных стимулов по развитию экспорта может быть достаточно эффективным  способом решения проблемы развития экспортного производства и расширения экспорта.

В последнем случае, однако, желательно сочетание обоих вариантов (в той степени, в которой возможно осуществить макроэкономические преобразования, направленные на рост экспорта). Наиболее важным из таких преобразований, безусловно является поддержание реального  или сравнительно низкого курса  валюты, которое может быть дополнено  мерами собственно развития экспорта.

Меры по стимулированию экспорта принимаются как на государственном  уровне, так и в рамках региональных образований (в пределах полномочий последних).

А. Стимулирование экспортного производства

  • Государство выступает в роли кредитора, гаранта, донора.
  • Методы стимулирования:
  • налоговые льготы;
  • субсидии;
  • гарантирование частных вложений;
  • льготные кредиты;
  • предоставление грантов;
  • помощь в решении инфраструктурных вопросов;
  • стимулирование прямых иностранных инвестиций.
  • Организационные формы:
  • создание специальных государственных фондов;
  • мобилизация ресурсов частных институтов;
  • создание специальных учреждений, центров в стране и зарубежных государствах по продвижению экспорта.

Б. Стимулирование собственно экспорта

  • Методы стимулирования:
    • Экспортные премии (субсидии) - финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу.

Во многих случаях субсидируется  не только экспорт, но и производство товаров в целом, означая создание скрытых протекционистских барьеров. Субсидии особенно широко используются при экспорте сельскохозяйственной продукции, ряда готовых товаров, включая  капиталоемкие изделия (авиационная  промышленность, судостроение).

    • Экспортные кредиты распространяются в основном на готовую продукцию, главным образом на наиболее перспективные машиностроительные изделия. Включают в себя как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты. Кредитование осуществляется путем выплат из специальных фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Реализуется через банки и межправительственные банковские организации, создание специальных фондов кредитования.
    • Страхование экспорта осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только традиционные коммерческие, но и политические риски. Распространяется в настоящее время на широкий круг товаров и стран, сроки страхования достаточно разноообразны. Реализуется через специальные учреждения типа Экспортно-импортного банка (США), Департамент гарантий экспортных кредитов (Великобритания) или через частные страховые компании, располагающие государственными средствами на эти цели (Германия, Бельгия).
    • Налоговые и таможенные льготы предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов. Возможно снижение налога с фирм, создающих заграничные филиалы, исключение из налогообложения расходов на исследования, ведущие к созданию сбытовых филиалов за границей, освобождение от налогов на комплектующие и материалы, использованные в производстве экспортных товаров, создание необлагаемых налогом денежных фондов развития экспорта, снижение и возврат таможенных пошлин.

- Валютный курс крайне важен с точки зрения распределения ресурсов в экономике. Многие страны, успешно развивающие свой экспорт (Чили, Колумбия, Мексика, Тайвань, Китай, Южная Корея, Индонезия) для стимулирования экспорта прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют. Они использовали в этих целях программы прогрессивного обесценения национальной валюты, иногда посредством “ползущей привязки” (система, при которой фиксируется уровень валютного курса с регулярным его изменением на определенную величину), либо проводили резкие девальвации своей валюты. Рост экспорта при этом являлся основным мерилом необходимой степени обесценения и одновременно эффективности такой политики.

Использование реального  или заниженного курса национальной валюты в целях стимулирования экспорта, как правило, наталкивается на большое  сопротивление различных социально-экономических  сил в стране. Это связано с  тем, что она наносит ущерб  производителям, ориентированным на внутренний рынок, среднему классу и  ряду других участников экономического процесса.

Значение  различных мер стимулирования экспорта в современной мировой торговле

Все из пречисленных выше мер  стимулирования экспорта в той или  иной степени используются в современной  практике стимулирования экспорта различными странами. Тем не менее значение каждой из этих мер в отдельные  периоды времени или в практике отдельных стран на различных этапах развития было далеко не равноценным. Так, в современных условиях широко распространено страхование экспортных кредитов, тогда как несколько десятилетий назад не менее важным было кредитное субсидирование экспорта.

Значение некоторых, ранее  очень широко используемых мер стимулирования экспорта начинает постепенно снижаться  под влиянием фискального давления, контрмер импортеров (антидемпинговые  и компенсационные меры). В этом же направлении действуют усилия ВТО и ряда других международных  организаций. Это не означает, что  страны полностью отказались от применения таких мер. Но возможности их использования  сузились, странам приходится искать “лазейки”, не охваченные, к примеру  международными соглашениями, быть готовыми к тому, что их осуществление повлечет за собой судебные разбирательства  и прочие неприятности.

Соглашение о применении статьи VI ГАТТ – Антидемпинговый  Кодекс- направлено против экспорта, осуществляемого  по ценам ниже производства или себестоимости. Такой экспорт может осуществляться по инициативе производителей той или  иной страны с целью получения  конкурентных преимуществ, прорыва  на рынки других стран. Вместе с тем  во многих случаях возможность осуществления  подобного экспорта нередко заложена в действиях государства по подднржке  производителей своей страны.

К числу мер, значение которых  постепенно сокращается, относятся  экспортные субсидии. В рамках ВТО  разработано понятие субсидий, определены их формы, меры по их сокращению. В частности, ВТО запрещает прямое субсидирование экспорта, дифференцированно относится  к различным косвенным формам субсидирования. Такие меры рассматриваются  в качестве нарушающих в ряде случаев  условия торговли и препятствующих ее развитию с другими странами-членами  ВТО, в качестве различных форм нетарифных ограничений. Они входят в группу “Участие государства во внешнеторговых операциях (субсидирование производства и экспорта товаров)”.

Вместе с тем, в ВТО  существуют определенные степени свободы  в отношении использования таких  мер. Такие меры, как правило, должны фиксироваться в момент вступления страны в ВТО, например, в торговле услугами в ее специфических обязательствах. В процессе переговоров с другими  членами ВТО и ее органами проще  закрепить такие меры, которые  не являтся избирательными (т.е. относятся  ко всему экспорту в целом или  его отдельным крупным составляющим, ко всем странам, ко всем предприятим, районам, а не отдельным из них). Например, ВТО, определяя субсидии как финансовое содействие государства или государственных  органов в пределах территории своей  страны, выделяет 3 вида субсидий (запрещенные, влекушие подачу иска и не вызывающие подачу иска), которые регулируются различно. Главным объектом регулирования  являются запрещенные субсидии, тогда  как в отношении двух других видов  государства располагают значительно  более полной свободой действий. К  запрещенным субсидиям относятся, в первую очередь, экспортные субсидии или связанные с использованием местных товаров в ущерб импортированным. Но и в отношении запрещенных  субсидий меры могут быть приняты  только в случае, если они являются “специфическими”, т.е. предоставляются  предприятиям отдельной отрасли  производства или группе предприятий, предприятиям, расположенным в определенном географическом районе.

Широко субсидируемым  в современном мире, как известно, является производство и экспорт  сельскохозяйственной продукции. В  соглашении по сельскому хозяйству, являющемся частью обязательных соглашений ВТО, поддержка национальных производителей регулируется за счет снижения показателя общего агрегатного измерения поддержки. Обязательства стран предусматривают величину и срок снижения этого показателя в зависимости относится ли эта страна к развитым или развивающимя. Некоторые области поддержки исключены из данного соглашения (т.е. могут использоваться странами-членами на вполне законных основаниях).

Некоторые количественные ограничения, в том числе связанные с  экспортом, запрещены или лимитируются в ВТО в рамках соглашения ГАТС, регулирующем торговлю услугами, и  в ряде других соглашений.

МВФ и Мировой банк негативно  относятся к созданию специальных  экспортных зон, свободных экономических  зон как методам привлечения  ПИИ, в том числе с целью  развития экспорта. Они полагают, что  такие методы нарушают нормальные условия  конкуренции, одновременно оказывая негативный эффект на бюджет страны. Не случайно в  последние годы ряд стран СНГ  отказались от их применения в своей  политике привлечения ПИИ.

Данный список можно расширять  довольно основательно, включив в  него другие международные экономические  организации и международные  интеграционные объединения, многие из которых также негативно относятся  к нарушению конкурентных условий  мировой торговли. Проведение такой  работы, насколько нам известно, не осуществлялось и было бы, на наш  взгляд, крайне полезным для выработки  российской политики стимулирования экспорта.

Критерии  выбора схемы стимулирования экспорта

Выбор той или иной схемы  стимулирования экспорта производится страной на основе следующих критериев:

  • Выбор стратегического направления политики экспорта (государственное регулирование, рыночные силы, рыночные силы в сочетании со специальными мерами по стимулированию экспорта) на основе общей макроэкономической политики, проводимой страной;
  • Определение внутренних ограничений на пути развития экспорта;
  • Выявление внешних барьеров для экспорта;
  • Определение секторов экономики, наиболее перспективных с точки зрения экспорта;
  • Определение возможностей для стимулирования экспорта в целом, а также отдельных способов стимулирования экспорта;
  • Сравнение выгод от стимулирования экспорта в перспективе с затратами, связанными с подобным стимулированием ( в ряде случаев у страны просто нет средств для проведения политики экспортного стимулирования);
  • Определение стран, товаров, регионов в отношении которых могут использоваться конкретные схемы стимулирования экспорта;
  • Определение конкретных мер стимулирования.

Использование странами различных схем стимулирования экспорта

Страны могут прибегать  к достаточно сложным комплексным  схемам стимулирования экспорта. В Бразилии стимулированием экспорта занимаются Министерство Промышленности, Торговли и Туризма и Министерство Внешних Отношений. Их деятельность заключается в предоставлении экспортерам необходимой коммерческой и прочей информации, содействии экспорту малых и средних фирм, развитию новых областей экспортной деятельности, диверсификации экспорта, повышению конкурентоспособности бразильской продукции.

В Южной Корее в период 1961-1973 гг. агрессивная политика содействия экспорту проводилась одновременно с защитой в области импорта. Жесткий контроль над торговлей и обменным курсом сочетался с последовательной финансовой и промышленной политикой Торговая политика была четко направлена на стимулирование экспорта, будучи достаточно нейтральной по отношению к структуре экспорта. Экспортеры поддерживались через множественные валютные курсы, прямые финансовые вливания, разрешение использовать заработанную валюту на импорт нужных им товаров, возможность брать кредиты в иностранной валюте. Одновременно на корейских экспортеров распространялись значительные изъятия в отношении импортного контроля, а также тарифные льготы. Поддержка шла и по линии контролируемой государством банковской системы. Государство определяло виды деятельности или отрасли промышленности, нуждавшиеся в банковских кредитах. Подобные кредиты часто были льготными. Экспортная деятельность служила средством обеспечения кредитоспособности заемщиков.

Информация о работе Формы и методы стимулирования экспорта