Фінансові ризики участі у валютно-економічному союзі зони евро в період світової кризи (на прикладі Греції)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение кризисных явлений в зоне евро в условиях мирового валютно-экономического кризиса и перспектив их преодоления.
Основные задачи работы:
- изучить кризисные явления в зоне евро в условиях мирового кризиса 2008-2009 гг.;
- рассмотреть теоретические аспекты функционирования валютных зон;
- выявить причины долгового кризиса в Греции и определить его последствия для финансовой стабильности зоны евро;
- определить перспективы развития валютно-экономического союза ЕС;
- анализ показателей экономики Греции на основе международной статистической информации.

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ…………………………………3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВАЛЮТНЫХ ЗОН
1.1. Критерий оптимальности валютных зон……………………………………6
1.2. Критерии конвергенции и их роль в обеспечении финансовой стабильности………………………………………………………………………8
РАЗДЕЛ 2 ХАРАКТЕР КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЗОНЕ ЕВРО В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ВАЛЮТНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
2.1. Долговой кризис Греции и его влияние на стабильность зоны………….16
2.2. Негативные тенденции в экономике. Португалия, Ирландия и Испания в условиях пребывания в зоне евро………………………………………………20
РАЗДЕЛ 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ЕВРО
3.1. Реформы по обеспечению стабильности валютной зоны евро…………..23
3.2. Перспективы стабильности международной валюты евро………………28
РАЗДЕЛ 4 ЕВРОПЕЙСКИЙ ФОНД СТАБИЛЬНОСТИ
4.1.
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………......33
ПРИЛОЖЕНИЯ…………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

       Важные  события по созданию валютного союза  произошли в 1995 г.: в январе в состав ЕС вошли Австрия, Швеция и Финляндия; в декабре на заседании Европейского совета в Мадриде была принята программа введения евро, которая была развита и конкретизирована на заседании того же совета в Дублине в декабре 1996 года.          В соответствии с достигнутыми между странами ЕС договоренностями, процесс продвижения к валютному союзу ЕС распался на три фазы: 
Подготовительная — до 1 января 1996 года, в ходе которой страны-участницы сняли взаимные ограничения на движение платежей и капиталов и начали стабилизацию своих государственных финансов по критериям, установленным ЕС как «пропускные» для членства в валютном союзе. 
Организационная — до 31 декабря 1998 года, нацелена на завершение окончательной стабилизации государственных финансов и на формирование правовой и институциональной базы валютного союза.  
Реализационная – до 1 января 2003 года, реализация плана введения евро в безналичный, а затем и в наличный оборот стран – участниц соглашения с полной заменой единой валютой национальных валют. 
С целью реализации плана продвижения к ЕВС, Европейский валютный институт во Франкфурте, функционирующий с 1 января 1994 года, в 1998 году был преобразован в Европейский центральный банк (ЕЦБ). Приняты конкретные решения в отношении денежной и валютной политики: на сессии в Дублине в декабре 1996 года решено, что евро получает статус официальной денежной единицы стран-участниц вместо их национальных валют. Соответственно в евро пересчитаны все частные и государственные активы и пассивы при сохранении для субъектов хозяйства платежных условий ранее заключенных контрактов. Пересчет в евро сумм в национальных валютах осуществляется с точностью до шести знаков после запятой. Паритет пересчета экю в евро установлен в пропорции 1:1. Форсируется подготовка к новой валюте в странах-участницах, особенно в административных органах, банках и других финансовых институтах. Но вся экономическая жизнь продолжает существовать на основе национальных валют. [7]        

       Поскольку создание валютного союза потребовало  срочного решения проблемы реформирования европейских институтов и расширения ЕС, в марте 1996 г. в Турине был дан старт Межправительственной конференции по пересмотру всей «европейской конструкции», в том числе Маастрихтского договора. В результате ее работы в июне 1997 г. на амстердамском саммите ЕС были утверждены основные элементы валютной политики ЕС, в том числе нового механизма обменных курсов (МОК-2), приняты программные документы - "Повестка дня-2000'', в которой определены основные направления развития ЕС и его политики в наступающем веке, и «Пакт стабильности и роста», открывший путь к введению евро 1 января 1999 г. [8]     

       «Пакт стабильности и роста» впервые предусматривал введение штрафных санкций против государств-членов в случае нарушения ими нормативов государственного бюджета. В соответствии с этим документом, в случае если участник ЭВС превышает установленный в Маастрихтском договоре лимит дефицита бюджета (3% от ВВП), то Европейский совет в течение трех месяцев принимает рекомендации в адрес этой страны. В течение следующих четырех месяцев эти рекомендации должны быть реализованы, в противном случае по истечении трехмесячного срока к стране-нарушительнице применяются санкции: беспроцентный депозит в размере 0,2% от ВВП плюс 1/10 разницы между реальным дефицитом бюджета (% от ВВП) и установленным лимитом. Через два года, если положение не улучшится, депозит автоматически обращается в штраф. 
В октябре 1997 г. был подписан Амстердамский договор, который стал очередным этапом фактического превращения ЕС в общеевропейскую организацию. В конце 1997 г. Совет министров экономики и финансов стран ЕС утвердил дату введения в наличное обращение банкнот и монет евро (1 января 2002 г.), а Европейский совет принял решение о создании нового важного института валютного союза - Совета министров экономики и финансов стран ЭВС (Совет евро-11).       В марте 1998 г. Комиссия ЕС представила доклад о результатах выполнения странами Европейского союза критериев конвергенции Маастрихтского договора и на его основе рекомендовала к вступлению в валютный союз одиннадцать стран (все страны ЕС, кроме Великобритании, Дании, Швеции и Греции). В целом рекомендуемые страны в 1997 г. имели хорошие экономические показатели: средний уровень инфляции и долгосрочные кредитные ставки достигли рекордно низкого уровня - соответственно 1,6 и 5,9%, дефицит бюджета - 2,5%, валюты девяти стран колебались в течение предшествующих двух лете пределах плюс-минус 2,25%. Наблюдалось заметное сближение долгосрочных уровней доходности ценных бумаг, что отражало не только умеренность инфляционных ожиданий в государствах ЕС, но и прогресс в оздоровлении государственных финансов. Исключение составил государственный долг - в среднем 75% ВВП против 60% по Маастрихту. Однако Комиссия ЕС посчитала возможным использовать содержащуюся в статье 104с Маастрихтского договора оговорку, согласно которой норматив может считаться выполненным, если величина государственного долга по отношению к ВВП устойчиво снижается.            На внеочередном саммите ЕС в Брюсселе 2 мая 1998 г. была произведена необратимая фиксация обменных курсов валют стран-участниц, утверждены руководители Европейского центрального банка и определены участники валютного союза, в состав которого с 1 января 1999 г. вошли одиннадцать государств Европейского союза: Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Ирландия, Италия, Испания, Португалия, Финляндия. Помимо указанных стран, зона евро с согласия официальных властей была распространена также на ряд автономных заморских департаментов (для Франции) - это острова Мартиника и Гваделупа, Реюньон, Сен-Пьер и Микелон; к евро привязали валюты Коморских островов и Новой Каледонии, а также таких государств, как Монако, Андорра, Сан-Марино и Ватикан. По политическим мотивам воздержались от участия в валютном союзе с 1999г. три страны ЕС – Великобритания, Дания и Швеция. Что касается Греции, эта страна не смогла выполнить критерии конвергенции, но объявила о своем стремлении войти в ЭВС в январе 2001 г. [9]      

       Практически с момента своего появления критерии конвергенции подверглись жесткой критике как со стороны академической общественности, так и с позиций представителей наднациональных органов ЕС. Несмотря на все разнообразие подходов, основные претензии, предъявленные к критериям конвергенции, сводятся либо к их недостаточной жесткости, либо, напротив, к их опасности для экономик стран-участниц. Как отметил Президент Чешской Республики Вацлав Клаус: «Номинальная конвергенция - то есть вступление в ЕС и "перенятие" его правил и политики - ни в коей мере не может способствовать конвергенции реальной. Как раз наоборот, номинальная конвергенция может приостановить или замедлить реальное сближение». По нашему мнению, такое обобщение носит излишний характер и применимо лишь для небольшого числа сценариев интеграции.  
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 2

ХАРАКТЕР  КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ  В ЗОНЕ ЕВРО В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ВАЛЮТНО  – ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 

2.1. Долговой кризис  Греции и его  влияние на стабильность  зоны 
           

         Устойчивость роста показателей  Греции в течение последней декады обосновано экономическим ростом. Ежегодно в период с 2000 по 2009 год средняя величина роста реального ВВП составила приблизительно 4% против 2% в еврозоне, размер дохода в Греции по сравнению с еврозоной в среднем снизился с 25% до 10% (Приложение А.1).[10]Это отразилось на быстром подъеме внутреннего спроса, в особенности на потреблении и инвестировании. Значительное повышение реальной зарплаты, быстрый рост кредитования, который поддерживался либерализацией финансового сектора, а также низкие процентные ставки, связанные с вступлением в ЕС, и свободная налоговая политика поспособствовали оживленному росту. В период с 2000 по 2009 год внешняя торговля наложила ограничения на рост и доля экспорта в ВВП уменьшилась с 25% до 19%.

       Бум внутреннего спроса и слабая внешняя конкурентоспособность вызвали быстрое увеличение внешнего дисбаланса. Реальный рост  зарплаты последовательно опередил рост производительности в прошлое десятилетие, частично отражающий избыток от очень больших повышений зарплаты в государственном секторе (Приложение А.2)[11].Повышение затраты труда на единицу продукции разрушило внешнюю конкурентоспособность, но в большей степени относительно остальной части еврозоны. Реальный эффективный обменный курс Греции, повысившийся приблизительно на 10 – 20%, в зависимости от использованного дефлятора, в период с 2000 по 2009 год и согласно расчета Комиссии был переоценен на 10 – 20% в 2009 году (Таблица 2.1)[12].Сочетание высокого роста внутреннего спроса и ухудшением внешней конкурентоспособности привело к быстрому ухудшению дефицита государственного бюджета, который достиг максимума в 2008 году и составил 14% ВВП[13].

       Финансовая  неустойчивость постоянно оставалась невысокой. С того момента как Греция предоставила свою первую Программу стабильности в декабре 2000 года (после того как Греция решила принять евро), в которой ставила целью уравновесить бюджетный баланс, цель никогда не достигалась. Сальдо бюджета никогда не было ниже 3% ВВП (Приложение А.3)[10].

       Финансовые  цели были последовательно утеряны, несмотря на благоприятную экономическую среду, из – за систематически чрезмерной траты денег, частичного уклонения от налогов и постоянного чрезмерно – оптимистичного налогового прогнозирования. Доля государственного сектора выросла с 44% ВВП в 2000году до 50% в 2009 году, поглощая при этом доступное внешнее финансирование, вытесняя ресурсы внешнего сектора и тем самым ухудшая экономическую динамику (Приложения А.4,А.5)[10]. Кроме того плохая система здравоохранения и пенсионная система создали угрозу долгосрочной устойчивости государственного финансирования.

       Пример 1. Показатели внешней  конкурентоспособности  и оценка обменного  курса.

       Реальный  эффективный обменный курс Греции переоценивается.

  • Эти результаты указывают на переоценку реального эффективного обменного курса Греции приблизительно на 10% в 2010 году. Это означает, что 10% - е обесценивание было бы необходимо, для того чтобы привести текущий счет в соответствие с балансом сбережений – инвестиций, на который влияют макроэкономические показатели.
  • По оценкам, сальдо финансового счета, стабилизировавшее дефицит текущего счета (Приложение А.6), является низким. Значительное регулирование реального эффективного обменного курса необходимо для стабилизации чистых иностранных обязательств[11].

       Поведенческий баланс обменного курса показывает переоценку реального эффективного обменного курса приблизительно на 15%(Приложение А.7)[11]. Регрессионный анализ показывает, что приблизительно 15% реального эффективного обменного курса в Греции, рассчитанного на основе дефлятора потребления, не соответствует макроэкономическим показателям ( государственные расходы, запас сальдо финансового счета)[12].

         Постоянная финансовая и внешняя неустойчивость привела к увеличению государственного долга. В 2009 году государственный долг достиг 115% ВВП в отличие от 103% ВВП в 2000 году (Приложение А.8) [10].Почти ¾ от внешнего долга принадлежит государственному сектору. В целом, макроэкономическая неустойчивость, государственный и внешний долг, слабая внешняя конкурентоспособность, слабая пенсионная система сделали Грецию уязвимой для рисков на международных рынках капитала.

         Кроме того у Греции есть проблемы на рынке труда. Греция отстает во многих областях структурной политики. Это оказало влияние на функционирование экономики, что отразилось в относительно низкой занятости Греции и производительности рабочей силы, которые были частично компенсированы большим объемом рабочего времени. Структурная жесткость может подорвать способность греческой экономики приспособиться к текущей ситуации.

       Глобальные  кризисы 2008 – 2009 годов показали уязвимость Греции. В результате рынок Греции пришел в упадок в начале 2010 года. Спад привел к потерям государственных финансов. Чрезмерная трата денег и падение государственного дохода привели к дефициту государственного бюджета, который составил 13,6% ВВП в 2009 году. Государственный долг достиг 115% ВВП к концу 2009 года. Кроме того степень ухудшения финансового положения была замечена весьма поздно из – за недостатков статистической системы (Таблица 2.1)[14].

Таблица 2.1

       Пересмотр дефицита бюджета на 2009 год

 

                                                                                                           % ВВП

       Бюджет 2009                                                                                  2

       Пакт  стабильности и роста на январь 2009                                3,7

       Процедура избыточного дефицита, апрель 2009                       3,7

       Процедура избыточного дефицита, октябрь 2009                     12,7

       Бюджет 2010                                                                                  12,7

       Пакт  стабильности и роста на январь 2010                                12,7

       Февраль 2010                                                                                 12,9

       Процедура избыточного роста, апрель 2010                              13,6

       Источник: Greek authorities, Eurostat

         В период финансового напряжения банковский сектор был затронут экономическим кризисом. Запасы капитала греческих банков были увеличены на 11,7% к концу 2009 года, благодаря финансовым вливаниям капитала, для того чтобы увеличить с 5% в 2008 году к 7,7% в декабре 2009 года (Таблица 2.2). Кроме того проблема кредитоспособности затрагивала банковскую систему через различные каналы (Таблица 2.2). Эти события призывали к быстрому ответному шагу со стороны государства[12].

Информация о работе Фінансові ризики участі у валютно-економічному союзі зони евро в період світової кризи (на прикладі Греції)