Факторинг и его формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 15:09, реферат

Описание работы

Факторинг - форма кредитования оборотного капитала поставщика путем покупки банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация. Суть факторинга состоит в том, что факторинговая компания покупает у своих клиентов их платежные требования к покупателям на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости счетов-фактур. Авансируя поставщика до наступления срока платежа, факторинговая компания предоставляет ему кредит.

Работа содержит 1 файл

факторинг.docx

— 22.62 Кб (Скачать)

Факторинг - форма кредитования оборотного капитала поставщика путем покупки банком или специализированной факторинговой  компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация. Суть факторинга состоит в том, что  факторинговая компания покупает у  своих клиентов их платежные требования к покупателям на условиях немедленной  оплаты 80-90% стоимости счетов-фактур. Авансируя поставщика до наступления  срока платежа, факторинговая компания предоставляет ему кредит. Оставшаяся часть суммы за вычетом процентов  за кредит и комиссионных выплачивается  в строго определенные сроки, независимо от поступления выручки от покупателей. До наступления этого срока средства зачисляются на блокированный счет клиента. Средства служат для покрытия не принятых факторинговой компанией  возможных коммерческих рисков (недостатки качества товаров, их некомплектность  и т.д.). После оплаты долга покупателем  факторинговая компания ликвидирует  данный счет и возвращает средства клиенту.

      Стоимость факторинговых услуг включает два  элемента:

  1. плату за управление, т.е. комиссию за собственно обслуживание. Она рассчитывается как фиксированный процент от оборота поставщика. Большая часть этой комиссии представляет собой оплату оказываемых фактором услуг: контроль за своевременностью выплаты финансирования, своевременной оплатой товаров дебиторами; работу с дебиторами при задержках платежей; учет текущего состояния дебиторской задолженности и предоставление поставщику соответствующих отчетов. Значительная часть этой комиссии включает премию за принятые фактором риски: риск несвоевременной оплаты поставок (ликвидный риск), риск неплатежеспособности дебиторов (кредитный риск), риск изменения стоимости кредитных ресурсов (процентный риск). В большинстве факторинговых компаний мира эта часть факторинговой комиссии в зависимости от количества показателей, оборота, частоты поставок, особенностей товарного рынка находится в пределах от 0,5 до 5% оборота. При наличии права регресса делается скидка в размере 0,2-0,5%;
  2. плату за финансирование (стоимость кредитных ресурсов, необходимых для финансирования поставщика в случае предварительной оплаты). Ее размер рассчитывается на однодневной основе за период между досрочным получением средств и датой инкассирования по счету поставщика у фактора. Ставка платы за финансирование обычно на 2-4% превышает ставку по краткосрочным банковским кредитам для клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью.

      Схема факторинговой операции предполагает участие трех сторон: поставщика товара (кредитора), факторинговой компании и фирмы – покупателя товара.

Основные  этапы проведения факторинговой операции.

  1. заключение соглашения между поставщиком и фирмой – фактором о факторинговом обслуживании, включая гарантирование платежей и уступку права получения выручки в пользу фактора;
  2. уведомление покупателя об уступке права требования факторинговой компании;
  3. поставка товара покупателю;
  4. уступка права требования долга по поставке факторинговой компании;
  5. финансирование поставщика (85-90% суммы поставки) сразу после отгрузки;
  6. взимание задолженности факторинговой компанией
  7. оплата поставки покупателем;
  8. выплата оставшейся суммы поставки(10-15%) поставщику за вычетом комиссии факторинговой компании.

      Различают две основные формы факторинга: внутренний и международный. При  внутреннем факторинге все участники операций факторинга являются резидентами одной  страны. В случае, когда одна из участвующих сторон – поставщик, покупатель или факторинговая компания – является резидентом другой страны, факторинг признается международным.

      В соответствии с Конвенцией о международном  факторинге, принятой в 1988 г. Международным  институтом унификации частного права, операция считается факторингом  в том случае, если она удовлетворяет  хотя бы двум требованиям из четырех:

  1. наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;
  2. ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего, учета реализации;
  3. инкассирование его задолженности;
  4. страхование поставщика от кредитного риска.

   Международный факторинг начал развиваться  с середины XX в. В 1960 г. появилась первая ассоциация – International Factors Group (IFG). В начале 2008 г. в ее состав входило 114 участников из 52 стран мира. В рамках деятельности ассоциации была разработана электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями, которая используется для быстрой оценки кредитоспособности дебиторов по всему миру, а также для установления кредитных лимитов и мониторинга состояния поставок и платежной дисциплиной покупателей.1 В 2010 г.  165 участников.2

   В 1968 г. была организована Factors Chain International (FCI), которая стала крупнейшим в мире союзом независимых факторинговых компаний. По состоянию на  2010 г. она объединяет 254 факторинговых организаций из 66 стран мира.3 В 2001 г. была создана Восточно-европейская факторинговая ассоциация. Ее цель – стимулирование развития факторинга на территории региона и обеспечение интересов восточно-европейских факторинговых компаний.

   В зависимости от осведомленности  покупателя о заключении факторингового соглашения различают открытый факторинг, когда покупатель уведомляется об участии  в сделке факторинговой компании и закрытый, не предполагающий уведомление  покупателя о переуступке прав счетов-фактур. По признаку принятия кредитного риска  поставщика различают факторинг  с правом регресса, т.е. с правом обратного  требования к поставщику со стороны  факторинговой компании вернуть  выплаченные  суммы при неплатеже  покупателя, или без права регресса. В зависимости от формы кредитования выделяют факторинг с предварительной  оплатой и оплатой к определенной дате.

   Международному  факторингу присущи следующие особенности. Во-первых, международное факторинговое  обслуживание носит преимущественно  открытый характер. Присутствие третьей  стороны – посредника – типично  для международных операций и  не является свидетельством возможной  финансовой нестабильности экспортера. Во-вторых, чаще используется тип факторинга без права регресса к поставщику на экспорт, поскольку основной причиной обращения к услугам факторинговой  компании при экспорте является потребность  в защите от финансовых рисков. В-третьих, международный факторинг, как правило, обслуживает рынки одной страны или определенной продукции. Обслуживание всего товарооборота встречается  реже, чем при внутреннем факторинге. В-четвертых, при осуществлении платежа  в иностранной валюте факторинговая  компания предлагает варианты соглашения с учетом валютного законодательства данной страны и особенностей рынка  банковских услуг. При финансировании в иностранной валюте процент  рассчитывается на базе валюты финансирования.4

 

Список  использованной литературы. 

    1. «Мировая  экономика и внешнеэкономическая  деятельность» Уч.пособие М.И. Плотницкий, Г.В.Турбан. // «Современная школа» - Минск: 2006.
    2. Хотинская Г.И. «Рынок факторинговых услуг: состояние и тенденции      развития»// «Маркетинг услуг» -М. 2008-№2
    3. http://www.factors-chain.com/home/ - Factors Chain International
    4. http://www.ifgroup.com/ - IFG

Информация о работе Факторинг и его формы