Боснийский конфликт 1992-1995 гг. Реализация Дейтонских соглашений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:05, доклад

Описание работы

Дейтонские соглашения были призваны прекратить конфликт, установить мир, но на деле они привели к новой этнической чистке. Из-за передачи сербских районов Сараево мусульманам оттуда ушло более ста тысяч человек, причем они уходили, унося гробы близких. Международное сообщество на это ни как не отреагировало. До конфликта сербские, хорватские и мусульманские общины были сильно перемешаны.

Работа содержит 1 файл

реализация ДС.docx

— 16.12 Кб (Скачать)

Боснийский конфликт 1992-1995 гг. Реализация Дейтонских соглашений 

Дейтонские соглашения были призваны прекратить конфликт, установить мир, но на деле они привели к новой  этнической чистке. Из-за передачи сербских районов Сараево мусульманам  оттуда ушло более ста тысяч человек, причем они уходили, унося гробы  близких. Международное сообщество на это ни как не отреагировало. До конфликта сербские, хорватские и  мусульманские общины были сильно перемешаны. Теперь территория каждого народа была обособлена. Сербы потеряли территории на границе с Хорватией, но они  смогли консолидировать общины примыкавшие  к СРЮ, у них получилась единая территория граничащая с Югославией. По сути они занимали ту территорию, которая отошла к ним в результате Дейтонских соглашений. Хорватам и  мусульманам не удалось до конца  объединить свои общины. Мусульманские  территории были разорваны на две  части и в них находились хорватские анклавы. Так что в случае распада  Боснии и Герцеговины, мусульмане не могли рассчитывать на создание собственного государства. Хотя хорваты тоже не смогли до конца консолидировать свою территорию, но все равно это уже были отдельные  анклавы, а не разрозненные общины как  раньше. К тому же они значительно  увеличили территорию за счет сербских общин на границе с Хорватией. И поскольку большинство их территорий граничило с Хорватией они  фактически вошли в ее состав. 

Р. Караджич и Р. Младич были вынуждены уйти со своих постов. По Дейтонским соглашениям они уже  не могли занимать каких-либо должностей, т.к. обвинялись Гаагским международным  трибуналом в военных преступлениях. А в случае отказа, ООН угрожала возобновлением санкций против сербов. В Боснии и Герцеговине было сформировано правительство переходного периода. Премьером стал Х. Муратович. Мусульмане получили посты министра финансов, юстиции и управления по делам  беженцев и переселенцев, пост министра без портфеля. Хорваты заняли посты  министра иностранных дел (им стал Я. Прлич - бывший премьер министр Герцег-Босны), министра внешней торговли и международных  коммуникаций. Сербы получали два  места в центральном правительстве  после выборов. Первые после войны  выборы прошли 14 сентября 1996 года, сюрпризов  они не принесли. Не смотря на все  старания отвечавшего за выборы представителя  ОБСЕ американца Р. Фроуика с подтасовкой  голосов, в Президиум прошли от мусульман  А. Изетбегович, от сербов М. Краишник и  от хорватов К. Зубак. Президентом РС стала заместитель Р. Караджича  Б. Плавшич. Все они занимали националистические позиции, а западу хотелось бы видеть на их месте более умеренных лидеров. Поэтому они стремятся перетянуть их на свою сторону. Мусульмане и хорваты  поддерживались западными странами и проводили политику в их интересах, а Б. Плавшич поначалу проводила  националистическую политику. Но после  встречи с госсекретарем США  М. Олбрайт она меняет политику и  начинает проводить курс выгодный Америке - старается избавиться от сторонников  Р. Караджича, распускает скупщину РС. Все это делается по указанию США, которые начинают оказывать ей поддержку  и заявляют, что не допустят ее переизбрания. Это делалось для того, чтобы распространить влияние на всю территорию Боснии и Герцеговины, а если бы дело дошло  до войны внутри РС, можно было под  предлогом поддержания мира провести ее оккупацию войсками НАТО. 

Боснийские сербы  воспользовались статьей Дейтонских соглашений, позволявшей устанавливать  параллельные отношения с соседними  государствами: 29 февраля 1997 года С. Милошивечем  и М. Краишником было подписано соглашение об установлении специальных параллельных отношений между Югославией и РС и об учреждении Совета по сотрудничеству. Ф. Тужман предложил заключить такое же соглашение между Хорватией и МХФ, которое распространялось бы на финансовую политику, таможни и внешнюю торговлю. Но А. Изетбегович эту идею не поддержал и в свою очередь предложил альтернативу - Временное соглашение о формировании специальных параллельных отношений на основе "кооперации", включавшее экономическую и торговую кооперацию, совместные инвестиции и использование промышленных и естественных ресурсов. 

Для выполнения военных  соглашений на территории Боснии и  Герцеговины были развернуты международные  Силы по выполнению соглашений (СВС) куда входили контингенты 14 стран НАТО (кроме Исландии и Люксембурга) и 10 стран не входящих в альянс. Общая  численность СВС составляла 83,5 тысячи человек, из них 37 тысяч американских, 14 тысяч английских, 4 тысячи немецких военнослужащих. В составе СВС  действовала и российская бригада, состоящая из двух батальонов (всего 1,5 тысячи человек). Российский контингент должен был находиться под российским командованием, но действовал в американской зоне и совместно с войсками НАТО. Командиром российского контингента  был назначен генерал - полковник  Л. Шевцов, он подчинялся американскому  генералу - Верховному Главнокомандующему объединенными вооруженными силами НАТО в Европе. Россия должна была получать информацию обо всех решениях НАТО по проведению операции, давать рекомендации Совету НАТО и влиять на все решения, связанные с российским контингентом. Первоначально российскую бригаду  должны были разместить в северо-восточной  Боснии вокруг Посавинского коридора (сектор Брчко). Это один из самых  важных участков и российский контингент направлялся в данный сектор по просьбе  боснийских сербов. Перед нашими войсками была поставлена задача содействовать  выполнению мирного соглашения; контролировать линию прекращения огня, зоны разъединения сторон и границы между субъектами Боснии и Герцеговины; обеспечить вывод  вооружений. Российская бригада при  необходимости должна была также  помогать Верховному комиссару ООН  по делам беженцев и различным  международным организациям в выполнении гуманитарных миссий и в проведении выборов. То, что российские войска участвовали в миротворческой операции в Боснии и Герцеговине и на таком важном участке было шансом сохранить хоть какое-то влияние  в Балканском регионе. Однако это  было не выгодно руководству НАТО. Поэтому были проведены дополнительные переговоры с Л. Шевцовым, на которых  тот сделал ряд уступок, вероятно, это произошло в большей степени  в результате давления со стороны  российского министерства иностранных  дел, а не американских военных. В  итоге нашу бригаду отодвинули к  востоку от сектора Брчко и  вклинили между двух американских частей. Штаб российских миротворцев расположился в шахтерском городке Углевик. Таким  образом роль российского контингента  в миротворческой операции уменьшилась. Наши войска уже не могли серьезно повлиять на что-либо, к тому же пришлось приложить массу усилий чтобы  сохранить более-менее хорошие  отношения с боснийскими сербами. 

Операция, проводившаяся  СВС, была достаточно успешной: до 19 января 1996 года стороны вывели войска из четырехкилометровой  зоны прекращения огня. К 19 марта 1996 года были выведены войска из районов, передававшихся другой стороне. Из десятикилометровой зоны разъединения вывели тяжелое вооружение и разместили его на контролируемых СВС складах. 

Президент СРЮ С. Милошевич, много сделавший для  того, чтобы были подписаны Дейтонские соглашения, считает, что этот мирный договор был достаточно хорошим  и его надо соблюдать. Однако, по мнению С. Милошевича, мир должным  образом не соблюдается, но происходит это не по вине какой-либо конфликтующей  стороны, а "насилие" над миром  совершается оккупационным управляющим. Это делается во вред всем трем народам, населяющим Боснию и Герцеговину, а  особенно в ущерб сербам и в  меньшей степени хорватам. 

В целом, не смотря на все трудности возникшие при  выполнении Дейтонских соглашений, к  концу 1996 года задачи, поставленные перед  СВС были выполнены. Боевые действия прекращены, войска выведены за границы  зон разъединения, успешно проведены  выборы. Однако операция международных  сил на этом не закончилась: в декабре 1996 года, после окончания мандата  СВС, начался новый этап, его проводили  Силы по стабилизации (СПС). Основной задачей  СПС было сдерживание возобновления  военных действий. Но главной целью  было продолжение американского  присутствия в Боснии и Герцеговине. США вмешались в боснийский конфликт, что бы расширить сферу влияния  и не могли уйти после выполнения поставленных перед СВС задач. Они  продлили мандат международных миротворческих сил, что бы оправдать свое военное  присутствие в регионе. Миротворцы не решали всех проблем, они просто следили за тем, что бы вооруженный  конфликт ни начался снова. Так что, не смотря на все успехи в реализации Дейтонских соглашений, прочный мир  установлен не был, Дейтон просто законсервировал  конфликт. 

  

Информация о работе Боснийский конфликт 1992-1995 гг. Реализация Дейтонских соглашений