Болонский процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:29, курс лекций

Описание работы

Болонский процесс

Работа содержит 1 файл

Болонский процесс.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

    Проведенный обзор становления и развития высшего образования в Японии показывает, что в его системе  господствует принцип примата общеобразовательной  подготовки студентов. Этот принцип  будет определять его характер и  в обозримом будущем.

    Общее образование обладает в Японии самой  высокой ценностью из всех видов  образования. Получая образование, считают японцы, человек готовит  себя не к какой-то конкретной узкой  сфере деятельности, а к жизни. И поскольку жизнь сегодня  особенно динамична и изменчива, японцы убеждены, что, только обладая широким кругозором, человек может успешно ориентироваться во всех ее нюансах.

    Общее образование, утверждают японские исследователи, способствует развертыванию творческих способностей, так необходимых мозговым трестам фирм. Если взглянуть на программы специализированных колледжей и университетов, то можно увидеть, что половину учебного времени студенты тратят на усвоение общеобразовательных курсов. В технических колледжах из пяти лет обучения три года уходят на общеобразовательную подготовку. В университетах первые два года студенты штурмуют основы различных отраслей науки, овладевая знаниями по довольно широкому кругу общенаучных проблем. Такая ориентация учащихся — не прихоть университетов.

    Как указывал японский социолог Ацуми Коя, промышленные компании предпочитают «нанимать выпускников вузов скорее с общим, всесторонним, чем со специализированным, образованием. Конечно, для компании важно, что может делать работник, но может быть еще важнее его способность к дальнейшему обучению, способность приспосабливаться к потребностям компании». Обычно японские компании, как справедливо отмечает А. И. Соколов, не нанимают выпускников вузов с четко установленными обязанностями. От выпускников требуется не «моментальная пригодность», а «пригодность, на которую не повлияют будущие изменения в характере работы».

    Среди японских специалистов по подготовке технических кадров уже давно  укоренилось мнение о том, что  выпускник технического вуза не должен быть лишь «узким технарем», он обязан обладать глубокими познаниями в области естественных и гуманитарных наук.

    Современный японский университет первой категории  обычно состоит из десяти факультетов (общеобразовательный, юридический, инженерный, естественнонаучный, сельскохозяйственный, литературный, экономический, педагогический, фармакологический, медицинский). Сама структура университета способствует выдвижению общего образования на передовые позиции. Общеобразовательная часть обучения доминирует на всех факультетах. Реформа образования в Японии, нацеленная на дальнейшее совершенствование всех звеньев системы, затронула и высшее образование, но не изменила взглядов на роль общего развития студентов. Предпринимаемые в сфере высшего образования меры по углублению специализации не ущемляют общеобразовательной подготовки обучающихся. Тем не менее нередко создается впечатление, что специализация будто бы хоронит укоренившийся принцип примата общего образования.

    Лучшие, наиболее престижные японские университеты отличаются от обычных, рядовых именно тем, что дают своим выпускникам обширную общеобразовательную подготовку. Этим особенно славятся старейшие Токийский и Киотоский университеты. Именно выпускники этих университетов образуют интеллектуальную элиту японской экономики.  

    Типы  образовательных  учреждений

    Система высшего образования включает в  себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:

    университеты  полного цикла (4 года);

    университеты  ускоренного цикла (2 года);

    профессиональные  колледжи;

    технические институты.

    В университетах полного цикла обучение продолжается 4 года, однако на медицинском и ветеринарном факультетах 6 лет. После окончания основного 4-летнего курса обучения в университете выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру. Срок обучения в магистратуре в японских вузах 2 года. Докторантура предполагает 5 пет обучения. Существуют 3 основных вида студентов-исследователей:

    - студент, который продолжает обучение в другом университете по соглашению с университетом, где он проходил основной курс;

    - студент-иностранец, который может быть принят в университет для подготовки к сдаче вступительных экзаменов сроком до 2-х лет, но без последующего продления своего пребывания в Японии; в этом случае студент может вернуться домой и через некоторое время вновь запросить въездную визу для поступления в университет.

    Университеты  ускоренного цикла. В университетах ускоренного цикла срок обучения составляет 2 года, но для желающих получить специальность медицинской сестры срок обучения составляет 3 года. Около 60% студентов университетов ускоренного цикла составляют девушки. Они специализируются на таких направлениях, как экономика, литература, иностранные языки, педагогика, социальная защита. В последние годы в Японии особой популярностью пользуются общественные науки. 

    Профессиональные  колледжи. Этот вид высшего образования в Японии ориентирован на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения в этом случае не более 3-х лет.

    Технические институты. Срок обучения в таких институтах составляет 5 лет, и они дают широкую техническую подготовку своим студентам. Выпускники таких институтов устраиваются на работу на фирмы и исследовательские центры, связанные с разработкой новой передовой технологии и ноу-хау. В технических институтах готовят также специалистов торгового флота.

    Магистратура  и аспирантура

    Для получения звания магистра студент  должен закончить 2-летнее образование, представить магистерскую диссертацию  и получить за нее положительную  оценку, а также сдать экзамен  по специальности. Срок пребывания в аспирантуре составляет 3 года, но после 2-летнего обучения в магистратуре. Аспирант считается окончившим аспирантуру, если он представит докторскую диссертацию с положительной оценкой и сдаст экзамен по специальности.

    Источник: В.А. Пронников, И.Д. Ладанов Японцы (этнопсихологические очерки). Издание 2-е, исправленное и дополненное. М., Главная редакция восточной литературы издательства 'Наука', 1985. 348 с. с ил.

Информация о работе Болонский процесс