Анализ Грузино-Осетинского конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:06, реферат

Описание работы

Цель нашей работы – анализ конфликта Грузии и Южной Осетии с точки зрения политической конфликтологии.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Рассмотреть и проанализировать возможные причины конфликта
2.Проанализировать структуру конфликта, определить участников, сторонников ,косвенные сторон, пятую колонну и возможные взаимоотношения между ними
3.Проанализировать главные факторы и условия начала конфликта
4.сделать выводы

Работа содержит 1 файл

Грузино1.docx

— 41.16 Кб (Скачать)

В ночь на 8 августа (ок. 00.15 мск) грузинские войска подвергли Цхинвали (осет. Цхинвал) обстрелу из реактивных установок «Град», а примерно в 03.30 мск начали штурм города с применением танков. Нападению подверглись и места дислокации российских миротворцев. Более десяти российских военнослужащих было убито, несколько десятков -- ранено. Продолжалась переброска войск с территории России в Южную Осетию и создание ударной группировки. В течение 5 дней продолжался обмен артиллерийским огнём и удары российской авиации по территории Грузии. 10 августа произошло российско-грузинское военно-морское столкновение. Российские миротворцы заняли грузинское село Хурча в зугдидском районе. Российские войска подошли к городу Сенаки и отступили после того, как ликвидировали возможность обстрелов с военной базы.

7 августа ВВС  Грузии начали применять штурмовики  Су-25 для нанесения ударов по  осетинским селам и Цхинвали. На момент начала боевых действия  на вооружении ВВС Грузии состояло 10 штурмовиков Су-25КМ, два учебно-боевых  Су-25УБ, шесть L-39 и девять L-29. Ввиду  отсутствия на территории Южной  Осетии какой-либо серьезной системы  ПВО грузинская авиация могла  беспрепятственно совершать налеты  на осетинские населенные пункты  и объекты миротворческих сил.     

 Накануне  вечером 6 августа к Цхинвали  была подтянута артиллерия, в  основном крупнокалиберные буксируемые  и самоходные орудия из состава  отдельной артиллерийской бригады  ВС Грузии (вся длинноствольная артиллерия, самоходная и буксируемая, а также системы залпового огня (РСЗО) объединены в армии Грузии в единую артиллерийскую бригаду).

Незадолго до полуночи 8 августа по московскому времени  из грузинских сел Никози и Эргнети начался обстрел Цхинвали, а также южноосетинских сел. При этом использовались 122-миллиметровые РСЗО БМ-21 "Град", гаубицы Д-30 (не входят в состав артбригады) и крупнокалиберные минометы.     

 В ночь  с 7 на 8 августа, в 3.00 1 и 4 пехотные  бригады, переходят в наступление. 
Американские и израильские инструктора, следуют в боевых порядках армии. 
     К 12.00 взяты господствующие высоты над Цхинвали, половина города и пять окрестных сёл, грузинская армия вышла к рубежу 7 км до границы России.    

 Примерно  в два часа дня Тбилиси направил  в Южную Осетию два батальона  резервистов численностью 750-800 человек,  вооруженных американскими винтовками  М-4, минометами и гранатометами..

8 августа Грузия  объявила всему миру, что начала  военную операцию «Чистое поле».   Осетинские ополченцы, отчаянно сражаются в окружённом Цхинвале, отступив к базе миротворцев. 
     Российский миротворческий контингент (400 чел с учётом разброса по постам 150чел), неся потери, бьются насмерть. 
     К грузинской артиллерии, присоединилась авиация. Положение безнадёжное.    

 Защитники  Цхинвали были вооружены в  основном стрелковым оружием,  в основном АКМ-74 и АКС-74У, минометами, буксируемыми орудиями, БМП, БТР,  танками Т-55. Один из основных  ударов грузинской армии пришелся  на миротворческий батальон, насчитывавший  180 человек. Батальон понес большие  потери: 15 человек были убиты и  умерли от ран, 150 ранены. Миротворцы  потеряли также одну БМП и  одну БРДМ.

По данным южноосетинских военных, в ходе атаки на окраины  Цхинвали были уничтожены 10 грузинских танков Т-55 и Т-72 (до начала боевых действий на вооружении Грузии состояло, по разным подсчетам, 230-240 танков, из них 205-210 Т-72 (в 2006 году началась модернизация 169 танков до уровня SIM-1) и 30-35 Т-55АМ). Жертвами обстрелов  и штурма Цхинвали стали 1500-2000 человек  мирных жителей, 12 российских добровольцев погибло, еще не менее 50 человек получили ранения.     

14.00 Русская  авиация, очищает небо над Южной  Осетией, сбив в воздушном бою  2 грузинских самолёта.

12 августа 2008 года Россия официально объявила об успешном окончании операции по принуждению грузинских властей к миру[43], 13 августа 2008 года Абхазия официально заявила о завершении операции по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья[44], после чего активные боевые действия закончились[45].

С 14 августа по 16 августа 2008 года руководителями государств, вовлечённых в военные действия, был подписан план мирного урегулирования грузино-южноосетинского конфликта («План Медведева — Саркози»).

Хотя Южная  Осетия стала признан независимой республикой, но конфликт с Грузией все еще остается в замороженном состоянии.

К позитивным функциям данного конфликта относятся  то, что он так или иначе способствовал разрешению противоречий между гоударствами. Негативными функциями является осложнение межгосударственных отношений, гибель людей, ликвидация материальных ценностей. 

Блок 3.

    Особенностью  данного конфликта можно считать  то, что его можно истолковать  и как глобальный, так и российско-грузинский. Это – политический, а не этнический конфликт. Наиболее приемлимый вариант названия его является «грузино-осетинский» конфликт. Если рассмотреть данный конфликт  в глобальном масштабе, это – противостояние между большими империями, то есть один элемент конфликта цивилизаций.

    Можно выделить несколько причин развития данного конфликта:

    1.Распад  СССР

    2.Желание  Призедента Грузии сохранить целостность территорий

    3.Россия  не хочет что бы Грузия вступила в НАТО, она сделала российское гражданство Осетинам, позволило безвизовый доступ Осетин в Россию, тем самым возможно спровоцировав Грузию

    4. благодаря войне Саакашвили, по всей видимости надеялся поднять свой авторитет. Поскольку он пришел к власти под лозунгом сохранения территориальной целостности Грузии и именно этого от него и ждали.

5. Саакашвили и правящие круги Грузии полагали, что США и страны НАТО помогут материально. То есть деньгами союзников можно будет решить ряд внутренних проблем.

Структурным насилием в развертывании конфликта стала  манипуляция сознанием граждан, ограничение информации, разобщение, социальную несправедливость в распределении ресурсов, прямое насилие- в непосредственном ведении военных действий, убийство мирных Осетин, насилие как ущерб (отнюдь не неизбежный), наносимый основным человеческим потребностям или даже жизни вообще, понижающий реальный уровень их удовлетворения ниже того, что потенциально возможно». К таким действиям относятся убийства, телесные повреждения, нищета, навязывание стандартов другой культуры, изгнание. 
 

Урегулировании конфликта может стать заключение соглашений между Грузией и новыми государствами о неприменении силы.

Оптимальным вариантом выхода из грузино-осетинского межэтнического противостояния представляется ставка на ненасильственные мирные сценарии разрешения грузино-осетинских проблем. Основная стратегия в этом плане на наш взгляд должна заключаться в том, чтобы вернуть грузино-осетинский конфликт в прежнее «замороженное состояние» и попытаться осуществить урегулирование согласно принципу «Отложенный статус + Время». В течение этого времени сторонам следует развивать двусторонние отношения по формуле «Безопасность – Доверие - Экономическое сотрудничество - Политическое примирение»  
 
На первом этапе сторонам предстоит решить проблему Безопасности, без которой какое-либо взаимодействие сторон не только на высшем, но и на рядовом уровне просто немыслимо. Какими бы ни были инициативы сторон, несомненно, что в первую очередь они должны носить безусловный миротворческий характер и быть ориентированы на заключение долгосрочного Договора о Мире и Ненападении по образцу московского Меморандума 1996 года, потерявшего силу в результате прошлогодней эскалации конфликта. Выход на такой уровень взаимоотношений возможен лишь в результате длительной и кропотливой работы по налаживанию активного переговорного процесса, который уже сам по себе предусматривает состояние прекращения огня. Достижение такого соглашения без всякого на то сомнения способно обеспечить хоть какую-то безопасность в регионе. Очевидно, что заключение масштабного Договора о Мире и Ненападении, гарантирующего мир и стабильность народам региона, позволит конфликтующим сторонам продолжать развивать двусторонние отношения в позитивном русле.  
 
Выход на такой уровень взаимоотношений в свою очередь предоставит сторонам возможность наладить мирный диалог и осуществить ряд последовательных акций и мер в направлении укрепления взаимного Доверия. Здесь неоценимую помощь могут сыграть мероприятия в рамках  неофициального миротворчества, или т.н. «народной дипломатии», которые, несомненно, будут способствовать сближению народов.  
 
Как известно, у кавказских этносов с древнейших времен наряду с военной практикой активно развивались также и традиции примиренчества, когда «кавказская культура мира и связанные с ней процедурные механизмы становятся оборотной сторо-ной ее воинственности и агрессивности, т.е. своего рода компенсаторным инструментом сдерживания агрессии».  Поэтому, при условии умелой организации и использования этот механизм без сомнения имеет все шансы обрести благодатную почву на кавказской земле.  
 
К примеру, в Абхазии, где со второй половины 1990-х гг. достаточно активно проводились неофициальные мероприятия в рамках народной дипломатии, стали укрепляться общественные настроения в пользу того, что мирный диалог соответствует интересам абхазов. По оценкам абхазских исследователей, «эта мотивация в условиях перманентных страхов и слухов по поводу возобновления войны является в большей степени следствием эффективности разнообразных программ в рамках неофициального урегулирования».  Данные социологических исследований в Абхазии также показали достаточно высокий процент опрошенных респондентов среди населения и экспертов, высказавшихся в пользу неофициального урегулирования (30% и 65%).  
 
Успешное решение проблемы Безопасности в регионе и восстановление взаимного Доверия между сторонами дадут возможность перейти к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству и торговле между конфликтующими сторонами, как на бытовом, так и на правительственном уровне. Для этого в зоне грузино-осетинского конфликта существуют хорошие предпосылки: осетинское и грузинское население довольно успешно начинают развивать торговые контакты при прекращении боевых действий. Экономические проекты наиболее успешными могли бы стать в зоне грузино-осетинского конфликта также постольку, поскольку здесь нет такого жесткого «разведения сторон» и контроля границ, как это имеет место в Абхазии и Нагорном Карабахе. При прекращении военных действий в зоне этого противостояния торговые отношения между осетинским и грузинским населением возобновляются практически моментально. Поэтому проект, в основу которого могла бы лечь идея создания межгосударственной зоны экономического развития, был бы здесь наиболее приемлем. В такую зону помимо предприятий Южной Осетии вошли бы предприятия прилегающих территорий Грузии и Северной Осетии. По оценкам специалистов наиболее эффективным средством в этом плане может стать создание здесь Свободных Экономических Зон различного типа, которые при их умелом использовании могут дать отличные результаты.   Такие зоны должны при этом создаваться с охватом как можно большего числа участников с обеих сторон.

Решение проблемы политического  примирения в перспективе может  иметь несколько различных вариантов. В первом случае это может быть создание единого государства (федеративного  или конфедеративного), включающего  собственно Грузию, Абхазию, Аджарию, и  Южную Осетию.  Во втором случае, может быть достигнуто международное правовое признание Южной Осетии в качестве самостоятельного независимого государства или же государствоподобного образования по примеру Ватикана и Мальтийского ордена.   Не исключено, что такое признание особого международного статуса Южной Осетии в перспективе может последовать и со стороны Грузии. В качестве третьего варианта следует рассматривать создание на территории Южной Осетии зоны Международного Протектората под эгидой ООН или же стран-посредников в конфликте – России и США, а возможно, и Украины. Четвертый вариант – это создание кондоминиума под управлением России и США (менее вероятно, Грузии).   Пятый вариант – это ассоциированные отношения Южной Осетии с Российской Федерацией  или вхождение в ее состав в качестве федеративной территории.   И, наконец, шестой вариант – это кипрская модель.  
 
Выбор какого-либо из предложенных вариантов будет зависеть, в первую очередь, от уровня достигнутого доверия и консенсуса, а также от политической воли и культуры новой плеяды политиков, пришедших на смену нынешним руководителям и стремящихся разрешать взаимные противоречия не с позиций агрессивного национализма, как это делают нынешние грузинские власти, а исходя из реальных интересов своих народов.  
 
Таким образом, выбор предлагаемой поэтапной стратегии урегулирования «Безопасность – Доверие – Экономическое сотрудничество – Политическое примирение» может положить начало налаживанию двусторонних отношений и привести, в ко-нечном счете, к решительным сдвигам в деле позитивного урегулирования грузино-осетинского конфликта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конфликт  в «Юго-осетинской» автономной области, до перехода в вооруженный конфликт, прошел различные фазы эскалации. Начальные фазы эскалации конфликта соответствовали внутренним политическим процессам, протекающим как в Грузинской Советской Социалистической республике, так и в целом в СССР. В этом процессе, с одной стороны, важную роль сыграло усиление «неформального» движения в Грузии, а с другой стороны, начало развала СССР.

    Этот  конфликт можно истолковать и  как глобальный, так и российско-грузинский. Это – политический конфликт. При наименовании его, сравнительно приемлемым является «грузино-осетинский» конфликт. Если рассмотреть в глобальном масштабе, это – противостояние между большими империями, то есть один элемент конфликта цивилизаций.

Информация о работе Анализ Грузино-Осетинского конфликта