Анализ проблем и перспектив развития региона на примере Республики Татарстан

Дата добавления: 13 Февраля 2013 в 15:04
Автор: m*******@rambler.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (36.76 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

эмх равиля.doc

  —  150.50 Кб

Анализ  проблем и перспектив развития региона  на примере 

Республики  Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1Общая характеристика  Республики Татарстан

2Анализ существующих  проблем социально – экономического  развития Республики Татарстан

3 Анализ перспектив  развития экономики Республики  Татарстан

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования. Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах - природных, трудовых, капитальных, предпринимательских, а также научных. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики, региона мира или всей мировой экономики. К одной из основных глобальных проблем всего мира относится сырьевая, так как земельные ресурсы являются главными источниками жизнеспособности и процветания любой страны.

В этой связи  большое значение приобретает изучение природно-ресурсного потенциала мира в целом, отдельных материков  и стран, анализ систем их хозяйственного использования, сложившихся в различных социально-экономических структурах современного мирового сообщества, разработка представлений о региональном и оптимальном освоении природных богатств.

Объектом исследования данной курсовой работы является Приволжский федеральный округ, в частности Республика Татарстан.

Предмет исследования - природно-ресурсный потенциал, экономическое  состояние, внешнеэкономические и  межрегиональные связи ПФО и  регионов, входящих в его состав.

Цель исследования – изучить современное состояние экономики ПФО и определить перспективы его развития.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение следующих задач:

- изучить экономическое  состояние Приволжского федерального  округа;

- исследовать  минерально-сырьевую базу, уровень технологий в производстве и добыче полезных ископаемых региона;

- оценить потенциал  экономического развития и улучшения  благосостояния населения, благодаря  научным открытиям и нововведениям;

- рассмотреть  пути повышения эффективности  использования природных ресурсов;

- выявить экологически  опасные производства региона,  предприятия с устаревшим оборудованием  и без очистных сооружений, и  найти способы изменить ситуацию  к лучшему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Общая характеристика  Республики Татарстан

 

Один из субъектов  Российской Федерации Республика Татарстан  была образована в 1920 году 27 мая. Согласно декретам нового социалистического  государства она входила в  состав СССР на правах автономии и  именовалась Татарской Советской  Социалистической Республикой. Столицей и тогда, и ныне учреждён город Казань. По Конституции 1992 года признано, что государство может именоваться как Татарстан, так и Республика Татарстан.

Государство находится  в центре РФ, занимает часть Восточно-Европейской  равнины. Главные водные артерии - реки Волга и Кама и её притоки: Вятка и Белая. Протяженность территории Татарстана с севера на юг составляет 290 км, а с запада на восток - 460 км.

Преобладает климат умеренный, континентальный с тёплым летом и относительно холодной зимой.

Леса составляют около 16 % территории государства. Преобладают  лиственные породы деревьев. Республика обладает большим потенциалом –  плодородными почвами различных  видов. Но главное богатство –  это нефть. На территории Республики открыто 127 нефтяных месторождений, из которых добывается более 800 миллионов тонн. При этом прогнозируется увеличение добычи чёрного золота. Попутно ведётся добыча газа и незначительное количество каменного угля. Из полезных ископаемых на территории Татарстана ещё имеются: известняки и доломиты, строительный песок и глина, песчано-гравийная смесь и строительный камень, гипс, битум, сланцы, медь и бокситы, подземные воды: минерализованные и пресные. Добыча полезных ископаемых негативно отразилась на экологии Татарстана. Поэтому остро встал вопрос о строительстве очистных сооружений.

Республика Татарстан  – многонациональное государство, согласно последней переписи населения  в нём зарегистрировано 107 национальностей. Кроме татаров на территории государства  живут: кряшены и русские, чуваши и удмурты, украинцы и мордва, марийцы и башкиры, азербайджанцы и белорусы, армяне и евреи и т. д.

На территории государства  зарегистрированы: 43 района, 21 город, из которых 14 являются городами республиканского значения и 20 посёлков городского типа. Самый крупный город – столица Республики Казань.

Государственными языками  утверждены два языка: татарский  и русский.

Татарстан – многоконфессиональное  государство. Регистрацию прошли более 1000 религиозных объединений, но главными считаются – ислам и христианство православное. Ислам появился на этой территории ещё в Х веке. В настоящее время большая часть татар и башкир, проживающих на территории Республики Татарстан, являются исламистами. Есть и орган, ведающий делами верующих – Духовное Управление мусульман. Православие пришло на эти земли со времени вхождения в состав Руси, то есть с 1588 года. Не минуло православных Татарстана раскольническое движение в православии, и потому, наряду с епархией Русской православной церкви имеет место и митрополия Истинно Русской Православной Церкви. Зарегистрированы также старообрядцы, католики, представители западно-реформистских течений и, конечно, приверженцы буддизма и кришнаизма, и иудаизма.

Культура этого государства  многообразна. Она вобрала в себя черты западной цивилизации и восточной. Эта культурная тенденция сложилась исторически, много веков здесь сосуществовали три мировые религии, строились их культовые здания, слагались произведения, отражающие традиции жителей страны. Эти тенденции сохранились до сих пор: отреставрированы и восстановлены православный Благовещенский собор и мечеть Кул-Шариф. Казанский Кремль – это особая страница в культурной жизни Татарской Республики. Ансамбль - воплощение не только всех культур и народов, но всех эпох. Неповторимость и уникальность архитектурного ансамбля Кремля отмечена занесением его в Список всемирного культурного и природного наследия. Это великое событие произошло в 2000 году. Правительство Татарстана создало на территории Кремля Государственный историко-культурный музей-заповедник.

825 наименований газет  и журналов издаются на территории  государства. Наряду с печатными  изданиями на русском и татарском  языках, выходят газеты и журналы  на удмуртском и чувашском.

В Республике Татарстан хорошо развитая сеть образовательных услуг. Базовое 9-летнее образование бесплатное и обязательное. Далее молодёжь Татарстана может продолжить обучение в средних специальных учебных заведениях, вузах и академиях. Уже более двухсот лет столица Республики Казань – ведущий научный центр Восточной Европы. Здесь появились научные школы физиков, астрономов, лингвистов и т. д., которые известны во всём мире. Огромный вклад в обороноспособность страны внесли учёные этих школ в годы Второй мировой войны, сотрудничая с эвакуированными в Казань сотрудниками Академии наук СССР. Образовательные традиции в государстве развиваются и ныне, здесь насчитывается более тридцати ВУЗов, половина из них имеет статус государственных. С 1991 года функционирует Академия наук Республики Татарстан, которая постоянно совершенствует свою структуру. В Академии ведётся большая научно-исследовательская работа, имеющая практический характер и выход на мировое пространство. Сотрудники Академии поддерживают связи со всеми Академическими центрами стран СНГ и некоторыми научными центрами стран дальнего зарубежья.

Республика  Татарстан поддерживает и развивает  тесные экономические связи со многими  иностранными государствами.

Международные связи Республики Татарстан представляют одну из форм самоопределения нашего народа в  рамках федерации, эффективный механизм развития нашей государственности. Географически республика обладает международной открытостью, импортирует из-за границы такие факторы производства как капитал, труд и услуги, активно участвует в международной торговле. Татарстан имеет свои зарубежные институты, обладает прямыми транспортными связями с иностранными государствами, активно участвует в научных, культурных, образовательных программах и проектах с партнерами из зарубежных стран.

За прошедший период накоплен значительный международный опыт, позволяющий республике уверенно смотреть в будущее. Сегодня Татарстан не только способен самостоятельно участвовать в международной деятельности, активно развивать свои зарубежные контакты, но и вносить существенный вклад в развитие федерализма, укрепление авторитета России на международной арене.

Основными приоритетами международной  деятельности Татарстана продолжают оставаться дальнейшее развитие принципов федерализма, расширение торгово-экономического, научно-технического, культурного и гуманитарного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, гибкая стратегия привлечения иностранных инвестиций и формирование эффективной структуры поддержки конкурентоспособности экспорта, развитие связей с диаспорой, проживающей за пределами республики, интеграция Татарстана в международную экономику, обеспечение благоприятных внешних условий для всестороннего внутреннего развития Татарстана, для укрепления его суверенитета.

 

 

 

 

 

 

2Анализ  существующих проблем социально  – экономического развития Республики Татарстан

Социально-экономическое  развитие страны и ее регионов в  последнее десятилетие характеризуется  изменением государственных институтов. Вновь формирующиеся институты, способствующие развитию

свободного рынка  и демократического - общества, содержат в себе институциональные ловушки, не учет наличия которых может привести к системным ошибкам. Причем здесь важно учитывать совокупность формальных и неформальных ограничений, которые, как показывает мировой опыт, являются следствием сохранения противоречивых институциональных проблем.

Решение задач, требующих создания инновационной  диверсифицированной экономики  и на этой основе повышения ее конкурентоспособности, потребовало анализа наличия  институциональных факторов и ловушек, которые могут стать ограничениями для дальнейшего развития республики.

В качестве инструмента  функционального анализа используется:

-  Имущественные отношения;

-  Размещение производительных сил;

-  Человеческий капитал и рынок труда;

-  Инновационное развитие;

-  Деятельность монопольных организаций;

-  Урбанизация и рурализация;

-  Теневая экономика;

-  Средний класс;

-  Финансовые институты;

-  Участие государства в экономике;

-  Либерализация цен и тарифная политика;

-  Уровень жизни – экономические и экологические факторы.

 До настоящего времени система программирования в республике была построена по отраслевому, территориальному (муниципальному) и ведомственному разрезам. В этой связи из поля зрения выпадали угрозы и риски, возникающие по причине наличия или появления проблем, носящих институциональный характер. Выбор подхода к разработке настоящей программы, построенной на анализе влияния институциональных факторов, обусловлен именно этим обстоятельством. Аналогичные подходы применяются при разработке программ в других странах, однако на сегодня отсутствует информация о применении институционального подхода в системах программирования других субъектов Российской Федерации. Важно отметить, что отраслевые и территориальные программы целесообразно разрабатывать тогда, когда необходимо решить проблемы (стратегические и тактические) в пределах установленных «коридоров» институциональных факторов, когда с высокой степенью уверенности можно считать, что эти факторы отсутствуют. Вместе с тем, как показывает многолетний опыт, в реализуемых и разрабатываемых сегодня в республике программах делается акцент на финансирование программных мероприятий, которые нередко являются текущими задачами министерств, ведомств и органов местного самоуправления.

 

 

 Характеристика проблем в сфере управления имущественными отношениями

Сегодняшняя ситуация в сфере управления имуществом характеризуется, с одной стороны, достаточной нормативной правовой базой по управлению собственностью, а с другой стороны, сложной системой управления имущественными комплексами, находящимися в компетенции различных уровней власти и корпораций.

Именно  эта сложность предопределила появление  целого блока проблем в этой сфере. Прежде всего, это касается координации  взаимодействия субъектов управления и владения имуществом. Мировой опыт, а также лучшая практика в субъектах Федерации подтверждают целесообразность четкого разграничения полномочий между ними. При этом государство всегда должно быть активным «игроком» на рынке имущественных отношений.

Страницы:1234следующая →
Описание работы
Актуальность темы исследования. Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах - природных, трудовых, капитальных, предпринимательских, а также научных. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики, региона мира или всей мировой экономики. К одной из основных глобальных проблем всего мира относится сырьевая, так как земельные ресурсы являются главными источниками жизнеспособности и процветания любой страны.
Содержание
Введение
1Общая характеристика Республики Татарстан
2Анализ существующих проблем социально – экономического развития Республики Татарстан
3 Анализ перспектив развития экономики Республики Татарстан
Заключение
Список использованных источников